Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В современных условиях прогнозирование имеет важное значении для развития теории и практики управления. Внимание к будущему возникает из объективной потребности. Необходимость предвидения вероятного исхода событий как никогда актуальны в условиях изменчивой внешней среды. Это связано с высокой неопределенностью событий, возникающей при функционировании рыночной экономики.

Прогнозирование есть разработка прогноза; в ином значении – специальное научное исследование конкретных альтернатив развития какого-либо процесса.

Под прогнозом (от греч. πρόγνωσις — предвидение, предсказание) понимается предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания. Это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и времени их осуществления. [4]

Предвидение событий будущего дает возможность подготовиться к ним и учесть их возможное позитивное или негативное влияние, а так же предоставляет возможность реализовать какую-либо выявленную альтернативу будущего.

Необходимость прогноза обосновывается желанием предсказать события будущего, что невозможно на 100%, исходя из статистических, вероятностных, эмпирических и философских методов.

Точность прогноза может быть обусловлена следующими факторами:

— Объемом исходных данных и периодом их сбора;

— Свойствами объекта, подвергающегося прогнозированию;

— Методиками и подходами прогнозирования.

При увеличении совокупности факторов, оказывающих слияние на точность прогноза, он практически замещается расчетом с некоторой установившейся погрешностью.

Для того чтобы иметь четкое представление о том, какова сущность процесса прогнозирования, представим её в виде схемы на рисунке 1. [3, с. 20]

Рис. 1 Сущность процесса прогнозирования

Управленческие решения, которые принимаются в процессе функционирования современных предприятий, должны базироваться на оценке развития явлений в будущем. Эти решения в свою очередь так же влияют на это будущее в большей или меньшей степени. Вследствие недооценки важности этих последствий могут возникнуть ошибки, которые оказывают негативное влияние на развитие предприятий.

Следовательно, необходимость прогнозирования обусловлена рядом факторов:

Практически каждое предприятие явно или неявно пользуется прогнозами. Это связано с необходимостью планировать будущее, о котором никто ничего не знает. Прогнозы необходимы в финансировании, маркетинге, подборе кадров и в различных производственных областях, в государственных и коммерческих предприятиях, а так же в мелких социальных клубах и национальных политических партиях.

Они могут классифицироваться на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные прогнозы необходимы, чтобы наметить основной вектор развития предприятия на длительный период, на них акцентируется особое внимание менеджеров высшего звена предприятий. Краткосрочные прогнозы используют для разработки безотлагательных стратегий. Они применяются менеджерами среднего и низшего звена для удовлетворения потребностей ближайшего будущего.

Так же процедуры прогнозирования могут классифицироваться как количественные и качественные.

Качественные процедуры не требуют явного математического оперирования данными. Количественные процедуры представляют собой механические действия, которые на выходе дают количественные результаты.

Все процедуры прогнозирования основываются на переносе прошлого опыта в будущее. В процессе построения прогнозов используются данные, которые были порождены естественными событиями, что приводит к определению этапов прогнозирования:

  1. Сбор данных;
  2. Редукция или уплотнение данных;
  3. Построение модели и её оценка;
  4. Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз);
  5. Оценка полученного прогноза.

На первом этапе предполагается получение точных данных, которые обязаны пройти проверку. На этом этапе может возникнуть множество различных проблем в силу трудности проверки используемых данных, однако это очень важный этап в прогнозировании.

На втором этапе проводится редукция или уплотнение данных. Необходимость этого этапа обусловлена тем, что во время сбора информации может быть собрано слишком много или слишком мало данных, некоторые из которых не имеют прямого отношения к рассматриваемой проблеме и их использование может привести к снижению точности прогноза.

Третий этап состоит из подбора модели прогноза наиболее подходящей и соответствующей особенностям собранных данных. Часто следует отдавать предпочтение более простой модели, понятной руководителям предприятия. Когда выбранный метод получает поддержку руководства, то и результаты прогнозирования будут ими активно использоваться.

На четвертом этапе предполагается получение прогноза, так как все данные для его построения собраны и редуцированы и выбрана соответствующая модель. На данном этапе для проверки точности результатов могут применяться результаты прогнозирования на прошедшие периоды – их величины уже известны. Наблюдаемые ошибки анализируются на следующем этапе прогнозирования.

На пятом этапе происходит сравнение вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. [2, с. 74]

Прогнозы необходимы в финансировании, в маркетинговой деятельности, в подборе кадров и различных производственных областях, в некоммерческих и коммерческих организациях, в небольших социальных клубах и национальных политических партиях.

Таким образом, каждое предприятие явно или неявно занимается разработкой прогнозов.

В современных условиях малый бизнес является таким сектором экономики, который наиболее быстро реагирует на изменения рынка.[1] Малый бизнес является фундаментом экономики развитых стран. В сложившихся условиях особенную важность в деятельности субъектов малого предпринимательства приобретает прогнозирование деятельности. Ведь успех малого предприятия на рынке зависит в большей степени от умения менеджеров данного предприятия правильно составлять прогнозы. Умение прогнозировать финансовые результаты является признаком профессионализма и владения менеджерами эффективных методов расчета.

Прогнозирование дает возможность оценить экономические и финансовые перспективы развития предприятия, а так же выбрать стратегию и тактику действий при осуществлении деятельности.

Таким образом, прогнозирование позволяет субъектам малого предпринимательства снизить степень неопределенности будущего и дает возможность подготовиться к прогнозируемым событиям, а так же разработать стратегию поведения и принять необходимые управленческие решения.

Библиографический список.

  1. Башмачникова, Е. В.Влияние прогнозирования — планирования на успех в предпринимательстве и менеджменте [Электронный ресурс] / Е. В. Башмачникова// Общеэкон. концепции функционирования предприятия в условиях рынка. — Тольятти : ПТИС, 2002. — Вып. 11. — С. 6-8. — Документ Adobe Acrobat — Режим доступа: https://elib.tolgas.ru.
  2. Егорова, Г. В.Прогнозирование деятельности предприятий [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению «Статистика» и др. экон. специальностям / Г. В. Егорова ; Поволж. гос. ун-т сервиса (ФГБОУ ВПО «ПВГУС»). — Тольятти : ПВГУС. — Документ Adobe Acrobat, 2012. — 4,48 МБ, 157 с. — Библиогр.: с. 88 — Режим доступа: https://elib.tolgas.ru.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы ведения и прогнозирования коммерческой деятельности»[Электронный ресурс] : для специальности 100701.51 «Коммерция (по отраслям)» / Поволж. гос. ун-т сервиса (ФГБОУ ВПО «ПВГУС»), Каф. «Экономика, орг. и коммер. деятельность» ; сост. : О. Л. Кудрявенкова, Е. И. Николаева. — Тольятти : ПВГУС. — Документ Adobe Acrobat, 2014. — 1,44 МБ, 178 с. — Библиогр.: с. 173-175 — Режим доступа: https://elib.tolgas.ru.
  4. Электронный учебник по дисциплине «Прогнозирование деятельности предприятий»[Электронный ресурс] : для студентов специальности «Маркетинг» / Поволж. гос. ун-т сервиса (ПВГУС) ; сост.: Е. В. Башмачникова, А. В. Морякова, Т. В. Савина. — Тольятти : ПВГУС. — zip Archive, 2011. — 11,2 МБ — Режим доступа: https://elib.tolgas.ru.[schema type=»book» name=»ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» description=»В статье раскрыты такие понятия как прогнозирование и прогноз, перечислены этапы прогнозирования, а так же отмечена роль прогнозирования на предприятиях малого бизнеса.» author=»Жданович Анастасия Тадьевна, Нечипоренко Людмила Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found