Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Философские романы всегда были и остаются в центре внимания литературоведов, критиков и читателей, поскольку в этих произведениях мы ищем и находим ответы на самые актуальные вопросы современной жизни и исторического прошлого; философский роман, как правило, ставит и решает проблемы субстанционального характера, раскрывает человека и окружающий его мир с новой, еще не познанной стороны.

«Роман, – писал Л. Леонов в статье «Форма и цель», – отличное орудие, немало поработавшее в истории культуры. Единственное усовершенствование, которое постигнет его на протяжении ближайшего полувека, это повышение его мыслительной и образной емкости соответственно текучим приобретениям нашего ума и духа <···>» [1, с. 479]. Далее писатель, отмечая значимость романного жанра, указал: «Сколько раз в прошлом он помогал мировой литературе выходить из не менее степенных обстоятельств <···> Я не верю в искусство, которое начитается с барабанных манифестов. В искусстве можно как угодно, с одним лишь условием – чтобы было хорошо. Форму диктует практическая цель художника, гавань назначения, которую всякий серьезный мастер должен предвидеть наперед» [1, с. 485-486].

Жанр философского романа (собственно философского и художественно-философского) недостаточно изучен теоретиками литературы, он представляется своеобразным феноменом человеческой культуры, ее синтетической формой, в которой прочно соединены элементы философии и культуры.

«Философский роман, – констатируется в «Словаре литературоведческих терминов», – тяготеет к ярко выраженной художественной условности: герои его не являют собой саморазвивающиеся характеры, но выступают как выразители идей автора, как резонеры; сюжет и само разрешение конфликта подчинены движению определенной философской концепции. Сама изобразительная ткань произведения обычно не обладает той прочностью и красочностью, которые присущи собственно художественному роману» [2, с. 436].

Значительная часть современных исследователей литературоведческой науки склонна утверждать, что в философском романе усилена роль идеи как сюжетообразующего фактора, на страницах произведения, как правило, «живет» и активно действует герой-идеолог, которого писатель наделяет резонерской функцией, сосредотачивая внимание на его микромире и выделяя сущность индивидуума через его связи с прошлым и будущем человечества, материальной и духовной культурой цивилизации.

С этих позиций значительная часть художественной прозы М. Булгакова квалифицируется исследователями как философская, а автора относят к писателям-философам, художникам-мыслителям. В его произведениях с необычайной силой проявились лучшие традиции литературы XIX века, талант живописца исторической эпохи и сурового опыта октябрьской революции. В юности М. Булгаков был монархистом, во время учебы в гимназии и университете состоял в рядах консервативной интеллигенции и, как правило, уклонялся от общественно-идеологической работы. В этой связи закономерно скептическое отношение писателя к революции, понятны его резко отрицательные оценки «воинствующего материализма» и неприятие борьбы большевиков с российской духовностью. Видимо, это одна из причин того, что все творчество художника пронизано темами неизбежного конца света, безуспешностью попыток общества справиться с разрушительной деятельностью Сатаны.

Уже в первых произведениях М. Булгакова заметны философский подтекст, символика, умелое сочетание сатиры с острым гротеском, направленное на осуждение чиновно-бюрократической большевистской системы. Например, в повести «Роковые яйца» рассказывается о событиях, якобы случившихся в недалеком будущем. Центральное место в сатирическом произведении занимает крупный специалист по голым гадам – ученый Персиков. Упорным трудом он изобрел оптическое устройство, позволявшее получить необыкновенный красный луч. На живые организмы он действовал ошеломляюще: с невероятной скоростью размножал их, затем делал из них огромных гадов – змей, крокодилов и пр., которые небывало быстро заполонили все российское пространство. Ни ГПУ, ни Красная Армия не могли спасти страну от новоявленных монстров. Россия выстояла благодаря природной аномалии: неожиданно, в середине августа, ударил восемнадцатиградусный мороз, избавивший землю от ирреальных чудовищ. В произведении М. Булгакова два плана: реальный и фантастический. Но реальная жизнь фантасмагоричнее невероятной авторской фантастики. Помимо остросатирической и философской направленности повесть примечательна тем, что в ней обнажен антиутопический пафос, впервые прозвучала угроза человечеству, связанная с открытиями в области будущей генной инженерии; решительно поставлен вопрос о границах «преобразования» природы.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет сложную жанровую структуру, сочетающую качества социально-сатирического, религиозно-фило­софского и фантасмагорического произведений. Основная нравственная проблема книги выражена мотивами вечного противостояния добра и зла, духовного и творческого противоборства человека с силами тьмы. Сюжет произведения развивается в трех временных измерениях – в прошлом, настоящем и ирреальном. Романист, раскрывая бесконечно сложные взаимосвязи человека и общества, умело использовал условные формы переосмысления действительности, прибегнув к гротеску и фантастике, литературным символам и знакам, к мифологическим картинам и образам. Писатель широко отразил человеческое бытие, реальную среду обитания людей, яркие характеры и поступки героев. Помимо этого в романе много вымышленных конфликтов, воспроизведенных на фоне евангельских сюжетов и сцен, которые вызывают ассоциации с библейскими мотивами, восходящими к мировой классике (Гофман, Гете) и развитыми в русской литературе (Пушкин, Гоголь, Достоевский).

Исторический план книги представлен событиями, которые происходили в Древней Иудее около двух тысяч лет тому назад. Главные герои этой части произведения – легендарный бродячий философ Иешуа Га-Ноцри и могущественный римский прокуратор Понтий Пилат. Непримиримое противостояние исторических персонажей, симпатии и антипатии автора по отношению к героям, его раздумья о судьбах индивидуума и целых народов в прошлом времени и настоящем заострили в романе злободневные проблемы текучей действительности: свобода человека и деспотизм власти, мужество личности и ее мудрость.

В центре реальных событий романа – разнообразные картины жизни Москвы и москвичей пореволюционного времени. Эта грань сюжетодвижения представлена Мастером, Маргаритой и литераторами – ревнивыми сторонниками искусства «социального заказа». Большинство действительных героев испытывают постоянное чувство неустроенности и неопределенности, внутреннего дискомфорта и страха; они не способны сопротивляться среде собственного обитания и социальным условиям жизни. Борясь за выживание, персонажи часто приспосабливаются к обстоятельствам, становятся злыми и агрессивными, теряют свои интеллектуальные и душевные свойства. На примере столкновений осязаемых героев, их поисков жизненных ориентиров автор умело раскрыл судьбу творческой личности, зависимой от тоталитарного общественного строя. При этом история отношений Мастера, вступившего в контакт с Мефистофелем (Воландом) и Маргариты («женщины-птицы», обратившейся в ведьму) выглядят не только сказочно, но и реально, поскольку органично вписаны в сложную эпоху и колоритный московский быт.

Фантастический – третий пласт книги – представляют Воланд, его свита и вереница характеров московских обывателей. «Дьявольский», гротескно-фанта­стический сюжет романа причудливо переплетается с реально-бытовым и историко-мифологическим, вынуждая читателя сравнивать былые времена и нравы народов, прошлое и настоящее и прийти к заключению: единственно необходимым основанием гармоничного мира людей должно быть их духовное единство.

Конструкция романа М. Булгакова крепится антитезой – противостоянием истинной свободы и несвободы во всех их проявлениях. Эта мысль реализована в разных содержательных контекстах книги: в «микроромане» автора-повествователя, где живут и действуют Пилат, Иешуа, Левий Матвей; в «романе» главных героев – Мастера и Маргариты, в «повествовании» о судьбе поэта Ивана Бездомного, в «миникниге» о Воланде и его пособниках – зеркальном отражении Сатаны. Все многообразие фабульных и эстетических составляющих книги: острота сюжетных столкновений, споры и диалоги, философские заключения повествователя и авторские отступления, – направлено против двух главных зол мрачной эпохи: теории нравственной вседозволенности, освободившей человека от духовных ценностей; и христианской догмы, утверждающей, что зло на земле не имеет самостоятельного бытия.

 

Список литературы:

  1. Леонов Л.М. Форма и цель // Леонов Л. Собр. соч.: В 10-ти т. – Т. 10. – М., 1982. – 631 с.
  2. Философский роман. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974. – 509 с.[schema type=»book» name=»ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»» description=»В статье на примере романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» рассматривается жанр философского романа, который представляется своеобразным феноменом человеческой культуры, его синтетической формой, в котором прочно соединены элементы философии и культуры. Доказывается, что философский роман выделяется всеобщностью и глобальностью поставленных проблем, особым авторским художественным мышлением, в основу которого положены мифологизация конфликтов, философские отступления автора, вставные конструкции, художественный гротеск, фантастика, символика, интертекст, а также своеобразная пространственно-временная структура (наличие временных сдвигов, развитие действия в разных временных измерениях) и т.д.» author=»Петишев Анатолий Андреевич, Абкадирова Эльза Айзатовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found