Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Реализация приоритетов бюджетной политики инструментами эффективного контроля за использованием бюджетных средств, влияющих на экономическую безопасность государства

Обеспечение эффективности управления бюджетными средствами является основой построения гармоничной системы бюджетных отношений и бюджетной политики России, а также важнейшим условием политической и экономической стабильности государства, которые влияют на состояние безопасности граждан и усиление экономических позиций государства.

Условия  и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной части бюджетов различного уровня и в ходе осуществления бюджетных расходов, а также при организации межбюджетных отношений определяются бюджетной политикой государства. При этом, одной из наиболее актуальных функций государства является обеспечение эффективного управления государственными финансовыми ресурсами и создание условий для их использования в качестве основного управляющего фактора России. К одной из приоритетных задач социально-экономического развития России относится практическая реализация государственных финансов, которая тесно связана с формированием эффективной бюджетной политики.

Необходимость наличия эффективной бюджетной политики государства обуславливается незащищенностью национальных, в том числе экономических интересов государства от посягательств  в сфере  целевого и эффективного использования бюджетных средств. Именно она должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства и достижению эффективности государственных расходов, что значительно снизит угрозы возникновения экономической безопасности государства. При этом будет наблюдаться повышение результативности бюджетных расходов, снижение риска экономической, и как следствие финансовой, безопасности страны в целом, так как, «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России» [7, с. 107].

Содержание бюджетной политики, её основные направления зависят от роли государства в развитии общества, от степени его участия в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации бюджетной политики государства и определяется целевой установкой бюджетной политики, то есть зависит, главным образом, от выбора её приоритетов.

В  связи с геополитической ситуацией и снижением темпов роста российской экономики в 2014 году Советом Федерации было принято постановление о Концепции федерального бюджета  на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в которой отмечалось следующее: «в целях сохранения устойчивости бюджетной системы Российской Федерации Правительству Российской Федерации потребуется не только кардинально повысить эффективность расходов федерального бюджета, но и провести большую работу по выявлению имеющихся финансовых резервов и дополнительных источников доходов» [5, с. 3], в том числе с помощью проведения контрольных мероприятий осуществляемых различными органами исполнительной и законодательной власти.

Сегодня государство  в режиме реального времени имеет возможность следить за бюджетным процессом, ежемесячно получать полноценные отчеты по исполнению бюджета и соответственно оперативно реагировать на те, или иные изменения, связанные с реализацией  федерального бюджета,  пропуская его через призму сегодняшней экономической ситуации. То есть, обрабатывается полученная информация и своевременно принимаются решения по дальнейшему финансированию либо приостановке финансирования целевых программ, что ведет к сохранению государственных финансовых ресурсов за счет сокращения неэффективных расходов бюджета.

Реализацию приоритетов бюджетной политики следует рассматривать и с позиций применения инструментов эффективного контроля за использованием бюджетных средств, влияющих на экономическую безопасность государства. Ущерб,   выявляемый органами контроля вследствие  нарушений  должностными лицами бюджетного законодательства, а так же легализации и отмывания неучтенных денежных средств,  и  их последствий очень велик. Он представляет собой угрозу экономической безопасности России и влияет на определенные сферы деятельности государства, в том числе: на ослабление институтов власти, дестабилизацию и неэффективность функционирования бюджетополучателей, приводит к развитию дисбаланса  секторов экономики, и снижению способности государства к  саморазвитию.

В настоящее время основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой (бюджетной) политики, но и непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы. [3, с. 3]. Согласно действующего законодательства, по результатам контроля Министерство финансов РФ вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций и учреждений, допустивших незаконное расходование средств; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением штрафов, что позволяет уменьшить ущерб, наносимый государству и восстанавливать финансовые ресурсы.

Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфинмониторинг), которая осуществляет контроль:

При осуществлении своих полномочий должностными лицами Росфинмониторинга выявляются факты легализации и отмывания неучтенных денежных средств. Согласно данным Публичного отчета о работе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в 2014 году основными результатами его деятельности, связанной «с противодействием преступным элементам по отмыванию денежных средств и финансированию терроризма» [6, с. 3]  отмечено следующее:

Обеспечено возмещение государству в размере 285 млрд. руб.

Наложен арест на имущество  в размере 10 млрд. руб.

Доначислено налогов в размере 6,5 млрд. руб.

Пресечена деятельность теневых площадок в размере 90 млрд. руб.

Приостановлена деятельность теневых площадок в размере 68 млн. руб.

Эффективность контроля, позволяющего восстановить государственные финансовые ресурсы на лицо, и он однозначно является одним из инструментов реализации приоритетов бюджетной политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях международной политической и экономической обстановки, где в последнее время стабильно высокими остаются риски и угрозы в сфере использования средств федерального бюджета, органы государственной и исполнительной власти, в том числе органы контроля, в полной мере обеспечивают эффективное управление государственными финансовыми ресурсами, что способствует реализации приоритетов бюджетной политики государства, поддержанию устойчивых темпов экономического развития России и обеспечению безопасности граждан.

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты и другие официальные документы

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998, № 145-ФЗ // Российская газета, № 153–14, 12.08.1998.
  2. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» // СЗ РФ, 29.04.1996, № 18, ст. 2117, № 20, ст. 2444.
  3. Государственные и муниципальные органы финансового контроля Grandars.ru «Финансы», «Финансовое право».//  finansy/federalnyy-finansovyy-kontrol. html. Обращение 17.11.15.
  4. Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77  «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (вместе с «Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»). // «Собрание законодательства РФ», 10.02.2014, N 6, ст. 591.
  5. Постановление Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». //Интернет ресурс .
  6. Публичный отчет о работе федеральной службы по финансовому мониторингу в 2014году.// Интернет ресурс — Годовой отчет Росфинмониторинг за 2014 год D0%F%D0%BE%D1%81%D0%BB.%D0%B2%D0%B5%D1%80.%20%D0%BE%  D1%82%D1%87% D0% B5%D1%82%202014.pdf. Обращение 17.11.15г.
  7. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России, 1995. N 9.[schema type=»book» name=»Реализация приоритетов бюджетной политики инструментами эффективного контроля за использованием бюджетных средств, влияющих на экономическую безопасность государства» description=»Формирование эффективной бюджетной политики государства осуществляется за счет обеспечения эффективного управления государственными финансовыми ресурсами и контроля за использованием бюджетных средств, влияющих на экономическую безопасность государства.» author=»Смирнова Лариса Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found