Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КОНЦЕПТ «ПРИРОДА» В ЛИРИКЕ К.Н. БАТЮШКОВА 1810-Х ГГ.

Творческий гений Константина Николаевича Батюшкова – непостижимая загадка, такова его поэзия. В начале творческого пути К.Н. Батюшкова считали представителем «легкой поэзии». В его стихотворениях звучали темы любви, дружбы, свободы личности в контексте радостей жизни. Однако упоение жизнью и свободой соединяется у поэта с предчувствием душевного кризиса.

Внутреннее противоречие лирического героя – особенность поэтического творчества К.Н. Батюшкова. Сильное влияние на поэта оказала Отечественная война 1812 года. После увиденных «ужасов войны» художник переосмысливает творчество и отказывается от прежней тематики произведений.

В стихотворениях К.Н. Батюшкова природа представлена особо: поэт говорит о ней не как о пейзажной картинке, делает ее не просто фоном, отражающем настроение лирического героя, а как о живом существе, наделяет ее пониманием, осознанием происходящего в мире человека:

Под тению черёмухи млечной

И золотом блистающих акаций

Спешу восстановить олтарь и Муз и Граций,

Сопутниц жизни молодой  «Беседка муз» (1817) [1, с. 123].

Стихотворение «Беседка муз» – крик поэта о вдохновении. Тема природы является неотъемлемой частью поэтической картины. «Черемуха млечная» и «блистающие акации» символизируют рост, развитие, дополняя образ величественных муз изящного искусства. Лирический герой близок к природе, так как ему больше мил «шалаш», чем «терем», ведь он  – поэтическая натура. К.Н. Батюшков считает, что истинное вдохновение возникает лишь наедине человека с природой.

Условная мольба лирического героя музам о ценном, божественном даре ему внутренней силы и желания жить и творить. Природа выступает не фоном стихотворения, а необходимым условием творческой и жизненной активности человека.

В стихотворении «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (1819) природа представлена похоже, но имеются смысловые нюансы:

Есть наслаждение и в дикости лесов,

Есть радость на приморском бреге,

И есть гармония в сем говоре валов,

Дробящихся в пустынном беге.

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже! [2, с. 45]

Природа показана как самостоятельное живое существо, близкое и родное человеку. Поэт стремится показать читателю характер воздействия окружающего мира на духовный мир человека:

С тобой, владычица, привык я забывать

И то, чем был, как был моложе,

И то, чем ныне стал под холодом годов.

Тобою в чувствах оживаю:

Их выразить душа не знает стройных слов

И как молчать об них – не знаю [2, с. 45].

Поэт подчеркивает собственное близкое и неравнодушное отношение к природе. Он заявляет о своей любви к ней прямо, называя ее «природа-мать». Для поэта окружающий мир наполнен гармонией, «стирающей» тоску и пробуждающей чувства. Природа пробуждает в человеческом бытии радость от созерцания «дикости лесов» и «приморских брегов». Поэт подчеркивает естество жизни, проявляющееся в каждой природной реалии, будь то вал, скала или лес, море.

Стихотворение «Есть наслаждение и в дикости лесов…» наполнено как статичными природными реалиями, раскрывающими вечность и величие природы, так динамичными образами моря, ветра, акцентирующими авторское видение силы природы, ее могущества и, с другой стороны, ее души.

Иначе рассмотрена тема природы в более раннем стихотворении, датированным 9 августа 1812 года, под названием «Гремит повсюду страшный гром…». Природа является свидетелем страшных событий Отечественной войны 1812 года. Природные реалии создают повсюду гром, буйствуют – «стихии яростные в споре» [1, с. 563], негодуют из-за происходящего бесчинства. Природа становится выразительницей авторского взгляда на события войны. Действительно, поэт негативно высказался о трагических событиях Отечественной войны 1812 года, привнесших кризис в его творческую жизнь: «Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и ее окрестностях – поступки беспримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством» [3, с. 46]. Лирический герой стихотворения приближен к фигуре автора, потому утешение он находит в творчестве. Видя разверзающиеся вокруг Отчизны кровавые события, Н.К. Батюшкову не остается ничего кроме как писать об этих «ужасах войны», ведь  перо и бумага – «все добро», что остается у него от войны. Особый интерес вызывает цитата К.Н. Батюшкова «все пером гусиным пишут» [1, с. 563], обращенная к членам «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Тем самым К.Н. Батюшков выражает свое отношение к несерьезной, мелочной деятельности участников этого кружка накануне Отечественной войны 1812 года.

Таким образом концепт «природа», представленный в лирике Н.К. Батюшкова, кроме центрального смысла – органический и неорганический мир, приобретает дополнительную семантическую коннотацию: материнское начало, творческий храм-беседка, средоточие гармонии, живое существо, несущее на себе печать истории.

Список литературы:

  1. Батюшков К.Н. Полное собрание стихотворений» /под ред. Н.В. Фридмана. М; Л: Сов. писатель, 1964.
  2. Батюшков К.Н. Стихотворения 1809-1821. Москва: Худож. лит., 2005.
  3. Красовский В.Е., Леденев А.В. Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. Москва: ОЛМА ПРЕСС, 2004.[schema type=»book» name=»КОНЦЕПТ «ПРИРОДА» В ЛИРИКЕ К.Н. БАТЮШКОВА 1810-Х ГГ.» description=»В статье проанализировано представление К.Н. Батюшкова о природных реалиях, проведен анализ стихотворений 1810-х годов, выявлен авторский ассоциативный смысл концепта «природа», сделан вывод о специфике природной красоты в лирике К.Н. Батюшкова.» author=»Сизых Аделя Андреевна, Сизых Оксана Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found