Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рынок туристических услуг динамичен и достаточно велик. Интерес к этой отрасли не угасает, а только возрастает, несмотря на происходящие в мировой экономике события, которые не могли не оказать негативного влияния. К таким событиям относится мировой экономический кризис, ухудшение ситуации в Греции, события, происходящие на Украине, повышением курса иностранных валют к рублю, а также ввод различных санкций против России. В сложившейся ситуации необходимо уделить ещё более пристальное внимание организации комплексной маркетинговой деятельности.

Согласно основным характеристикам туризма, можно сказать, что он не имеет каких-то принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности, в связи  с чем, к этой сфере могу быть применены все основные положения современного маркетинга. Вместе с тем туризму присущи некоторые особенности, которые связаны с характером оказываемых услуг, формами продаж, труда и т.д. Поэтому, маркетинг в туристической сфере обладает рядом характерных черт, отличающих его не только от торговли товаров, но и от других форм торговли услугами. В данном случае происходит продажа не только услуги, но и товара (по мнению специалистов, соотношение товаров и услуг в сфере туризма составляет примерно 1/3, т.е. 25% — товаров и 75% — услуги). Так же здесь отличается характер потребления туристических услуг, он осуществляется непосредственно на месте их производства и в определенной ситуации [5].

Маркетинг туристических услуг включает в себя следующие основные элементы: проектирование услуг, разработка их организационных основ (взаимосвязь процесса производства и реализации услуг), цена на услуги, рекламная деятельность, продажа и продвижение услуг.

Методы маркетинга туристических услуг должны быть направлены, прежде всего, на выявление возможностей для более полного удовлетворения потребителей как с точки зрения психологических, так и социальных факторов, а так же на определение оптимальных способов финансовой деятельности туристических фирм, исходя из имеющихся ресурсов.

Применение маркетинга в туристической отрасли связано с ориентацией на определенного потребителя и разработкой для него особого туристского продукта на рынке, а также с разработкой стратегии расширения продаж, выбором максимально эффективных средств распространения рекламной информации.

Основной итог работы в туристической сфере – создание туристского продукта, под которым понимается любые услуги, которые оказываются туристу и которые подлежат оплате (транспортные, гостиничные, посреднические и т.д.).

В широком понимании туристский продукт – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку [1]. К основному туристскому продукту относится комплексное обслуживание, которое предусматривает набор определенных стандартных услуг, предоставляемые каждому туристу.

В сфере туризма есть как свои преимущества, так и недостатки, которые мешают данной отрасли стать золотой жилой для экономики страны. Одной из ключевых проблем является выход на рынок в плане привлекательности компании, и удержание преимущества среди остальных организаций.

Туризм в сочетании с маркетингом составляет новую современную подотрасль маркетинга – туристический маркетинг. Для того чтобы оценить взаимодействие этих двух отраслей, необходимо знать главную задачу маркетинга.

Главная задача маркетинга – формирование комплекса товаров и услуг, представляющий собой истинную ценность в глазах клиента и мотивирует на покупку, а также удовлетворяет его истинные потребности.

Маркетинг в сфере туристических услуг – это, прежде всего, работа по планированию и разработке, продаже и продвижению туристских услуг и товаров, стимулирование ценообразования и спроса на них.

Эта деятельность направлена на то, чтобы помогать продвигать услуги от производителя к потребителю с целью получения максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов.

Особенности и отличительные характеристики туристского продукта (по сравнению с другими потребительскими товарами и услугами), а также потребителей и производителей туристских услуг и товаров определяют специфических характер маркетинга в туристической сфере.

Выделяют следующие особенности маркетинга в туристической сфере:

Перечисленные особенности туристского продукта определяют и особенности применения маркетинга в туристической сфере.

В рамках каждого государства внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Национальная и международная туристическая деятельность представляет собой неотъемлемый элемент необходимых изменений, которые направлены на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости применения новых технологий для организации в туристической сфере, может привести к потере возможностей использования данного сектора для прироста богатства и благосостояния государства и укрепления экономики.

Производители в туризме – это достаточно большое число самостоятельных и различных по профилю и специализации туристических организаций (турагентство, гостиница, туроператор и т.д.) с различными целями [2].

Здесь выделяют несколько уровней маркетинга: предприятий, государственных органов и общественных организаций. Туризм является симбиозом экономики, политики, экологии, социологии и культуры, следовательно, для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация разных компаний туристической сферы.

Составными компонентами общей системы маркетинга в туристической сфере являются: государство, местные органы власти, национальные и региональные туристические организации и компании.

На долю государственных организаций и региональных уровней приходятся следующие функции:

Государственный орган – Министерство Российской Федерации по физической культуре спорту и туризму согласно своему положению обязано на государственном уровне осуществлять проведение маркетинговых исследований, заниматься сбором статистических данных по туризму, рекламой и продвижением российского туристского продукта на мировом рынке (для этого за рубежом существуют загранпредставительства). Принимая во внимание важность увеличения поступлений от туризма, а также роль российских регионов в этом, Министерство спорта России для продвижения отечественного турпродукта предоставляет региональным представительствам по туризму бесплатные места на стендах международных выставок в Лондоне, Берлине и Москве.

Региональные представительства Министерства спорта России и местные комитеты по туризму призваны представлять интересы и развивать туризм в своих регионах. Но необходимо развивать не только уже широко известные и ставшие традиционными маршруты – Москва и Санкт-Петербург, а также и многочисленные регионы в которых есть, что предложить как российских, так и иностранным туристам. Тем  не менее, имея огромный туристический потенциал, многие регионы не могут развивать сферу туризма, т.к. они имеют слабо развитую инфраструктуру и слабую правовую и финансовую поддержку.

Примером успешной работы регионального представительства является открытие в 2013 году всесезонного курорта «Архыз» в Карачаево-Черкессии. Курорт предлагает отличные условия для активного зимнего и летнего отдыха.

В летний период реализуется широкая программа отдыха. Здесь работают:

гондольная канатная дорога, которая поднимает туристов на высоту 2240 метров над уровнем моря; во время экскурсионного подъема из кабин и со смотровой площадки открываются великолепные виды горного района Архыз;

Для проживания гостей на территории курорта открыты отели «Романтик-1» и «Романтик-2», а также комфортабельный туристический лагерь с оборудованной душевой зоной, волейбольной площадкой, бассейнами под открытым небом, детскими батутами и зоной барбекю. Свои услуги предлагают пансионаты и гостевые дома поселка Архыз.

В течение всего летнего сезона на курорте проходят развлекательные мероприятия и тематические вечеринки — «Энергичные», «Жаркие», «Романтические» и «Восточные выходные» [4].

Зимой на курорте «Архыз» работают две канатные дороги, гондольная и кресельная, общей пропускной способностью 4200 чел./час, были открыты четыре горнолыжные трассы разных уровней сложности суммарной протяженностью 7,4 км. За последний год продолжительность горнолыжного сезона была увеличена на 1 календарный месяц за счет введения в эксплуатацию системы искусственного оснежения склонов. По пятницам, субботам и праздничным дням на трассах курорта организовано вечернее катание, востребованное туристами. Работают прокат горнолыжного оборудования, школа горнолыжных инструкторов, локерные камеры хранения, детский городок и детский ленточный подъемник SunKid.

Максимальная дневная емкость курорта к сезону была увеличена на 100% — с 1600 до 3200 человек, что позволило обеспечить комфортный и разнообразный отдыха более 90 тысяч туристов, что в 2,5 раза превышает показатель сезона 2013/2014 годов, в течение которого курорт за все три зимних месяца принял 35 тысяч гостей. Доля катающихся туристов увеличилась в течение сезона с 25% до 75%, что соответствует мировым стандартам. Благодаря этой динамике в течение сезона было реализовано 75 тысяч ски-пассов.

Удовлетворенность туристов курортом, условиями проживания и питания на нем, качеством услуг и сервиса, условиями для семейного отдыха составила 80-90%. При этом 98% туристов планируют вернуться на курорт в следующем горнолыжном сезоне [4].

Главную роль поддержки и развития туризма на государственном и международном уровнях играет государство. Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

В сложившихся условиях необходимо стимулирование развития внутреннего туризма путем повышения качества сервиса и конкурентоспособного ценообразования.

Для повышения качества важно искать пути инвестирования для развития материально-технической базы отечественного туризма.

В целях развития выгодного для государственного бюджета въездного туризма требуются правовая поддержка, проведение мероприятий по созданию положительного имиджа страны и продвижению России как привлекательного для иностранных туристов туристского региона [3].

В настоящее время государственные органы власти уже стали больше внимания уделять развитию туризма в стране. Одним из примеров является восстановление Кисловодского курортного парка и получение им статуса национального. Для осуществления этого уже было принято решение о создании особо охраняемой природной территории федерального значения в форме национального парка и отдельного федерального государственного бюджетного учреждения для управления парковым комплексом. Это позволит защитить территорию парка от чрезмерной коммерциализации и застройки, а также поможет развитию его лечебно-оздоровительной базы.

Основными целями развития туристических услуг в регионах, которые предусматривают разумное использование туристических ресурсов и потенциала туристической инфраструктуры, должны быть создание условий для динамичного и устойчивого экономического развития региона за счет высоких темпов роста реализации туристских услуг; повышение уровня и качества жизни населения в результате доступности туристских услуг, роста занятости и доходов населения; повышение конкурентоспособности экономики региона с помощью повышения его привлекательности как туристического направления; повышение социально-экономической эффективности деятельности объектов туристской индустрии.

Одним из ключевых факторов успеха является постоянство. Оно дает гарантию клиенту, что он получит нужный ему товар и может не опасаться неожиданных сюрпризов.

Маркетинг в туристической сфере помогает клиенту зрительно представить предлагаемые услуги, беря на себя, таким образом, задачу снабжения клиентов информацией об услугах.

Данная сфера предпринимательства в России является потенциально высокорентабельной, т.к. здесь нет федерального налога на туристические ресурсы. Себестоимость туристского продукта может быть значительно снижена, если туризм связан только с использованием уже имеющихся ресурсов, а не с созданием новых. Туристские ресурсы практически определяют формирование данного вида бизнеса в том или ином регионе.

В индустрии туризма рост объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях.

Помимо огромного экономического значения туризм играет значительную роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных культур и религий. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она также направлена на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.

Специфический характер маркетинга на российской туристическом рынке определяется тем фактом, что подавляющее большинство российских туроператоров ограничивают свои маркетинговые мероприятия проведением рекламных компаний лишь в виде рекламы в печати. Для привлечения большего числа туристов необходимо разнообразие форм рекламной деятельности.

Туристический маркетинг должен быть направлен не только на непосредственных клиентов, но так же и на промежуточные инстанции, т.е. на партнеров, турагентства, общественные туристические объединения и т.д.

В 21 веке туризм, прежде всего, ориентирован на клиента, как на потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего – это бизнес, который основан на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста.

 Управление развитием сферы туристических услуг на основе концепции маркетинга позволит туристическим организациям не только успешно функционировать на рынке, но и предоставлять услуги международного въездного, регионального выездного, регионального локального туризма в соответствии с запросами российских и иностранных граждан.

Список литературы:

  1. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2013. – 386 с.
  2. Квартальнов В.А. Туризм Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012. – 320 с.
  3. Кисловодский курортный парк получит статус национального [Электронный ресурс] // РИА «Федерал Пресс» 2015. URL:https://fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1432108383-kislovodskii-kurortnyi-park-poluchit-status-natsionalnogo – (дата обращения: 18.06.2015)
  4. Официальный сайт «Архыз» ОАО «Курорты Северного Кавказа» [Электронный ресурс] URL: – (дата обращения: 18.06.2015)
  5. Саак, А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. СПб.: Питер, 2011. – 458 с.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» description=»Маркетинг туристических услуг представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на выявление и удовлетворение потребностей людей. В сфере туристических услуг основной проблемой является слаборазвитая инфраструктура регионов. Е ё решение поможет сократить число безработных в стране, а также улучшить благосостояние регионов и страны в целом.» author=»Ключко Валентина Андреевна, Лысоченко Алла Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found