Система факторинговых отношений представляет собой совокупность отношений между субъектами факторинговых операций от подготовительного этапа до этапа их завершения. Всех участников данной системы можно подразделять на две группы: прямые участники и косвенные. К первой группе относятся финансовые агенты, поставщики товаров и услуг (т.е. клиенты финансовых агентов) и покупатели соответствующих товаров и услуг (т.е. дебиторы). Ко второй группе участников относятся субъекты, которые обеспечивают нормативно-правовую и информационную базу, а также регулируют и контролируют факторинговую деятельность прямых участников.
Функционирование любой системы, в том числе и системы факторинговых отношений, не представляется возможным без возникновения спорных вопросов, т.е. для функционирования данной системы характерны различного рода противоречия. В зависимости от направления влияния можно выделить противоречия, прямо и косвенно влияющие на развитие факторинговых операций, и противоречия, влияющие на проведение конкретных факторинговых сделок. В данной статье противоречия рассматриваются при условии, что в качестве финансового агента выступает коммерческий банк.
- I. Противоречия, прямо и косвенно влияющие на развитие факторинговых операций, возникают между всеми участниками факторинговых отношений. Данный вид противоречий возникает по следующим направлениям:
- Организация факторинговых операций в банках. Сторонами противоречий в этом направлении являются руководство банка и сотрудники подразделения, отвечающего за проведение факторинговых операций. Данная категория противоречий может быть связана, с одной стороны, с требованиями к кандидатам на определенные должности со стороны руководства (соответствующий уровень профессионализма, компетентность в данной области и сопутствующих областях) и, с другой стороны, с требованиями работников к руководству по вопросам оплаты труда.
- Формирование ресурсов для проведения факторинговых операций. Сторонами противоречий в данном случае является банк, выступающий в роли заемщика, и его кредиторы. Противоречия могут быть вызваны низкими ставками по депозитам, не стимулирующими потенциальных вкладчиков к размещению депозитов на предлагаемых условиях, а также условиями кредитования (ставки, сроки) для банка.
- Формирование рынка факторинговых услуг и его регулирование. Противоречия в этой области могут возникать между банками и органами, контролирующими и регулирующими деятельность рынка факторинговых услуг. Причины, как правило, связаны с порядком уплаты налога на прибыль, формирования резерва на возможные потери по ссудам, значением норматива Н6, ограничивающего финансовые возможности банков.
- Реализация товаров или оказания услуг. Противоречия такого характера возникают между продавцами и покупателями и проявляются в несовпадении интересов в отношении сроков оплаты, что является толчком для продавца прибегнуть к факторинговому обслуживанию
- II. Противоречия, влияющие на проведение конкретных факторинговых операций возникают между прямыми участниками системы факторинговых сделок.
Можно выделить следующие направления данного вида противоречий:
- Размещение факторинговых ресурсов. По данному направлению противоречия возникают либо на этапе заключения договора факторинга, либо на этапе отбора дебиторской задолженности. В обоих случаях сторонами противоречий являются банк (финансовый агент) и его клиент.
В первом случае причины противоречий обусловлены определенными требованиями, выдвигаемыми банками к потенциальным клиентам по факторинговому обслуживанию, и условиями договора факторинга. В отношении договора факторинга речь идет, с одной стороны, о цене факторинговой услуги, а, с другой стороны, о возможности предусмотрения условия регресса.
Во втором случае причины возможных противоречий связаны со следующими аспектами факторинговых сделок:
— «качество» должника, т.е. его финансовое состояние и платежеспособность на момент уступки прав требования, а также история его платежной дисциплины. Если базой для оценки платежной дисциплины должника является информация, предоставленная банку клиентом, то при оценке его финансового положения на практике возникает проблема, связанная с получением достоверной информации, свободный доступ к которой у банка отсутствует;
— условия финансирования. В данном случае помимо размера платы, причитающейся банку (если цена устанавливается в зависимости от должника с учетом фактора риска), выделяем величину лимита финансирования, устанавливаемую банком, недостаточный размер которой для клиента может вызвать противоречия между ними, и длительность отсрочки платежа, предоставленной поставщиком своему покупателю, которая может не удовлетворить банк.
Таким образом, заключение договора факторинга и непосредственное авансирование в рамках данного договора осуществляется в том случае, если в процессе переговоров, проводимых между банком и его потенциальным клиентом, стороны смогут прийти к компромиссу по всем вышерассмотренным позициям.
- Выполнение должником своих обязательств, а именно своевременность оплаты по уступленному требованию. С одной стороны, противоречия в данной области возникают между банком и должником из-за того, что проблемы должника с платежеспособностью на момент оплаты долга негативно влияют на своевременность выполнения им своих обязательств. С другой стороны, сторонами противоречий являются клиент и должник (в случае закрытого факторинга). Противоречия в этом случае могут быть вызваны следующими причинами:
— поставка продукции, несоответствующей условиям договора поставки по количеству и качеству, может привести к несвоевременной оплате или к отказу от оплаты со стороны должника;
— несвоевременное информирование банка клиентом о вероятности неоплаты или несвоевременной оплаты должником по уступленному денежному требованию.
- Выполнение клиентом своих обязательств по оплате уступленного требования. Противоречия в данном направлении возникают между банком и клиентом и связаны с двумя причинами:
— невозможность погашения задолженности клиентом за должника в случае обращения на него регрессного иска из-за финансовых трудностей (при факторинговом обслуживании с регрессом);
— перечисление клиентом банку ненадлежащим образом суммы по уступленному требованию, полученной от должника (при факторинговом обслуживании без уведомления).
Однако начало функционирования рынка факторинговых услуг, заключение договора факторинга и непосредственное финансирование в рамках данного договора не свидетельствуют об исчезновении источников противоречий, поскольку к их появлению и усилению ведут любые отрицательные изменения факторов, влияющих на факторинговые операции. Это может быть изменение в нормативной базе, ухудшение финансового состояния должника, что отрицательно скажется на его платежеспособности; изменение условий на кредитном рынке, что может привести к увеличению цены факторинговой услуги; изменение ситуации на рынке товаров или услуг, на производстве которых специализируется клиент, например, снижение спроса на данную продукцию (это особенно важно, если переуступается вся дебиторская задолженность клиента на сумму в пределах установленного лимита). В результате подобных ситуаций могут быть изменены или, что более серьезно, нарушены условия договора факторинга. Таким образом, противоречия факторинговых отношений, с одной стороны, могут вести к негативным результатам в виде роста расходов (например, отнесение задолженности по факторингу к более высокой группе риска), к продлению срока оплаты требования, к возможным безнадежным долгам, к потере клиентов. Но, с другой стороны, противоречия несут в себе и позитивное начало. Они являются, своего рода, движущим фактором, позволяющим не только развивать факторинговые отношения, но и всячески совершенствовать условия предоставления факторинговых услуг банками своим клиентам. Противоречия в клиентской базе приводят к поиску новых сегментов рынка факторинговых услуг и категорий клиентов, к активизации процесса их привлечения. Нарастание рисков, с которыми приходится сталкиваться банку, вынуждает его корректировать лимиты финансирования, совершенствовать методику оценки финансового состояния и платежеспособности должников, кредитоспособности клиентов, что в совокупности способствует развитию и повышению эффективности факторинговых операций банков.
Проявление противоречий возможно в трех формах. Первая форма – повышение уровня риска по факторинговым операциям. Риск по факторинговым операциям является объемным понятием, поскольку подразумевает под собой все риски, которые несет банк на фоне большого расхождения платежей по договору факторинга в сроках и объемах.
Вторая форма – конфликты в факторинговых отношениях. Конфликт (лат. conflictus столкновение) – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений [1, с. 432]. В системе факторинговых отношений столкновение противоположностей проявляется в противоречиях. Т.е. противоречия обретают форму конфликтов в результате их неразрешимости в процессе формирования факторинговых отношений. Таким образом, причины, вызывающие противоречия, также лежат и в основе конфликтов. Однако их в данном случае целесообразно классифицировать как объективные и субъективные. Среди объективных причин, для которых характерно влияние не на конкретные факторинговые операции, а на организацию факторинговых операций в целом, следует выделить изменения в регулировании факторинговых операций со стороны Банка России, законодательных и налоговых органов, условий оказания факторинговой услуги как результат изменения ситуации на рынке кредитных ресурсов, рост рисков по факторинговым операциям. Субъективные причины, в отличие от объективных, влияют на работу конкретного банка и на операции по конкретному договору факторинга. В их основе лежат межличностные отношения между прямыми участниками системы факторинговых отношений. К субъективным причинам относятся взаимоотношения, с одной стороны, между руководителем и сотрудниками банка и, с другой стороны, между работниками банка, клиентами и должниками. Т.е. многое зависит от того, будет ли найден общий язык и индивидуальный подход к каждому клиенту и, соответственно, должнику. Для разрешений противоречий и, как следствие, избежания конфликтных ситуаций возможны два варианта, зависящие от степени их остроты. Прежде всего, возможен пересмотр условий сделки. В случае же, если противоречия между прямыми участниками факторинговых отношений слишком глубоки и связаны с высокими рисками, целесообразнее расторгнуть заключенный договор факторинга.
Третья и самая острая форма проявления противоречий – факторинговый кризис. Кризис в переводе с древнегреческого означает решение, исход. Также это слово можно определить как «вообще тяжелое положение, острое затруднение, нехватка чего-либо» [1, с. 445]. Факторинговый кризис является результатом той стадии внутренних противоречий в факторинговых отношениях, когда прямые участники факторингового рынка находятся на грани серьезных потерь. Поскольку основным оператором рынка факторинговых услуг является банк — финансовый агент, то все возможные последствия факторинговых кризисов отражаются в основном на нем.
В зависимости от степени охвата можно выделить единичные, частичные и общие кризисы. Единичные кризисы касаются отдельных банков и формируются, когда конфликты между прямыми участниками факторинговых отношений начинают носить массовый характер. Такая ситуация характеризуется возникновением проблем с получением платежей по уступленным денежным требованиям как от должников, так и от клиентов. Если проблема неплатежей по договорам факторинга носит катастрофический характер, то последствиями такой ситуации являются падение платежеспособности банка, ухудшение имиджа среди своих контрагентов, отток клиентов. А это, в свою очередь, негативно сказывается не только на эффективности работы отдела факторинговых операций, но и всего банка в целом.
Частичные кризисы касаются интересов значительной группы банков. Их причинами являются ухудшения на кредитном рынке в целом, что может вызвать проблемы с пополнением оборотных средств банков, используемых для финансирования по договорам факторинга, за счет привлечения кредитных ресурсов. Другой причиной могут быть ухудшения в конкретных отраслях производства. Такая ситуация может вызвать частичный факторинговый кризис, если банк работает только с одной отраслью.
Общие кризисы в той или иной степени затрагивают почти все банки. Общие кризисы содержат в себе черты и единичных, и частичных кризисов, поскольку поверхностными причинами общих кризисов являются и проблемы банков по получению платежей, и проблемы пополнения оборотного фонда за счет внешних источников.
Проведенный анализ кризисных ситуаций в России позволил выделить следующие характерные черты кризиса:
— существенные потери в оборотном фонде банков, часть которого используется и для проведения факторинговых операций. Это может быть связано с сокращениями объемов пополнения фонда;
— возникновение ограничения финансовых возможностей, когда банк не способен не только осуществлять свою непосредственную деятельность по договорам факторинга, но и выполнять свои обязательства перед вкладчиками, являющимися одним из источников пополнения оборотного фонда;
— рост уровня просроченной задолженности по уступленным требованиям, что повышает не только расходы банка в виде досоздания резерва на возможные потери по ссудам, но и ограничивает его финансовые возможности.
Причинами возникновения частичных и общих кризисов являются, как правило, внешние негативные события в экономике, которые оказывают отрицательное воздействие не только на участников рынка факторинговых услуг, но и на всех субъектов экономических отношений. Среди них можно выделить:
- резкое ухудшение экономической и банковской конъюнктуры;
- превышение допустимого уровня рисков. Это может быть связано с тем, что либо клиент, либо должник, либо уступаемая задолженность отклоняются в той или иной степени от выдвигаемых требований банка в процессе проведения факторинговой операции;
- существенное падение процентных ставок на кредитном рынке, включая рынок факторинговых услуг, вызывающее сокращение процентной маржи, представляющей для банка разницу между объемом платы, полученной от авансирования, и объемом вознаграждения, уплачиваемого им за привлеченные средства, частично формирующие его оборотный фонд;
- принятие каких-либо государственных решений, негативно воздействующих на факторинговую практику;
- ужесточение денежно-кредитной политики и контроля за деятельностью банков — финансовых агентов со стороны Банка России. Например, повышение уровня ставки рефинансирования влечет за собой удорожание кредитных ресурсов, в результате чего повышается и размер цены факторинговой услуги;
- ухудшение положения на финансовом рынке;
- региональные диспропорции в развитии рынка факторинговых услуг.
В связи с этим выход из частичного и общего факторинговых кризисов возможен только при принятии глобальных мер на уровне всей экономики в целом.
В российской практике проведения факторинговых операций можно выделить кризисную ситуацию в период первой волны их развития. Так, в 1991 году наблюдались черты общего кризиса непосредственно на рынке факторинговых услуг. Заключалась данная кризисная ситуация в резком увеличении разницы между объемом денежных средств, возмещенных должниками, и объемом денежных средств, перечисленных клиентам банками: в 25 раз у коммерческих банков за 1,5 года. Причины этого кризиса, на наш взгляд, были изначально заложены в саму сущность факторинговой услуги, искаженную в банковской практике СССР конца 80-х начала 90-х годов. Основное искажение, приведшее к сложившейся ситуации, заключалось в выдвигаемом требовании к уступаемой задолженности. Оно выражалось в обязательной просрочке оплаты денежного требования и его помещении в картотеку № 2, что свидетельствовало об отсутствии денежных средств на расчетном счете плательщика. Таким образом, причиной кризиса явилась уступка просроченных денежных требований к должникам с проблемной платежеспособностью. Что касается всех последующих кризисов, то они охватывали экономику в целом.
Факторинговые кризисы развиваются поэтапно. На первом этапе происходит нарастание противоречий в факторинговых отношениях, в результате чего увеличиваются конфликтные ситуации при факторинговом обслуживании; возникает необходимость переводить задолженность в более высокую категорию качества вплоть до пятой, что влечет за собой увеличение расходов банка. Для второго этапа характерно кризисное состояние отдельных или многих банков — финансовых агентов, сопровождающееся ухудшением их финансового состояния. Это, в свою очередь, угрожает интересам вкладчиков и кредиторов, а в ряде случаев является просто критическим. Третий этап факторингового кризиса связан с процессом выхода из него. На данном этапе происходит разработка и реализация комплекса мероприятий на уровне отдельных банков и на рынке факторинговых услуг в целом.
При организации мероприятий, направленных на выход из кризиса, необходимо учитывать финансовое состояние как отдельных банков, так и состояние всего рынка факторинговых услуг в целом, тенденции их развития, уровень риска по факторинговым операциям. При этом проводимые мероприятия должны быть реальны и эффективны.
Список литературы:
- Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.[schema type=»book» name=»ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ФАКТОРИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ» description=»Статья посвящена противоречиям в системе факторинговых отношений, которые проявляются в форме повышения уровня риска по факторинговым операциям, конфликтов и кризисов. » author=»Богачева Мария Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]