Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМНО ЗНАЧИМЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Введение.

Системно значимые банки – крупнейшие кредитные организации страны, устойчивость финансового состояния которых оказывает влияние на банковскую систему в целом.

Основными критериями оценки банков как системно значимых  могут быть размер кредитной организации и объем привлекаемых денежных средств, в т. ч. частных вкладов.

Регулирование системно значимых финансовых организаций (СЗФО) является важной задачей для предотвращения системных рисков финансовой системы, которые могут возникнуть в случае дефолта крупных, очень комплексных, находящихся в тесной связи с другими финансовыми организациями.   Данный   вопрос   стал   весьма   актуальным   после   начала глобального финансового кризиса в 2008, когда проблемы нескольких крупных финансовых институтов США спровоцировали мировой финансовой кризис.

Как правило, в случае если системно значимый банк испытывает затруднения, регулирующие органы в России предпринимают действия для его санации, т. е. оздоровления, а не ликвидации. Кроме того, именно эти кредитные организации чаще всего претендуют на получение государственной поддержки в кризисные годы или в моменты дефицита ликвидности на рынке МБК.

Материалы и методы.

До настоящего времени формальных критериев для отнесения кредитных организаций к категории системно значимых не существует, законодательно этот вопрос никак не регулируется. По некоторым оценкам, системно значимыми считаются первые 20-100 крупнейших банков по рейтингу. Однако во многих случаях решение регулирующих органов может быть  объяснено другими менее очевидными причинами.

ЦБ 15 июля 2015 года опубликовал список из десяти системно значимых банков — крупнейших кредитных организаций России, устойчивость которых оказывает влияние на рынок в целом

К банкам, оказывающим особое влияние на всю систему, регулятор, согласно сообщению его пресс-службы от 15 июля 2015 года, причислил Сбербанк, ВТБ,  Россельхозбанк, Газпромбанк,  ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк, Росбанк, Альфа-банк, ФК «Открытие» и Промсвязьбанк.

Это крупнейшие банки по размеру активов. Согласно сообщению ЦБ, на них (включая банки — участники соответствующих банковских групп) на 1 июля 2015 года приходится свыше 60% активов российского банковского сектора.

Изначально системно значимые банки были определены на основании указания Банка России от 16 января 2014 года «Об определении перечня системно  значимых  кредитных  организаций».  Однако  до  сих  пор  перечень официально  не  публиковался,  более  того,  не  было  даже  известно,  сколько банков включено в него.

При определении системно значимых банков учитываются размер кредитной организации, объем вкладов физлиц по отношению ко всем вкладам в банковской системе и объем сделок на межбанковском рынке — привлеченные средства от других финансовых организаций и средства, размещенные в других финансовых организациях.

«Банк России с учетом критериев международной активности разработал подходы к определению системно значимых кредитных организаций, на которые будут в том числе распространяться требования к соблюдению показателя краткосрочной ликвидности и дополнительные требования к достаточности капитала в соответствии с Базелем III», — указано в сообщении регулятора от 15 июля. Краткосрочной ликвидностью называют способность банков вернуть вкладчикам средства в любое время.

Показатель краткосрочной ликвидности, говорится в пресс-релизе ЦБ, будет применяться в качестве норматива для системно значимых банков с 1 октября 2015 года. Минимально допустимое значение показателя будет установлено в размере 60% с повышением на 10 процентных пунктов ежегодно начиная с 1 января 2016 года до достижения величины 100% с 1 января 2019 года.

С 1 января 2016 года ЦБ также предполагает ввести буферы капитала — дополнительные требования (надбавки) к базовому капиталу в соответствии с Базелем III. Надбавка для поддержания достаточности капитала устанавливается с 1 января 2016 года в размере 0,625% от взвешенных по риску активов с повышением на 0,625 п.п. ежегодно до достижения величины 2,5% с 1 января 2019 года.

Буферный капитал (буфер защиты капитала) предназначен для покрытия убытков, возникающих в периоды финансовой и экономической напряженности. По словам Сухова, приближение нормативов достаточности капитала банка к минимально допустимым означает, что банк лишен такого буфера и, как следствие, не должен  выплачивать дивиденды акционерам и бонусы топ-менеджменту.

Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова отметила, что отнесение банка к системно значимому говорит о том, что он не только too big to fail (слишком большой, чтобы упасть) и имеет некий знак качества, но и налагает на него дополнительные обязательства: чтобы в случае форс-мажора получить помощь от государства, нужно в «обычной жизни» поддерживать избыточный капитал. «То, что системно значимых банков оказалось всего десять, говорит о том, что остальные пока не готовы поддерживать необходимые для этого требования», — полагает Орлова.

В указании ЦБ от 16 января 2014 года говорится о том, что в перечень войдут банки, на которые приходится «не менее четырех пятых совокупных активов банковского сектора» (80%). Таким образом, системно значимыми могли быть признаны более пятидесяти банков. Осенью 2014 года Сухов заявлял, что статус таковых получат 19 банков, на которые приходится 70% активов всей банковской системы России. Какие именно кредитные учреждения попали в список ЦБ, Сухов тогда не уточнил, отметив, что 7 банков из 19 соблюдают показатель краткосрочной ликвидности без каких-либо дополнительных мер.

Для регулирования системно значимых финансовых организаций и контроля их рисков необходимо наличие адекватной правовой системы. После кризиса 2008 года Евросоюз и другие страны-члены Группы „большой двадцатки“ G20 активно вводят новые нормативные акты, которые относятся исключительно к системно значимым финансовым организациям.

К примеру, согласно действующим нормативным правилам (Базел III и его национального имплементационного законодательства Евросоюза, согласно Директивы Европейского парламента  и Совета 2013/36/EU [CRD-IV], и Регламента Европейского парламента и Совета (EU) No 575/2013 [CRR] и других нормативных документов) СЗФО обязаны иметь высокий процент собственного капитала.

Также Евросоюз намерен применить к СЗФО допольнительные меры по снижению системных рисков, в рамках структурной реформы банковского сектора Евросоюза и повышения устойчивости кредитных институтов (банков). В заключительном этапе согласования находится проект Регламента о структурной реформе банковского сектора Евроюза [RSM], который будет обязывать банки разделить високорискованные активы, в основном торговлю финансовыми инструментами собственных счетов, прием вкладов, оказывание платежных услуг неблагонадежным клиентам. Данная инициатива является результатом работы Экспертной группы возглавляемая Ерки Лииканена [HLEG-Liikanen], которая была созданна в 2011 году Европейской коммиссией для оценки ситуации в банковском секторе Евросоюза.

Результаты и обсуждение.

Основная цель Базел III (2011) заключается в улучшении качества и размера банковского капитала. На фоне финансового кризиса усилия регуляторов акцентированы на внедрение процедур определения несостоятельности банков. Значительные усилия были уделены реформам, которые нацелены на обеспечение наличия широкого круга нормативных полномочий, которые выходят из рамок обычного корпоративного режима несостоятельности и предназначены для изпользования при несостоятельности системно значимых финансовых организаций. Регулятор стал заниматься повышением способности системно значимых финансовых организаций покрывать убытки (loss absorbency), которые необходимы СЗФО для покрытия потерь от потенциального эффекта своего дефолта, через использование существующих пассивов для покрытия потерь и рекапитализации финансовой организации.

Ожидаемое воздействие от применения структурной реформы банковского сектора Евросоюза, являестся в первую очередь повышение устойчивоски кредитных институтов путем снижения системных рисков для финансовой системы в Евросоюзе, которые могут возникнуть в результате дефолта крупных, сложных и взаимносвязанных кредитных институтов.

Приведем перечень плюсов от применения структурной реформы банковского сектора:

Банк России с учетом критериев международной активности разработал подходы к определению системно значимых кредитных организаций, на которые будут в том числе распространяться требования к соблюдению показателя краткосрочной ликвидности и дополнительные требования к достаточности капитала в соответствии с Базелем III.

Выводы.

Таким образом, вопрос о том, какие банки должны быть отнесены к системно значимым, в большой степени на сегодняшний день остается открытым. В данной работе приводится подход Евросоюза для регулирования системно значимых финансовых организаций, выявление системно значимых финансовых организаций, определение буфер капитала системно значимых финансовых организаций, и перспективы реформы банковского сектора Евросоюза и России. С введением единой мировой практики определения и регулирования деятельности СЗФО наступят улучшения в мировой экономики, появиться защита капитала от риска мировых кризисов.

Список литературы.

  1. [BCBS-255] Basel Committee on Banking Supervision (July 2013), “Global systemically important banks: updated assessment methodology and the higher loss absorbency requirement”, Bank for International Settlements, https://www.bis.org/publ/bcbs255.pdf
  2. [BCBS-233] Basel Committee on Banking Supervision (October 2012), “A framework for dealing with domestic systemically important banks”, Bank for International Settlements, https://www.bis.org/publ/bcbs233.pdf
  3. [BCBS-207] Basel Committee on Banking Supervision (November 2011) “Global systemically important banks: Assessment methodology and the additional loss absorbency requirement”, Bank for International Settlements, https://www.bis.org/publ/bcbs207.pdf
  4. [BCBS-202] Financial Stability Board and the Basel Committee on Banking Supervision (10 October 2011). «Assessment of the macroeconomic impact of higher loss absorbency for global systemically important banks» (PDF). Bank for International Retrieved December 20, 2011. https://www.bis.org/publ/bcbs202.pdf
  5. [FSB-2015] Financial Stability Board , «2015 update of group of global systemically important banks              (G-SIBs)»,                3       November                   2015 global-systemically-important-banks-G-SIBs.pdf
  6. [CRD-IV] Directive 2013/36/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on access to the activity of credit institutions and the prudential supervision of credit institutions and investment firms, amending Directive 2002/87/EC and repealing Directives 2006/48/EC and 2006/49/EC Text with EEA relevance OJ L 176, 6.2013, p. 338–436, content/EN/TXT/?uri=CELEX:32013L0036
  7. [CRR] Regulation (EU) No 575/2013 of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on prudential requirements for credit institutions and investment firms  and  amending  Regulation  (EU)  No  648/2012  Text  with  EEA relevance    OJ    L    176,   27.6.2013,   p.    1–337,   content/EN/TXT/?uri=CELEX:32013R0575
  1. [RSM] Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on structural measures improving the resilience of EU credit institutions COM/2014/043 final — 2014/0020 (COD) https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52014PC0043
  2. [HLEG-Liikanen] Final Report of the High-level Expert Group on reforming the structure of the EU banking sector, Chaired by Erkki Liikanen, Brussels, 2 October 2012 level_expert_group/report_en.pdf
  3. [BoE-FSR] «Financial Stability Report — June 2014», Bank of England, 25 June
  4. [US-ResolutionPlans] «Resolution Plan at FDIC». https://www.fdic.gov/regulations/reform/resplans/ «Resolution Plans at FED».
  5. [EU-BRRD] DIRECTIVE 2014/59/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 establishing a framework for the recovery and resolution of credit institutions and investment firms and amending Council Directive 82/891/EEC, and Directives 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/EC, 2011/35/EU, 2012/30/EU and 2013/36/EU, and Regulations (EU) No 1093/2010 and (EU) No 648/2012, of the European Parliament and of the Council (Text with EEA relevance) content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014L0059&from=EN
  6. [EC-CRD-IV_CRR-FAQ] “European Commission MEMO/13/690: Capital Requirements – CRD IV/CRR – Frequently Asked Questions», European Commission, 16 July 690_en.pdf
  1. Slovik, (2012), «Systemically Important Banks and Capital Regulation Challenges», OECD Economics Department Working Papers, No. 916, OECD Publishing, Paris. DOI:
  2. Systemically important financial institution (Wikipedia) https://en.wikipedia.org/wiki/Systemically_important_financial_institution
  3. О заявлении Совета по финансовой стабильности о стратегических мерах в отношении системно значимых финансовых институтов, 22 ноября 2011 года
  4. О порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности («Базель III») системно значимыми кредитными организациями, 3 декабря 2015 года, Положение № 510-П
  5. Об утверждении перечня системно значимых кредитных организаций, 20 октября 2015 года
  6. О мерах по реализации Базеля III и о регулировании деятельности системно значимых банков, 15 июля 2015 года type=»book» name=»РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМНО ЗНАЧИМЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» description=»Регулирование системно значимых финансовых организаций (СЗФО) является важной задачей для предотвращения системных рисков финансовой системы, которые могут возникнуть в случае дефолта крупных, очень комплексных, находящихся в тесной связи с другими финансовыми организациями. Данный вопрос стал весьма актуальным после начала глобального финансового кризиса в 2008, когда проблемы нескольких крупных финансовых институтов США спровоцировали мировой финансовой кризис.» author=»Манчев Петър Бориславов» publisher=»Басранович Екатерина» pubdate=»2016-12-11″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found