Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

АКСИОЛОГИЯ И ЛИНГВОАКСИОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА «ЧЕЛОВЕК» В РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРАХ)

В современную эпоху коммуникативной подвижности научного пространства, интенсивной динамики когнитивных процессов гуманитарные науки, как и наука в целом, в значительной степени продолжают развиваться под знаком Языка (влияние «лингвистического поворота» в философии в XX веке). С другой стороны, с учётом расширения проблемного поля лингвистики и открытости границ лингвистического знания, лингвистические дисциплины всё больше нуждаются в философском подходе к Языку. Более того, сегодня «энергийная» природа Языка как такового вызывает потребность всестороннего междисциплинарного исследования. Потому интересным и актуальным в данной ситуации представляется взаимодействие в современном гуманитарном дискурсе философских дисциплин и дисциплин лингвистических. Например, в результате взаимодействия аксиологии и лингвистики стало возможным появление новой дисциплины – лингвоаксиологии и развитие лингвоаксиологических исследований.

Слово аксиология этимологически восходит к античной языковой традиции, заложившей основания для языка науки, в данном случае – к древнегреческой, и происходит от греч. ἀξιόλογος  —  ценный, значимый, значительный и  λόγος — слово, понятие, термин, смысл, учение. [10, с. 4-6] Наименование «аксиология» для самостоятельной научной области философского познания — философского учения о ценностях — в 1902 году ввел в научно-философское пространство философ П. Лапи [8, с. 3], дав тем самым импульс для развития этой философской дисциплины. Становление аксиологии происходило преимущественно в контексте общего становления «наук о культуре и духе» на основе достижений философов-классиков: изначально – опять же греков – Платона, Аристотеля и далее – европейской классической философии И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Самый значительный вклад в развитие аксиологии внесли представители философии жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, М. Шелер) и неокантианских философских школ (баденской и магдебургской: Г. Коген, Э. Кассирер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт), которыми были заложены её фундаментальные философские основания. Необходимо отметить здесь также и существенный вклад русских философов (В.С. Соловьёв, И.А. Ильин, Н.О. Лосский). [2]

В настоящее время в связи с глобальным духовно-ценностным кризисом, который испытывает человечество на рубеже эпох, аксиологические исследования становятся особенно актуальными. Аксиология в широком смысле – философская наука о ценностях. Изначально состоялась она как дисциплина, определившая само понятие «ценность», важнейшей из категорий духовного мира, и обозначившая приоритет духовных ценностей для человека как существа, созидающего мир Культуры и творчески реализующего себя в нём как личность. Прежде аксиология основывалась преимущественно на применении статического подхода, она утвердила свою позицию, занимаясь прояснением природы ценностей, их выявлением, систематизацией и анализом их разновидностей, утверждением «вечных» ценностей и ценностных абсолютов [7]. Современная аксиология, в связи с нынешнем синергетическим мировидением, осознанием постоянства мировой динамики и, соответственно, изменением научной дискурса в целом сосредоточена на подходе динамическом: в центре её внимания меняющиеся ценности в меняющемся мире; она подвергает исследованию процесс возникновения, бытия, утраты, исчезновения и возможного возрождения ценностей в социокультурном пространстве, в сознании отдельного человека, народов, человечества в целом.

Аксиология сегодня – сама как таковая наука междисциплинарная, и способна задавать философско-аксиологические основания другим научным дисциплинам (например, биоэтика – в антропологии и медицинских науках или общая этика науки, или этика культуры в культурологии). Она активно вступает в диалогические отношения с множеством других научных дисциплин. Особенно показательно сейчас взаимодействие аксиологии и лингвистики, на основе которого стало возможным появление и развитие такой междисциплинарной научной области как лингвоаксиология. [6] Ведь процесс понимания, усвоения, наследования и передачи ценностных смыслов в истории человеческой культуры осуществляется в языке, посредством языка выражается ценностное отношение человека к миру.

Язык сегодня понимается как самоорганизующаяся, коммуникативная система, развитие которой подобно развитию живого организма [4, с. 32], «язык реализует и вербализует, онтологизирует национальную культурную картину мира, хранит ее и передает из поколения поколение [3, с. 18]. Духовные ценности глубоко укоренены в культуре и имеют свойство сохраняться в языке. Они могут быть общечеловеческими, национальными, сословно-классовыми, групповыми, семейными, индивидуально-личностными. [1, с. 9]. В изучаемом аспекте очень важно обратиться к отображению в языке именно общечеловеческих и национальных духовных ценностей, таких ценностных универсалий как человечность, жизнь, милосердие, любовь, доброта, всеединство.

Примером может служить выполняемое в сравнительном аспекте исследование ценностей русской и китайской культур, соответственно, русской и китайсккой языковых картин мира, в которых очень важной ценностной универсалией является «Человек».

Ещё в славянской языческой культуре мифопоэтические представления славян о человеке базировались на идее соответствия человека и Природы. Человек отождествлял себя с Природой, наделяя неживые объекты человеческими качествами, ставя себя «над» всем миром. В русской православной культуре, по сведению Штумпф С. П., основополагающий принцип мировоззрения – антропоцентричность. Человек воспринимается только как Человек с большой буквы, прообраз Бога – воплощения всепобеждающего Добра [12].

В китайской же культуре с её древнейших времён концепция 人 (Жень) занимает центральное место, например, в учении Конфуция. В «Дао дэ цзине» 人 признано благотворной основой общения людей [5], а в «Чжуан-цзы» распространено и на неживую природу в качестве «принесения пользы вещам». [11] Дун Чжуншу во 2 в. до н.э. объявил 人 воплощением «воли Неба» в человеческом.

В обеих вышеуказанных культурах человек воспринимается не просто как материальное существо, а как своего рода «трансцендентальное зеркало» бытия, включающее в себя и выражающее «сквозь» себя, посредством языка, милосердие, добро, любовь, единосущность с окружающим миром, а следовательно, всеединство.

Так, прослеживание ценностей неизбежно приводит нас к языку: рассматривая эти примеры с точки зрения лингвоаксиологии, можно заметить, что в китайском языке графема 亻входит в состав большинства иероглифов, несущих аксиологический смысл, в русском же языке слово к слову «человек» восходит, например, «человечность», несущее в себе смысл милосердия, доброты, любви. То есть, в обеих этих культурах с лингвокультурологической точки зрения, человек является носителем прочих ценностных универсалий, их центром.

Так, становится неопровержима цепочка «язык – сознание – общество – культура – человек» [9]. Неразрывно связанный между собой путь похождения ценности от человека к человеку, от этноса к этносу. Безусловно, это значит, что при возрастающем темпе изменения культур, очень важно научиться определять ценности не только с культурологической точки зрения, но и изучать их с лингвоаксиологической, так как язык – динамично развивающаяся вместе с культурой система, ярче и точнее всего может предоставить нам исторические и современные данные о культуре человеческого общества.

Таким образом, лингвоаксиология, возникшая в динамичном междисциплинарном пространстве, созданном научным дискурсом  философии ценностей (аксиологии), культурологических дисциплин, лингвистики и лингвокультурологии, даёт возможность не только изучать языки и культуры определённых народов, но и проводить глубокий сравнительный анализ этих языков на предмет сохранения в памяти народов культурных ценностей и изменения их в культурно-историческом процессе. Её роль и авторитет в гуманитарном научно-образовательном пространстве всё более и более повышается по причине возрастающей необходимости изучения ценностных оснований и ценностных процессов в культурном сознании народов как носителей культур и их отражению в языковых картинах мира. Безусловно, имеет смысл продолжать работу в этом направлении с целью последующего выхода на компаративистский анализ духовных составляющих китайской и русской культур на базе культурно-языкового пространства.

 

Список литературы:

  1. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. — 288 с.
  2. Барышков, В. П. Аксиология: учебное пособие. Саратов: «Наука», 2009.- 65 с.
  3. Гураль, С. К. Мировоззрение, картина мира, язык: лингвистический аспект соотношения // Язык и культура. 2008. №4. С. 14-21.
  4. Гураль, С. К. Язык как процесс и как саморазвивающаяся система // Вестник Томского государственного университета. 2007. №298. С. 32-35.
  5. Дао-Дэ Цзин. Книга пути и достоинства. М.: Издательство Центрполиграф, 2012. — 222 с.
  6. Дронова, Л. П., Ермоленкина Л. И., Катунин Д. А. Картины русского мира: аксиология в языке и тексте: сб. монографий / под ред. З. И. Резановой. Томск: Издательство Томского университета, 2005. — 353 с.
  7. Ивин, А.А. Аксиология. Научное издание. М.: Высшая школа, 2006. — 390 с.
  8. Кирьякова, А. В. Теория ценностей — методологический базис аксиологии образования // Аксиология и инноватика образования. 2010. №1. С. 2-32.
  9. Павлов С. Г. Лингвоаксиологическая модель человека: научно-методический аспект // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 12.
  10. Словарь философских терминов / Науч. ред. В.Г. Кузнецов. – М.: ИНФА-М, 2007. С. 4-6.
  11. Чжуанцзы / пер. с кит. Л. Позднеевой; предисл. Е. Торчинова. СПб.: Амфора, 2013. — 367 с.
  12. Штумпф С. П. Духовность. Аксиологическая направленность и социокультурная природа феномена: монография. Красноярск.: Красноярский гос. Пед. Ун-т им.В. П. Астафьева, 2013. – 256 с.[schema type=»book» name=»АКСИОЛОГИЯ И ЛИНГВОАКСИОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА «ЧЕЛОВЕК» В РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРАХ)» author=»Беккер Елена Валерьевна, Панова Ольга Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found