Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАДИКАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ

Одна из главных угроз цивилизованному человечеству в XXI веке — угроза исламистского терроризма. За последние 40-50 лет количество радикальных джихадистских группировок в мире увеличилось в десятки раз. С 2001 года ими было совершено свыше 15 тысяч терактов, в которых погибли более 74 тысяч человек.

В связи с активизацией терроризма серьёзную угрозу представляет растущая радикализация мирового населения. Данная тенденция усиливается. Во многих странах мира сегодня предпринимаются попытки вербовки новых членов террористических организаций. Особую активность в этом проявляет радикальная джихадистская группировка «Исламское государство» (ИГ), признанная террористической во многих странах мира, в том числе: в России и США. На стороне ИГ воюют около 27-30 тысяч иностранцев. Для сравнения: ещё летом 2014 года их было не более 12 тысяч. Из доклада «Иностранные боевики. Обновленные данные притока иностранных боевиков в Сирию и Ирак» организации Soufan Group, консультирующей по вопросам безопасности, следует, что на конец 2015 года в рядах ИГ воевали 8240 человек из стран Ближнего и Среднего Востока, 8000 — из стран Магриба, 5000 — из стран Западной Европы, 4700 — из стран бывшего СССР, 900 — из стран Юго-Восточной Азии, 875 — из Балканских стран. При этом больше всего боевиков «Исламского государства», имеющих иностранное гражданство, из Туниса — 6000 человек, из Саудовской Аравии — 2500, из России — 2400, из Турции — 2100, из Иордании — 2000 [6]. Для сравнения: среди западноевропейцев в рядах ИГ — 1800 французов, 760 британцев, 760 немцев, около 470 бельгийцев.

Под политической радикализацией мы понимаем изменение убеждений, чувств и модели поведения человека, отражающее повышенную степень его готовности к участию в политических конфликтах. Крайняя степень проявления радикализма — терроризм. Западные учёные Кларк МакКолей и София Москаленко в работе «Mechanismen der Radikalisierung von Individuen und Gruppen» объясняют процесс радикализации через механизмы, структурированные в зависимости от количества радикализируемых элементов. В случае с индивидуальной радикализацией речь идёт о шести механизмах [5].

Во-первых, механизм радикализации посредством пережитого опыта несправедливого отношения к личности. Исследователи предлагают придерживаться того мнения, что отдельные инциденты несправедливого отношения к индивидууму редко приводят к его радикализации, скорее их следует рассматривать как часть более крупной политической борьбы. Большинство пострадавших либо не могут идентифицировать конкретного обидчика, либо не в состоянии оказать на него какое-либо воздействие. Таким образом, они возлагают вину не на отдельную личность, но на представляемый им институт, например, армию, полицию.

Во-вторых, радикализация через конфликт с государством. Радикализация может быть следствием несогласия личности с политическим курсом. В то же время если персона не получает поддержки со стороны радикальной организации она лишь в редких случаях прибегает к насилию.

В-третьих, радикализация через интеграцию с радикальной группировкой. Как правило, в данном случае речь идёт о попадании личности в так называемую плохую компанию. Радикализация осуществляется по методу «The Slippery Slope» («Скользкий склон»). Индивидуум, попавший в группировку, может не осознавать этого. Он проходит длительный постепенный процесс социализации в рамках новой для себя структуры. Первый шаг для личности в рамках интеграции с радикальной группой, как правило, не представляет опасности ни для неё, ни для общества. Но каждый последующий шаг оказывается радикальнее предыдущего.

В-четвёртых, радикализация через симпатию, или «The Power of Love» («Сила любви»). Радикальные элементы склоняются к тому, чтобы рекрутировать новых членов из своего социального окружения, прежде всего, друзей и родственников. Нередко индивидуум радикализируется вслед за человеком, к которому он испытывает чувства, или преклоняясь перед авторитетом харизматичного лидера.

В-пятых, радикализация через признание и приключения. Радикальные структуры изъявляют готовность удовлетворить потребность тех, кто находится в поисках острых ощущений.

В-шестых, радикализация через одиночество. Когда личность оказывается вне привычного ей социального окружения, она зачастуют испытывает потребность заполнить образовавшиеся пустоты, пребывая в поиске новых социальных контактов. Нередко подобные индивидуумы попадают под влияние радикальных группировок.

Таким образом, когда речь идёт о радикализации населения, существование одних лишь механизмов радикализации не является определяющим фактором. Ключевую роль в данном процессе играет группировка, способная воспользоваться исключительными обстоятельствами личности, её подверженности влиянию извне. В контексте этого наиболее серьёзным деструктивным элементом в мировом информационном пространстве сегодня можно считать ИГ. Это обусловлено целенаправленной политикой организации, нацеленной на пропаганду и вербовку новых членов. Так, у «Исламского государства» есть собственный совет по информационным коммуникациям, своя финансируемая медиагруппа, куда входят каналы «Аль-Фуркан», «Аль-Иатисам» и др., радиостанции, например, «Аль-Баян», сайты и журналы (например, журнал «Дабик») [4, с. 105]. Данные СМИ представлены во многих регионах мира, они используют современное медиаоборудование, над их созданием работают профессионалы. ИГ также активно пропагандирует свою идеологию в социальных сетях, при помощи видеороликов.

«ИГИЛ способна притягивать боевиков из различных стран, в особенности молодых людей…» — считает Дайгам Бен Хуссейн, директор Департамента внешней безопасности Тунисской Республики [4, с. 106]. Целевая аудитория пропагандистской машины ИГ размыта. По словам старшего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Бориса Долгова, девушкам рекруты ИГ обещают любовь, замужество и счастливую жизнь в «Исламском государстве», в котором якобы торжествует справедливое общество [3]. По мнению исследователя Абделя Бари Атвана, главного редактора арабской газеты Rai al-Youm, ИГ готово предложить людям насилие: «Они (рекрутеры ИГ — прим.) – эксперты, они знают, как использовать этих людей, как их убедить уехать и пожертвовать своей жизнью» [2].

Радикализации способствует миграционный кризис в Европе. В 2015 году границы ЕС пересекли сыше миллиона мигрантов, большинство которых — мусульмане. На новой территории они нередко оказываются неспособны интегрироваться в общество. «Умело играя на росте недоверия граждан к государственным институтам, разочаровании в общепринятых христианских и мусульманских ценностях, главари и вербовщики ИГИЛ стремятся мобилизовать под свои знамена широкие массы населения, делая ставку в первую очередь на молодежь», — считает директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации Александр Бортников [4, с. 17].

Количество присоединившихся к ИГ граждан иностранных государств говорит об эффективности террористической пропаганды ИГ, ориентированной на широкие слои населения. Борьба с ней, очевидно, требует принятия комплекса мер, включающих контроль за перемещениями лиц, покинувших пределы того или иного государства с целью присоединения к ИГ, международное сотрудничество на уровне спецслужб и т.д., но прежде всего — организацию системной просветительской работы, призванной развенчать ложные постулаты, выдвигаемые ИГ и ему подобными террористическими структурами. Эта обязанность должна возлагаться на национальные средства массовой инфрмации. По мнению генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николая Бордюжи в сложившейся ситуации противодействовать попыткам вербовок, особенно молодежи, в ряды боевых отрядов ИГ можно только через СМИ: «Только через СМИ мы можем доводить реальную и правдивую информацию о том, что делается. Только СМИ, по большому счету, сегодня дают пищу для размышлений, особенно в оценке религиозных различных направлений, где действительно религия, а где это просто шарлатанство или бандитизм, прикрытые религией и религиозными постулатами» [1].

В контексте этого, по всей видимости, большую устойчивость по отношению к террористической пропаганде способны продемонстрировать те страны, которые сохранили и обеспечили деятельность государственных СМИ на своей территории. Именно государственные СМИ, на наш взгляд, призваны стать тем ключевым механизмом государственной пропагандистской машины, которая сможет дать отпор растущей террористической угрозе в информационном пространстве.

Список литературы

  1. Генсек ОДКБ предложил подключить СМИ к борьбе с вербовкой в ряды «ИГ» // Российская газета. 2015. 23 сентября. URL: https://rg.ru/2015/09/23/borduzha-site.html (дата обращения: 21.04.2016).
  2. Как «Исламское государство» привлекает молодежь // bbc.com: интернет-изд. 2015. 10 июня. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2015/06/150610_how_isis_recruits_people (дата обращения: 21.04.2016).
  3. Россияне в рядах ИГ: реальная угроза? // https://geo-politica.info : интернет-изд. 2015. 22 июня. URL: (дата обращения: 21.04.2016).
  4. XIV Совещание руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов (Ярославль, 29-30 июля 2015 г.) : сборник документов // Федеральная служба безопасности Российской Федерации : Изд-во «Граница», 2015.
  5. Der Bürger im Staat, Heft 4–2011 61. Jahrgang ISSN 0007–3121.
  6. Foreign fighters an Updated Assessment of the Flow of Foreign Fighters into Syria and Iraq // soufangroup.com. December 2015. URL: https://soufangroup.com/wp-content/uploads/2015/12/TSG_ForeignFightersUpdate1.pdf (дата обращения: 21.04.2016).[schema type=»book» name=»РАДИКАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ» description=»Статья посвящена оценке уровня радикализации мирового населения в связи с активизацией терроризма. В результате анализа автор приходит к выводу о ведущей роли СМИ в противодействии данной угрозе.» author=»Олейник Евгений Юрьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found