В последние годы с момента юридической ликвидации устойчиво функционирующего Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создания регионального интеграционного формирования Евразийский экономический союз (ЕАЭС), можно однозначно констатировать изменение в объемах импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государств ЕАЭС, которые отражены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.
Динамика экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия государствами ЕАЭС, млн долл США
Наименование товара |
Годы |
||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2013 г. к
2011 г.,% |
2014 | 2015* | 2015 г. к
2014 г.,% |
|
Пшеница | 4249 | 5983 | 4433 | 104,3 | 6298 | 4450 | 70,7 |
Рыба
мороженая |
1793 | 1926 | 2064 | 115,1 | 1833 | 1818 | 99,2 |
Ячмень | 601 | 962 | 606 | 100,8 | 914 | 1041 | 113,9 |
Масло
подсолнечное |
637 | 1555 | 1374 | 215,6 | 1351 | 1006 | 74,5 |
Табачные изделия | 429 | 771 | 750 | 174,8 | 758 | 769 | 101,5 |
Кукуруза | 164 | 575 | 591 | 360,4 | 705 | 602 | 85,4 |
Мука пшеничная или пшенично-ржаная | 769 | 663 | 618 | 80,4 | 596 | 554 | 93,0 |
Экспорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, всего | 13563 | 18349 | 16903 | 124,6 | 18887 | 16355 | 86,6 |
Источник: составлено на основе данных www.eurasiancommission.org
*с 2014г.- ЕАЭС, а с 2015- с учетом Республики Армения и Республики Киргизия
**до 2014г.- ЕврАзЭС без учета Республики Таджикистан и Республики Киргизия
По-видимому, это требует форсированного формирования и развития общего аграрного рынка ЕАЭС с другими государствами и даже с другими региональными интеграционными формированиями в формате нового поколения зон свободной торговли (ЗСТ).
Таблица 2.
Динамика импорта сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия государствами ЕАЭС, млн долл США
Наименование товара |
Годы |
||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2013 г. к
2011 г.,% |
2014 | 2015* | 2015 г. к
2014 г.,% |
|
Цитрусовые плоды | 1 688 | 1 643 | 1 830 | 108,4 | 1 636 | 1 380 | 84,4 |
Говядина замороженная | 2 271 | 2 641 | 2 398 | 105,6 | 2 213 | 1 106 | 49,9 |
Яблоки, груши и айва, свежие | 1 331 | 1 382 | 1 329 | 99,8 | 1 304 | 1 106 | 84,8 |
Табачное сырье | 1 275 | 1 289 | 1 262 | 99,0 | 1 148 | 1 048 | 91,3 |
Свинина | 2 407 | 2 774 | 2 354 | 97,8 | 1 592 | 985 | 61,9 |
Крепкие спиртные
напитки |
1 241 | 1 514 | 1 589 | 128,0 | 1 351 | 737 | 54,6 |
Сыры и творог | 1 522 | 1 560 | 1 741 | 114,4 | 1 041 | 183 | 17,6 |
Импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, всего | 44014 | 43619 | 45568 | 103,5 | 42584 | 28995 | 68,1 |
Источник: составлено на основе данных www.eurasiancommission.org
*с 2014г.-ЕАЭС, а с 2015- с учетом Республики Армения и Республики Киргизия
**до 2014г.-ЕврАзЭС без учета Республики Таджикистан и Республики Киргизия
В договоре о Евразийском экономическом союзе (раздел II, статья 7) прописано, что ЕАЭС имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета. Вопросы заключения международных договоров ЕАЭС с третьей стороной определяются международным договором в рамках ЕАЭС. Проведение переговоров по проектам международных договоров ЕАЭС с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами – членами соответствующих внутригосударственных процедур [1].
Одним из наиболее эффективных инструментов реализации имеющегося экспортного потенциала в аграрной сфере государств ЕАЭС является создание зоны свободной торговли.
В начале 2016 г. ЕЭК приступил к формальным переговорам с Израилем и к 2018 г. и планирует подписать соглашение о создании ЗСТ. Также ведется работа по изучению целесообразности заключения таких соглашений с Китаем, Египтом, Ираном, Индией.
Несмотря на это, пока ЕАЭС отстает от большинства развитых стран и региональных интеграционных формирований как по количеству, так и по географии имеющихся соглашений о свободной торговле. Так, по данным ВТО, ЕС имеет 37 действующих региональных торговых соглашений и ведет переговоры с США о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства.
Формирование экономических отношений ЕАЭС с другими государствами идет достаточно высокими темпами, и в этой сфере в настоящее время преобладает восточный вектор развития – ЕАЭС ориентирован на рынки стран АСЕАН и азиатского региона в целом.
Особое место среди стран Юго-Восточной Азии для ЕАЭС занимает Вьетнам, с которым 29 мая 2015 г. было заключено Соглашение о зоне свободной торговли (далее – Соглашение ЗСТ). Перечень экспортируемых сельскохозяйственных товаров ЕАЭС, на которые снижаются таможенные пошлины со стороны Вьетнама, приведен в таблице 3.
Таблица 3.
Динамика изменения таможенных пошлин со стороны Вьетнама на импорт сельскохозяйственных товаров ЕАЭС
Период снижения ставки таможенной пошлины |
Наименование агропродовольственной продукции |
Без переходного
периода |
пшеница и меслин, семена льна и рапса, лук, молоко и молочная продукция, мясо КРС (свежее или охлажденное) |
3 года | переработанная мясная продукция, переработанная рыбная продукция, консервы, икра |
5 лет | мясо домашней птицы, фрукты и орехи консервированные (частично), рыба мороженая, кроме рыбного филе, шоколад (частично), кондитерские изделия из сахара (частично) |
10 лет | меласса, фрукты и орехи консервированные (частично), шоколад и прочие готовые пищевые продукты (частично), кондитерские изделия из сахара (частично) |
Источник: Применение расширенного перечня механизмов регулирования в аграрной сфере ЕАЭС и третьих стран, присоединившихся в формате ЗСТ [6].
Соглашением ЗСТ, кроме изменения таможенных пошлин, предусмотрена динамика предоставления Вьетнамом тарифных квот для импорта товаров из государств ЕАЭС.
При этом для некоторых групп товаров планируется применять так называемый триггерный механизм, позволяющий в случае угрозы для рынка ЕАЭС вводить в упрощенном порядке ставки пошлины на уровне Единого таможенного тарифа ЕАЭС. [6]
По экспертным оценкам, экономия на пошлинах для экспортеров ЕАЭС во Вьетнам в первый год может составить около 40 млн. долл., а по истечению всех переходных периодов – около 55-60 млн. долл. в год. Ожидается, что отмена таможенных пошлин приведет к росту экспорта из ЕАЭС во Вьетнам мясной и молочной продукции, пшеницы и муки. В свою очередь, Вьетнам сможет нарастить поставки рыбы, риса, фруктов, овощей и орехов.
Проявляет интерес к налаживанию торгово-экономического взаимодействия с ЕАЭС в формате ЗСТ и Китай. Что касается китайского аграрного рынка, то ввиду значительных объемов потребления и высокой доли импорта по отдельным товарам, представляется целесообразным наращивать объёмы уже поставляемой из ЕАЭС продукции (рыба и морепродукты) с последующим расширением ассортимента (зерновые, масличные и др.).
Перспективной экспортной сельскохозяйственной продукцией для государств ЕАЭС являются зерновые, которых в 2014 г. Китай импортировал на сумму более 5 млрд. долл., особенно ячмень, учитывая низкий уровень тарифной защиты – ставка таможенной пошлины равна 1,5 % — и то, что доля импорта ячменя составляет в потреблении КНР более половины, достигая 2,5 млн. т. в год.
На рынке Китая государствами ЕАЭС могут быть эффективно реализованы пшеница и кукуруза, несмотря на высокий уровень ставок таможенного тарифа по ним – 65% и 42,5% соответственно. Дело в том, что КНР ежегодно открывает тарифную квоту, с минимальным уровнем тарифной защиты и значительным объемом поставок. При этом квота не распределена между странами, и администрирование производится по методу «первым пришел — первым обслужен» [9].
В структуре общего экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ЕАЭС доля Китая в 2015 г. составила 9,1 %, Республики Корея – 7,2 %, Республики Вьетнам – 0,1 %.
В структуре общего импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ЕАЭС доля Китая в 2015 г. составила 6,7 %, Республики Корея – 0,4 %, Республики Вьетнам – 1,3 % (Таблица 4).
Таблица 4.
Внешняя торговля продовольственными товарами и
сельскохозяйственным сырьем ЕАЭС в 2015 г.
Экспорт | Импорт | |||||
млн. долл США | % | 2015 г. в % к 2014 г. | млн. долл США | % | 2015 г. в % к 2014 г. | |
ЕАЭС, всего | 16355,0 | 100 | 86,6 | 28995,0 | 100 | 68,1 |
В третьи страны | Из третьих стран | |||||
Китай | 1495,7 | 9,1 | 122,8 | 1937,9 | 6,7 | 87,5 |
Республика Корея | 1177,0 | 7,2 | 98,7 | 129,4 | 0,4 | 80,3 |
Вьетнам | 21,0 | 0,1 | 106,6 | 365,1 | 1,3 | 78,9 |
Источник: составлено на основе данных www.eurasiancommission.org
* 2015 с учетом Республики Армения и Республики Киргизия
Китай является одним из крупнейших мировых импортеров, а также экспортеров сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В 2015 г. Китаем из государств ЕАЭС было импортировано сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на сумму около 1,5 млрд. долл., что на 22 % больше по сравнению с предыдущем годом. Наибольший удельный вес в структуре импорта Китая из стран ЕАЭС занимают рыба и ракообразные, а также масла растительного происхождения.
В 2015 г. импорт из Китая продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в государства ЕАЭС сократился на 12,5 % по сравнению с 2014 г. и составил почти 2 млрд. долл. Основными экспортируемыми наименованиями сельскохозяйственной продукции из Китая являются фрукты и овощи, а также табачное сырье и чай.
Основные препятствия для доступа сельскохозяйственной продукции ЕАЭС на рынок Китая:
— меры тарифного регулирования (преференциальные ставки, непреференциальные ставки, ставки по тарифным квотам, временные тарифные ставки) (Комитет по таможенным тарифам Госсовета КНР);
— меры импортного лицензирования, квотирования и иных ограничений (Министерство коммерции КНР);
— ограничения на импорт продукции (не соответствие санитарным и фитосанитарным требованиям);
— технические барьеры (требования о соблюдении национальных стандартов, о специфической упаковке и маркировке товара, о получении сертификатов качества импортируемой продукции и др.)
Предложения для улучшения условий доступа сельскохозяйственных товаров, сырья и продовольствия государств ЕАЭС на рынок Китая включают:
— обеспечение конкурентоспособности продукции;
— участие государств ЕАЭС в торгово-экономических интеграционных объединениях;
— заключение соглашений в формате зоны свободной торговли;
— проведение согласованной торговой политики. [9]
Что касается взаимной торговли ЕАЭС и Республики Корея, то здесь сложилась иная ситуация. В 2015 г. наблюдается сокращение объемов взаимной торговли на 3,5 % по сравнению с 2014 г. (1354,1 млн. долл США). Наибольший удельный вес в структуре импорта Республики Корея из стран ЕАЭС занимают рыба и ракообразные, а также зерновые. Основными экспортируемыми наименованиями сельскохозяйственной продукции из Южной Кореи являются готовые пищевые продукты, а также табачные изделия.
«Большое евразийское партнерство» с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и ряда других государств планируется создать на базе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) заявил президент РФ Владимир Путин на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в 2016 г.
Формально ШОС не заявляет о начале переговоров с ЕАЭС о создании зоны свободной торговли. Следует особо отметить, что пять из восьми стран-участниц ШОС либо входят в состав ЕАЭС (Казахстан, Киргизия, Россия), либо являются участниками соглашений о ЗСТ (Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан).
В связи с тем, что некоторые страны региона одновременно участвуют в разных континентальных формированиях (ШОС, АСЕАН), с которыми ЕАЭС планирует формирование преференциальных торговых зон, возникают сложности в формировании механизма взаимодействия между блоками.
Учитывая эту особенность, наиболее реалистичным и выгодным сценарием формирования партнерства ЕАЭС с азиатскими странами представляется формат двухсторонних соглашений с ключевыми игроками ШОС и АСЕАН.
По итогам саммита Россия – АСЕАН, прошедшего в Сочи в мае 2016 г., была достигнута договоренность об образовании исследовательской группы для изучения возможностей создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН. В состав АСЕАН входят 10 государств: Таиланд, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Индонезия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бруней, Мьянма.
Для того чтобы либерализация условий доступа аграрной продукции ЕАЭС на рынок третьих стран повысила уровень ее конкурентоспособности, в том числе и по ценовому параметру, необходимо разработать механизмы совершенствования интеграции аграрных рынков государств ЕАЭС, предусматривающие их согласованные экспортные поставки и учитывающие особенности внешнеэкономической деятельности в аграрной сфере, включая и защитные инструменты.
Список литературы:
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 01.01.2015. Электронный ресурс. Доступно на:
- Глотова, И.С. Развитие экономической интеграции в аграрном секторе Евразийского экономического союза. Автореф. к-та экон. наук: 08.00.14 / Глотова Инна Сергеевна // – М., 2015. – 26 с.
- Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны. Электронный ресурс. Доступно на:
- Тарасов, В.И. РИФЫ на пути ВТО / В.И. Тарасов // Москва: ООО «Угрешская типография», 2013. – 360 с.
- Справка о порядке применения триггерного механизма в рамках Соглашения о зоне свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам. Электронный ресурс. Доступно на:
- Тарасов, В.И., Осинина, А.Ю, Глотова, И.С. Применение расширенного перечня механизмов регулирования в аграрной сфере ЕАЭС и третьих стран, присоединившихся в формате ЗСТ // В.И. Тарасов, А.Ю. Осинина, И.С. Глотова // Евразийский союз ученых (ЕСУ) № 3 (24), 2016.
- Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом. Доступной на: https://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом.pdf
- Обзор Соглашения о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом. Электронный ресурс. Доступно на: https://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/Обзор Соглашения о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом.pdf.
- Анализ барьеров доступа сельскохозяйственных товаров на рынок Китая. Доступно на: https://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring/Documents/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%Bpdf[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС В ФОРМАТЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЗСТ» description=»Для оценки перспектив региональной интеграции ЕАЭС в формате нового поколения ЗСТ в статье рассмотрена динамика экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государствами ЕАЭС за 2014-2015 гг. и представлено их сопоставление с данными Таможенного союза за 2011-2013 гг., сформированного в структуре Евразийского экономического союза. Анализ расширения ЕАЭС за счет образования зоны свободной торговли с Вьетнамом позволил оценить возможности региональной интеграции ЕАЭС с Китаем и другими государствами.» author=»Тарасов Владимир Иванович, Бикмуллин Альберт Лутфуллович, Осинина Александра Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]