Основой совершенствования управления муниципальных образований Курской области является инновационная направленность и инвестиционная деятельность, поскольку в современных условиях без новой продукции, новых технологий и современного оборудования вести речь о конкурентоспособности просто невозможно. Администрацией области в основу Стратегии социально-экономического развития Курской области до 2020 года был положен инновационно-прорывной сценарий развития региона, предусматривающий активную диверсификацию экономики и структурные сдвиги в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг.
Среди приоритетных направлений инновационной деятельности – развитие реального сектора, энергоэффективность, информационные технологии и коммуникации, медицинские технологии. В 2012–2013 гг. социально-экономическая политика Администрации области была направлена как на выполнение региональных программных документов, так и на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. За указанный период Курская область укрепила позиции практически по всем показателям социально-экономического развития, обеспечив их позитивную динамику. По решению заседания Правительства Российской Федерации по подведению итогов реализации Указа Президента Российской Федерации № 1199 по эффективности деятельности органов исполнительной власти за 2012 г., Курская область вошла в первую десятку субъектов Российской Федерации (9-е место по России) и получила из федерального бюджета грант в сумме 259 412 400 руб.
Подтверждением этого является социальная направленность бюджета Курской области на протяжении всего отчетного периода. Расходы на финансирование социально-культурной сферы в 2013 году составили более 31 млрд. рублей, с ростом в 16,8 раз к 2000 г.; их доля возросла до 63,7 % в 2013 г. против 34,3 % в 2000 г.
Финансовая помощь местным бюджетам остается одним из приоритетных направлений расходов областного бюджета. На 2014–2016 гг. впервые расходы областного бюджета сформированы в рамках 25 государственных программ Курской области, с учетом требований бюджетного законодательства [2]. В исследовании Борщик Н.Д. отмечено, что «аналогичные проблемы и задачи решаются в системе местного управления, особенность которого заключается в том, что оно непосредственно выходит на жителей конкретной территории, знает их проблемы и призвано их решать» [1, с. 82]. Успехи Администрации Курской области в деле социально-экономического развития муниципальных образований региона имеет ряд имеющихся нерешенных проблем и предполагает широкое поле деятельности по внедрению инновационных методик и практических реорганизационных мероприятий, направленных на совершенствование системы управления муниципальными образованиями.
Наиболее часто встречающиеся проблемы в практике можно определить с помощью анализа документов стратегического планирования муниципальных образований Курской области, такие как:
— разрозненность методических предписаний и отсутствие достаточного опыта подготовки баз данных, организации исследований, получения аналитических выводов;
— несоответствие подходов к формированию стратегических документов, а также «ведомственная разобщенность» специалистов;
— представители местного сообщества не всегда подключаются к подготовке стратегических документов, которые разрабатываются для них же.
— в практике муниципального управления очень часто случаются подмены понятий «концепция» – «стратегия» – «программа» – «план действий», и это негативно сказывается на качестве документов планирования и результатах их применения;
— наблюдается отсутствие сформулированных стратегических целей развития либо отход от них при осуществлении территориального и бюджетного планирования, планирования развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Для совершенствования системы управлениями муниципального образования комплексная программа социально-экономического развития должна носить развернутый характер, интегрирующий в качестве составных частей:
— перечень стратегических приоритетов, стратегических и иных целей и задач, реализация которых, обеспечив устойчивое развитие муниципального образования;
— план основных слаженных шагов реализации стратегических приоритетов и текущих задач жизнеобеспечения муниципального образования;
— план накопления и использования собственных и привлеченных ресурсов муниципального образования для реализации плановых целей и задач;
— мероприятия, которые обеспечат реализацию и актуализацию долгосрочных, среднесрочных и годовых разделов программы.
Принятие в качестве основного подобного планово-прогнозного документа решит ряд методологических и практических проблем.
- произойдет четкое понятное разграничение между долгосрочным и стратегическим планированием.
- устраняется теоретический и практический разрыв между частным («концепция», «стратегия», «план») и целым («комплексная программа»), плановым и предплановым этапом социально- экономического планирования.
- устранятся различия между одноименными документами административно-хозяйственных единиц на всех иерархических уровнях.
- создадутся предпосылки интеграции отдельных разделов комплексных программ муниципальных образований в виде подпрограмм в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и федеральные целевые программы.
Поэтому Комплексная программа социально-экономического развития как основной планово-прогнозный документ поможет реализовать следующие функции:
– обозначить стратегические цели для всех субъектов муниципального планирования и управления, что, в свою очередь, увеличит конкурентоспособность муниципального образования в текущих рыночных условиях, а значит, обеспечит высокий уровень жизни людей и создаст условия для развития бизнеса в долгосрочной перспективе;
– обозначить для всех субъектов муниципального планирования и управления приоритеты развития, планы достижения долгосрочных целей и источники финансирования, которые необходимо привлечь муниципальным образованиям;
– определить типы и способы организации деятельности субъектов муниципального планирования и управления, для обеспечения выполнения различных планов и задач, используя все необходимые возможности и ресурсы, а также для текущего функционирования муниципального хозяйства;
– обеспечить функционирование муниципального образования, учитывая интересы населения, представителей бизнеса и правительства;
– стать базовым документом для определения степени эффективности работы над текущими и стратегическими задачами органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения.
Таким образом, важнейшим качеством современного управления муниципального образования является ориентация на отход от стандартных решений и поиск оригинальных способов достижения целей. Основой управления муниципального образования в настоящее время является разработка стандартизованных прогнозов, планов и программ развития муниципальных образований, при реализации которых акцент делается на корректировку отклонений от намеченных тенденций.
Библиографический список
- Борщик Н.Д. Эволюция систем управления как неотъемлемая составляющая трансформации социально-экономической системы // Экономические науки. – М., 2014. – № 2 (111). – С. 80–
- Отчет о деятельности Администрации Курской области по модернизации экономики и социальной сферы Курской области за 2000–2013 гг., задачах на 2014 г. и ближайшую перспективу// https://adm.rkursk.ru/index.php?id=2&mat_id=30068.[schema type=»book» name=»СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ» description=»В статье рассмотрены основные положения и приоритетные направления Стратегии социально-экономического развития Курской области до 2020 года. Выделены наиболее часто встречающиеся проблемы и предложены практические реорганизационные мероприятия, направленных на совершенствование системы управления муниципальными образованиями.» author=»Борщик Наталья Дмитриевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]