Цикличный характер экономического развития России подтверждается ходом событий последних месяцев 2014 г. Однозначного ответа на причины этого кризиса пока нет. Общеизвестно, что: а) кризисы бывают регулярно; б) к кризису необходимо готовиться; в) кризис – это не только значительное количество экономических, политических и социальных проблем, а это одновременно и новые перспективы, которые необходимо отследить и профессионально ими воспользоваться. Как гласит китайская пословица, написанная всего двумя иероглифами, кризис – это крах и новые возможности.
Но во время финансового кризиса экономическая система подвержена значительному воздействию со стороны инфляционных процессов. Современная ситуация в России, особенно период с ноября 2014 г. по настоящее время, демонстрирует неконтролируемый рост цен и обесценение национальной денежной единицы. Правительство РФ вынуждено пересматривать планы на будущий финансовый год, корректируя их в соответствии с уровнем инфляции. Инфляция, по подсчетам МЭР, в этом году ускорится до 12% против 11,4% в прошлом году, когда рост цен впервые после кризисного 2008 года вернулся к двузначному показателю (тогда она составила 13,3%). Необходимо отметить, что это официальная статистика. Как правило, независимые оценки научного и экспертного сообщества демонстрируют более реальные цифры!
Основным документом, отражающим финансовое положение компании, является бухгалтерский баланс. Любой учебник по бухгалтерскому учету определяет его как документ, фиксирующий состав имущества (активы) и источники (пассивы) образования этого имущества за определенный период конкретного хозяйствующего субъекта. В условиях разворачивающейся инфляции и с учетом временного лага наступает непреднамеренное искажение информации об активах и пассивах компании, так как отчетность формируется к определенной дате, следовательно, она фиксирует стоимостную оценку средств и источников фирмы исходя из предыдущего уровня цен.
До сих пор среди практиков и ученых в области бухгалтерского учета идет спор о первичности и важности либо принципа двойной записи, который определяет содержание баланса, либо первичности самого баланса, который выдвигает необходимость применения принципа двойной записи. Принимая во внимание важность обоих, следует указать на существующие недостатки принципа двойной записи, которые проявляются особенно в период финансового кризиса, так как искажают экономическое содержание и информационную наполняемость отдельных разделов баланса в целом и отдельных статей в частности. Сошлемся на мнение В.Я Соколова [1], который отмечает, что в состав активов (средств) включены налог на добавленную стоимость, отвлеченные средства, расходы будущих периодов, которые увеличивают имущество компании в стоимостной оценке, но не имеют никакого отношения к имуществу, а «раздувают» валюту баланса. В динамике же по годам и тем более в кризисные времена рост валюты баланса – это признак «хорошего» баланса. В таких показателях заинтересовано значительное число внешних пользователей данной информацией: акционеры, инвесторы, банки, кредиторы и др.. Следовательно, бухгалтер непреднамеренно вводит их в заблуждение, так как в своей работе он руководствуется нормативно-правовыми документами, принимаемыми государственными органами власти.
Хозяйственная практика в стабильные времена, а тем более в кризисной ситуации демонстрирует и усиливает существующие проблемы современного бухгалтерского учета. Много нареканий вызывает деление кредиторской задолженности на периоды до года и более года. По факту требуется более детальная ее оценка с большей дифференциацией по периодам, связанным со сроками платежа (гашения), к тому же практикующие бухгалтеры самостоятельно разрабатывают для себя подробные табличные формы, чтобы облегчить учет данных платежей. Можно с определенной долей иронии сказать, что они ведут «двойную» бухгалтерию … Для чего необходима такая детализация? Ответ очень прост. И он повторяет наши предыдущие рассуждения. Если в балансе будут более детализированы суммы кредиторской задолженности по срокам платежа, значит, у внешних пользователей информацией, заключенной в балансе, будет больше шансов получить реальную картину финансового положения компании. Значительные суммы по кредиторской задолженности, срок платежа по которой уже наступил или приближается к нему, говорит только об одном – компания не выполняет свои обязательства со всеми вытекающими отсюда последствиями…
В уставных документах компаний предусмотрено создание и возможное использование резервного капитала. Обычно учредители устанавливают по «наитию» определенный процент от прибыли, остающейся в распоряжении компании, т.е. от чистой прибыли. Ни бухгалтер, ни сами учредители не могут объяснить, почему именно такой процент, а не больше или меньше. Невозможно предугадать и достоверно рассчитать размер этого капитала (фонда), который когда-то потребуется. Получается, что сама идея правильная, но реализовать ее на практике никто не берется или берутся с нежеланием. Почему необходимо делать резервирование? Во-первых, это условный прообраз страховой деятельности, но только осуществляемый самим хозяйствующим субъектом, который пытается предвидеть некие события и облегчить свое существование. Во-вторых, страховая культура в российской практике тоже на низком уровне, а следовательно, ее надо воспитывать. И через определенное время компании в условиях цивилизованного рынка будут вести себя как цивилизованные участники.
Научно-технический прогресс и его результаты можно наблюдать и в сфере бухгалтерского учета. Прежде всего, это компьютерные технологии, которые полностью автоматизировали учетные операции. Казалось бы, теперь должны измениться место и роль бухгалтера, поскольку сложная техника, сложные технологии, компьютерные программы выдвигают определенные требования к пользователям. Речь идет о креативно мыслящем бухгалтере, способном ставить сложные творческие задачи и успешно их решать. Он должен быть освобожденным от рутинной текучки, иметь больше свободного времени для саморазвития и совершенствования в профессии! Но … Значительная масса бухгалтеров до сих пор остается специалистами по выполнению учетных процедур (счетоводы!) … А руководство компании хочет видеть в своем бухгалтере специалиста по разработке учетной политики. Важность этого документа, особенно в кризисные времена, не вызывает никаких сомнений. Именно учетная политика является важным звеном в бюджетировании, значимость которого часто недооценивается и приводит к тому, что системы управленческого учета не дают 100%-й отдачи по сравнению с той, на которую способны.
Какова роль учетной политики в жизни предприятия и что нужно принять во внимание при построении системы управленческого учета и отчетности? Роль учетной политики заключается в обеспечении формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Учетная политика предприятия представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для пользования. Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету, и организация должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять для ведения своего учета. Если для каких-либо конкретных ситуаций (кризис) способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно. Основной задачей учетной политики предприятия является раскрытие способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Учетная политика предприятия должна обеспечивать:
– полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности предприятия;
– отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
– тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам.
Совершенно очевидно, что очень важно правильно определить учетную политику предприятия. Однако при этом следует учитывать ряд факторов, которые значительно влияют на её выбор:
– организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие и др.);
– отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);
– объемы деятельности, структура организации, среднесписочная численность;
– налоговое поле деятельности организации (освобождение от различных налогов, ставки налогов);
– степень свободы действия в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);
– стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
– наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и др.);
– система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности организации направлениям);
– уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;
– система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.
Избранные способы ведения бухгалтерского учета должны применяться всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения и экономической ситуации страны.
Но в условиях кризиса (не только внутреннего, но и внешнего) каждое предприятие имеет право официально изменить или внести корректировки в учетную политику с помощью подписания руководителем нового «Приказа об учетной политике».
Новые экономические условия побуждают по-иному взглянуть на принципы корпоративного управления в компании. В современной экономической ситуации многие предприятия изменяют свою учетную политику и адаптируют ее под выставленные кризисом условия.
Во время кризиса очень важно грамотно перестроить стратегию компании под меняющиеся обстоятельства. Для этого необходимо:
- Точно определить стратегические цели компании.
- Разработать основной и альтернативный варианты их реализации (модель, основанная на внешних факторах, или модель, основанная на внутренних возможностях).
- Разработать новую или откорректировать старую учетную политику предприятия.
- Внедрить систематический мониторинг исполнения стратегии на основе ключевых показателей.
Определение целей и их реализация индивидуальны для каждого руководителя организации. Что касается учетной политики в 2015 году, то это документ, который закрепляет способы ведения бухгалтерского учета на год: по основным средствам и нематериальным активам, по готовой продукции и товарам, по материалам, таре и другим участкам бухучета не только в период стабильности и спокойствия экономики, но и в настоящее, кризисное время. Поэтому есть и другие положения, которые необходимо учесть в 2015 году в учетной политике организации:
- финансовые риски и острые углы во взаимоотношениях с сотрудниками и партнерами по бизнесу, особенно с иностранными партнерами, в связи с политическими трудностями и введением по отношению к России санкций другими странами партнерами;
- первичные документы с 2014г. и их формы предприятие вправе разработать самостоятельно. В том числе оно может закрепить в своей учетной политике применение унифицированных форм (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). Но их необходимо применять к операциям, для которых они предназначены (ч. 5 ст. 8 закона № 402-ФЗ);
- структура расходов на персонал;
- принципы управления оборотным капиталом;
- субсчета для основных средств (с 2014 года региональные власти вправе обязать собственников торговых и офисных помещений площадью свыше 5000 кв. метров платить налог не с балансовой, а с кадастровой стоимости (ст. 375, 378.2, 380, п. 6 ст. 383 НК РФ);
- перечисление подотчетных сумм;
- повышение коэффициентов (с 2014 года к некоторым основным средствам нельзя применить повышающие коэффициенты (подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ.;
- резервы по сомнительным долгам (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.09.13 № А40-106629/11-91-444); и др.
Основное назначение и главная задача принимаемой учетной политики – максимально адекватно отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.
Несмотря на неопределенности, которые привнес данный кризис, очевидно, что он будет катализатором, побудившим компании пересмотреть свои практики корпоративного управления, отвечающие новым вызовам и реалиям.
Возможно, большинству предприятий кризис откроет истинное положение дел: корпоративное управление – это не «пустые» слова, это не просто красивая «обертка», которая открывает пути на международные рынки капитала и способствует легкому привлечению инвесторов. Это трудный процесс выстраивания механизмов и инструментов для управления компанией, неуклонного повышения ее стоимости, формирования безупречной репутации и поддержания доверия инвесторов даже в сложившейся непростой ситуации.
Не следует забывать о системном мониторинге исполнения стратегии, который рекомендуют авторы ряда статей [3;4;5]. Постоянное измерение ключевых показателей, которые отражают работу выбранной стратегии, является очень важным фактором. Необходимо реально оценивать, что происходит в действительности, а что было запланировано и придумано. Добиться этого позволяет мониторинг того, что сделано для достижения цели и ее реализации, какие изменения произошли у конкурентов.
Список использованных источников:
- Соколов В.Я. Бухгалтерский учет и экономический кризис. // Вестник СПбУ. Сер. 5. 2009. Вып. 2.
- Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. М., 2001.
- Обермейстер А. Как перестроить стратегию компании под новые условия. // «Финансовый директор», 2015, № 1.
- Грачёва А. Спад экономики: как обезопасить свою компанию от возможных последствий. // «Финансовый директор», 2014, № 4.
- Кузнецова Н. План разработки программы антикризисных мероприятий: опыт практика. // «Финансовый директор», 2014, № 12.
- Налоговый Кодекс РФ.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ[schema type=»book» name=»Финансовый кризис и его влияние на отчетность хозяйствующих субъектов» description=»В статье рассмотрены вопросы методологии ведения современного бухгалтерского учета в условиях финансовой и экономической не-стабильности; выявлены возможные искажения стоимости имущества и обязательств компании в условиях кризиса; отражена роль учетной политики компании в обеспечении формирования и отражения в бухгалтерском учете оптимальных финансовых результатов хозяйственной деятельности.» author=»Марченко Елена Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]