Обеспечение эффективности управления бюджетными средствами является основой построения гармоничной системы бюджетных отношений и бюджетной политики России, а также важнейшим условием политической и экономической стабильности государства, которые влияют на состояние безопасности граждан и усиление экономических позиций государства.
Условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной части бюджетов различного уровня и в ходе осуществления бюджетных расходов, а также при организации межбюджетных отношений определяются бюджетной политикой государства. При этом, одной из наиболее актуальных функций государства является обеспечение эффективного управления государственными финансовыми ресурсами и создание условий для их использования в качестве основного управляющего фактора России. К одной из приоритетных задач социально-экономического развития России относится практическая реализация государственных финансов, которая тесно связана с формированием эффективной бюджетной политики.
Необходимость наличия эффективной бюджетной политики государства обуславливается незащищенностью национальных, в том числе экономических интересов государства от посягательств в сфере целевого и эффективного использования бюджетных средств. Именно она должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства и достижению эффективности государственных расходов, что значительно снизит угрозы возникновения экономической безопасности государства. При этом будет наблюдаться повышение результативности бюджетных расходов, снижение риска экономической, и как следствие финансовой, безопасности страны в целом, так как, «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России» [7, с. 107].
Содержание бюджетной политики, её основные направления зависят от роли государства в развитии общества, от степени его участия в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации бюджетной политики государства и определяется целевой установкой бюджетной политики, то есть зависит, главным образом, от выбора её приоритетов.
В связи с геополитической ситуацией и снижением темпов роста российской экономики в 2014 году Советом Федерации было принято постановление о Концепции федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в которой отмечалось следующее: «в целях сохранения устойчивости бюджетной системы Российской Федерации Правительству Российской Федерации потребуется не только кардинально повысить эффективность расходов федерального бюджета, но и провести большую работу по выявлению имеющихся финансовых резервов и дополнительных источников доходов» [5, с. 3], в том числе с помощью проведения контрольных мероприятий осуществляемых различными органами исполнительной и законодательной власти.
Сегодня государство в режиме реального времени имеет возможность следить за бюджетным процессом, ежемесячно получать полноценные отчеты по исполнению бюджета и соответственно оперативно реагировать на те, или иные изменения, связанные с реализацией федерального бюджета, пропуская его через призму сегодняшней экономической ситуации. То есть, обрабатывается полученная информация и своевременно принимаются решения по дальнейшему финансированию либо приостановке финансирования целевых программ, что ведет к сохранению государственных финансовых ресурсов за счет сокращения неэффективных расходов бюджета.
Реализацию приоритетов бюджетной политики следует рассматривать и с позиций применения инструментов эффективного контроля за использованием бюджетных средств, влияющих на экономическую безопасность государства. Ущерб, выявляемый органами контроля вследствие нарушений должностными лицами бюджетного законодательства, а так же легализации и отмывания неучтенных денежных средств, и их последствий очень велик. Он представляет собой угрозу экономической безопасности России и влияет на определенные сферы деятельности государства, в том числе: на ослабление институтов власти, дестабилизацию и неэффективность функционирования бюджетополучателей, приводит к развитию дисбаланса секторов экономики, и снижению способности государства к саморазвитию.
В настоящее время основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой (бюджетной) политики, но и непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы. [3, с. 3]. Согласно действующего законодательства, по результатам контроля Министерство финансов РФ вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций и учреждений, допустивших незаконное расходование средств; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением штрафов, что позволяет уменьшить ущерб, наносимый государству и восстанавливать финансовые ресурсы.
Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфинмониторинг), которая осуществляет контроль:
- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
- за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций;
- за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре [4, с.2]. .
При осуществлении своих полномочий должностными лицами Росфинмониторинга выявляются факты легализации и отмывания неучтенных денежных средств. Согласно данным Публичного отчета о работе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в 2014 году основными результатами его деятельности, связанной «с противодействием преступным элементам по отмыванию денежных средств и финансированию терроризма» [6, с. 3] отмечено следующее:
Обеспечено возмещение государству в размере 285 млрд. руб.
Наложен арест на имущество в размере 10 млрд. руб.
Доначислено налогов в размере 6,5 млрд. руб.
Пресечена деятельность теневых площадок в размере 90 млрд. руб.
Приостановлена деятельность теневых площадок в размере 68 млн. руб.
Эффективность контроля, позволяющего восстановить государственные финансовые ресурсы на лицо, и он однозначно является одним из инструментов реализации приоритетов бюджетной политики государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях международной политической и экономической обстановки, где в последнее время стабильно высокими остаются риски и угрозы в сфере использования средств федерального бюджета, органы государственной и исполнительной власти, в том числе органы контроля, в полной мере обеспечивают эффективное управление государственными финансовыми ресурсами, что способствует реализации приоритетов бюджетной политики государства, поддержанию устойчивых темпов экономического развития России и обеспечению безопасности граждан.
Список литературы
Нормативно-правовые акты и другие официальные документы
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998, № 145-ФЗ // Российская газета, № 153–14, 12.08.1998.
- Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» // СЗ РФ, 29.04.1996, № 18, ст. 2117, № 20, ст. 2444.
- Государственные и муниципальные органы финансового контроля Grandars.ru «Финансы», «Финансовое право».// finansy/federalnyy-finansovyy-kontrol. html. Обращение 17.11.15.
- Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (вместе с «Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»). // «Собрание законодательства РФ», 10.02.2014, N 6, ст. 591.
- Постановление Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». //Интернет ресурс .
- Публичный отчет о работе федеральной службы по финансовому мониторингу в 2014году.// Интернет ресурс — Годовой отчет Росфинмониторинг за 2014 год D0%F%D0%BE%D1%81%D0%BB.%D0%B2%D0%B5%D1%80.%20%D0%BE% D1%82%D1%87% D0% B5%D1%82%202014.pdf. Обращение 17.11.15г.
- Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России, 1995. N 9.[schema type=»book» name=»Реализация приоритетов бюджетной политики инструментами эффективного контроля за использованием бюджетных средств, влияющих на экономическую безопасность государства» description=»Формирование эффективной бюджетной политики государства осуществляется за счет обеспечения эффективного управления государственными финансовыми ресурсами и контроля за использованием бюджетных средств, влияющих на экономическую безопасность государства.» author=»Смирнова Лариса Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]