Республика Коми с 2013 года осуществляет развитие экономики региона путем организации государственного финансирования в формате программного республиканского бюджета, планируемого на три года. В государственных программах по девятнадцати отраслевым и трем стратегическим направлениям [2] заложено поэтапное развитие Республики Коми (далее – РК) до 2020 года, с прогнозированием до 2030 года [1]. С 2013 по 2014 годы результаты реализации государственных программ оценивались по степени достижения целей и решения задач государственной программы, подпрограмм, оценки степени реализации основных мероприятий, ведомственных целевых программ, а также по запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета РК. Эффективность реализации каждой программы получала оценку «высокая» (при значении 0,90), «удовлетворительная» (0,75), «неудовлетворительная» (в остальных случаях), по следующей формуле [3]:
— эффективность реализации государственной программы;
— степень реализации государственной программы;
— эффективность реализации подпрограммы;
— коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей государственной программы (фактические расходы в разрезе подпрограмм).
Действовавшая с 2013 по 2014 годы система оценки результатов достижений программ региона фактически оценивала кассовое освоение бюджетных средств, а по качеству оценки результаты были завышены, т.к. имея высокую оценку, в разрезе по мероприятиям многие показатели результативности программ достигнуты не были. По мнению автора, оценивать эффективность реализации программных расходов бюджета на развитие отрасли необходимо именно по конкретным достигнутым результатам [5].
Новая методика оценки эффективности государственной программы рассматривает программу как стратегический документ в качестве рейтинговой структуры и включает в себя оценку качества работы на всех этапах – от планирования на этапе формирования программы по целям и структуре и увязки целей и задач на всех уровнях исполнения до управления программой на этапе её реализации в течение бюджетного года [4]. Итоги за 2015 год являются не столько оценкой, сколько выводами для планирования бюджета РК на 2017-2019 годы, в условиях сжатия экономики и ограниченности ресурсов бюджета.
Таблица 1.
Результаты оценки эффективности реализации
государственных программ Республики Коми за 2013 — 2015 годы
(по направлению «Новое качество жизни») [5]
№ | Наименование государственной программы | Оценка 2014 г./ 2013 г. | Вывод
2014 г./ 2013 г. |
Оценка за 2015 г. | Вывод по 2015 г. | Эффект |
1 | Развитие здравоохранения | 0,97/ 0,96 | Высокая/ Высокая | 68,53 | Адекватна | |
2 | Развитие образования | 0,97/0,99 | Высокая/ Высокая | 69,78 | Адекватна | |
3 | Социальная защита населения | 1,05/1,06 | Высокая/ Высокая | 72,03 | Умеренно эффективна | |
4 | Развитие строительства … | 0,98/ 0,95 | Высокая/ Высокая | 71,00 | Умеренно эффективна | |
5 | Содействие занятости населения | 1,03/ 1,20 | Высокая/ Высокая | 63,57 | Адекватна | |
6 | Защита населения и территорий РК от чрезвычай-ных ситуаций… | 1,15/ 4,15 | Высокая/ Высокая | 73,94 | Умеренно эффективна | |
7 | Культура Республики Коми | 0,99/0,93 | Высокая/ Высокая | 76,91 | Умеренно эффективна | |
8 | Развитие физической культуры и спорта | 0,87/0,79 | Удовл./ Удовл. | 84,14 | Умеренно эффективна | |
Итого по направлению: | 1,00 / 1,38 Высокая | 72,49 Умеренно эффективна |
Введен этап экспертной оценки, повышающий объективность оценки.
Таблица 2.
Результаты оценки эффективности реализации
государственных программ Республики Коми за 2013 — 2015 годы
(по направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики») [5]
№ | Наименование государственной программы | Оценка 2014 г./ 2013 г. | Вывод
2014 г./ 2013 г. |
Оценка за 2015г. | Вывод по 2015 г. | Эффект |
1 | Развитие экономики | 1,08/ 0,92 | Высокая/ Высокая | 72,03 | Умеренно эффективна | |
2 | Развитие промышленности | 1,05/ 0,80 | Высокая/ Удовл. | 64,43 | Адекватна | |
3 | Информационное общество | 1,04/0,80 | Высокая/ Удовл. | 74,87 | Умеренно эффективна | |
4 | Развитие транспортной системы | 1,04/0,88 | Высокая/ Удовл. | 86,22 | Эффективна | |
5 | Развитие с/х… | 0,90/0,94 | Высокая/ Высокая | 72,56 | Умеренно эффективна | |
6 | Воспроизводство и использование природных ресурсов… | 1,16/1,01 | Высокая/ Высокая | 82,73 | Умеренно эффективна | |
7 | Развитие лесного хозяйства | 0,87/0,81 | Удовл./ Удовл. | 66,74 | Адекватна | |
Итого по направлению: | 1,02 / 0,88
Высокая/ Удовл. |
74,23
Умеренно эффективна |
На этапе самооценки республиканские органы исполнительной власти, являющиеся ответственными исполнителями программ, заполняют унифицированную анкету на основании годового отчета о ходе их реализации. Следующий далее этап экспертной оценки специалистами Министерства экономики РК и Министерства финансов РК позволяет независимо оценить качество формирования по целям и структуре, качество планирования и эффективность реализации (по уровню управления программой и достигнутым результатам).
Таблица 3.
Результаты оценки эффективности реализации
государственных программ Республики Коми за 2013 — 2015 годы
(по направлению «Эффективное государственное управление») [5]
№ | Наименование государственной программы | Оценка 2013г. 2014 г. | Вывод 2013г.
2014 г. |
Оценка за 2015 г. | Вывод по 2015 г. | Эффект |
1 | Кадровая политика в системе гос.управления… | 1,03/ 0,96 | Высокая/ Высокая | 69,52 | Адекватна | |
2 | Управление гос.имуществом… | 1,28/ 1,00 | Высокая/ Высокая | 69,37 | Адекватна | |
3 | Управление гос.финансами… | 0,98/ 0,97 | Высокая/ Высокая | 92,52 | Умеренно эффективна | |
4 | Юстиция и обеспечение правопорядка | С 15 апреля 2016 года, на основании распоряжения Правительства РК от 15.04.2016 N 168-р
(не оценивается) |
||||
Итого по направлению: | 1,10/ 0,98
Высокая / Высокая |
77,14
Умеренно эффективна |
Анализируется целостность каждой программы в части отсутствия невзаимоувязанных и противоречащих целей и задач, а эффективность расходов соотносится на конкретные достигнутые результаты по основным мероприятиям. Если программа сформирована некорректно или не соответствует Стратегии-2020 [1], то она и не отвечает установленным к документу стратегического планирования требованиям, поэтому роль её результатов значительно снижается, равно как и оценка новой методики [4]. Оценки результатов за 2015 год отличаются от итогов за 2013-2014 годы по причине комплексного подхода планирования и реализации программ в единое целое [5].
Категоричность ответов в анкете для оценки эффективности государственной программы (Да (max по удельному весу вопроса) / Нет (0)) позволяет исключить средние оценки, использование которых не имеет ценности при стратегировании.
Рейтинговые оценки по четырем качественным уровням в зависимости от диапазона набранных при заполнении анкеты оценки баллов являются источником важной информации для регионального правительства при определении приоритетов в развитии региона, точек роста, опасных «очагов» при бюджетном планировании, а именно [4]:
- Оценка «Эффективна» (85-100 баллов) — цели и приоритеты по целевой программе расставлены верно, механизмы и инструменты управления государственной программой привели к достижению запланированных результатов (1 программа);
- Оценка «Умеренно эффективна (70-84 баллов) – в целом государственная программа поставила перед собой четкие цели и приоритеты, является хорошо управляемой системой, но стоит обратить внимание на механизмы и инструменты по достижению ее цели, чтобы достичь более высоких результатов (10 программ);
- Оценка «Адекватна» (50-69 баллов) — по государственной программе наблюдается «информационный разрыв» между первичными элементами (целью, задачами, мероприятиями, индикаторами), также для достижения лучших результатов необходимо пересмотреть механизмы и инструменты по достижению цели, а также провести мероприятия по улучшению контроля и управления программой (7 программ);
- Оценка «Неэффективна» (0-49 баллов) – государственная программа не смогла достичь запланированных результатов из-за отсутствия ясности в отношении цели или приоритетов, плохого управления, или какой-то либо другой значительной слабости программы.
Если программа не набирает при оценке баллов, соответствующих одному из вышеуказанных рейтингов, то в результате оценки выявлена ошибка репрезентативности, недостаточный объем данных не позволяет анализировать государственную программу в качестве рейтинговой структуры, следовательно, считать её документом стратегического развития.
По итогам оценки реализации государственных программ РК за 2015 год только одна из них признана эффективной, а 56 процентов «денег» программного бюджета РК, куммулируемых в десяти программах региона, использованы «умеренно эффективно» и нуждаются в доработке. Более трети программного бюджета (39 процентов) имеют «информационный разрыв» и нуждаются в качественно новом формировании [5].
Список литературы:
- Постановление Правительства РК от 27.03.2006 N 45 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года// [Электронный ресурс]: https://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/strategy/.
- Распоряжение Правительства РК от 30.06.2011 N 252-р (ред. от 15.04.2016) «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Коми».
- Приказ Минфина РК, Минэкономразвития РК от 30.12.2011 № 263/487 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Республики Коми»// [Электронный ресурс]: https://econom.rkomi.ru/econom _rkomi/cel_prog/norm/.
- Приказ Минфина РК № 255, Минэкономразвития РК № 379 от 30.12.2015 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Республики Коми» // [Электронный ресурс]: https://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/cel_prog/gosprogramm/.
- Информация о результатах мониторинга реализации государственных программ Республики Коми //[Электронный ресурс]: https://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/cel_prog/gosprogramm/.[schema type=»book» name=»РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ » description=»В статье представлены методики оценки эффективности результатов реализации государственных программ Республики Коми. Результаты внедрения новой методики в оценке следует использовать в бюджетном планирования на 2018 год. Государственные программы сосредотачивают большие возможности в развитии Коми региона в целом.» author=»Ревако Елена Александровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-12″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]