На современном этапе российский рынок складского хозяйства динамично развивается. Но несмотря на высокие темпы роста, спрос превышает предложение. Потребность в качественных складах, отвечающих профессиональным требованиям, испытывают все участники товародвижения: производители, розничные сети, в том числе и иностранные, логистические компании.
Поэтому достаточно актуальным является изучение и анализ перспектив развития складского хозяйства России.
Тенденция развития складского хозяйства послевоенного периода России зависела от отраслевой принадлежности предприятия. Самые крупные и технически-оснащенные склады находились на предприятиях военной промышленности. В этот период в Москве стали строиться многоэтажные склады, обычно четырехэтажные, с несколькими лифтами для транспортировки груза. Обычно высота этажа достигала 3,5-4,5 м, но с появлением технически новинок, таких как погрузчики, конвейерные линии, полочные стеллажи, высота первых двух этажей увеличилась до 6 м. Вскоре стала очевидна неэффективность такого типа складских помещений. Ставка была сделана на строительство одноэтажных складов разной площади (до 5000 кв.м). Большинство операций выполнялись вручную, уровень механизации не превышал 12-15%. Вся складская площадь делилась на несколько зон, где хранились товары определенной товарной группы. Со временем, площади таких складов выросли до 10000 кв.м. Такие склады нуждались в более совершенном техническом оснащении, однако, продолжалось деление складов на зоны, что усложняло процесс грузопереработки и снижало уровень механизации. Но в это время, уже были введены в эксплуатацию отечественные электроштабелеры (весьма ненадежные, с грузоподъёмностью не более 500 кг). На складах использовалась отечественная техника, которой, как правило, не хватало. К середине 1970-х годов, средний уровень механизации складских работ предприятий оптовой торговли достигал 24%, вместо запланированных в проекте механизированных складов 56% [1].
В 1980-е годы Министерством торговли были выстроены первые автоматизированные складские комплексы. Самый крупный из них — склад канцелярских товаров в Минске. Высота склада достигла 12 м, зона хранения была оснащена полочными стеллажами, кранами-штабелерами и транспортёрами, для перемещения грузов в зону хранения. В это же время в СССР были разработаны проекты складов с площадью 25000 кв.м. Финансирование и централизованное строительство складов оптовой торговли осуществлялось Минторгом СССР. Дефицит складских мощностей торговля испытывала постоянно, именно это послужило появлением в начале 1990-х годов быстровозводимых ангаров, обычно, полукруглой формы, высотой до 9 м и площадью около 500 кв. м. Самым привлекательным в таких складских сооружениях были короткие сроки строительства и низкая стоимость. В этот период стало сворачиваться производство во многих отраслях промышленности, компании закрывались и распродавали свои основные фонды, или сдавали их в аренду. В особенности это задело военно–промышленные предприятия. Материально-техническая база таких предприятий стала основой пополнения складских мощностей большинства компаний в 1990-е годы.
С начала 2000-х годов произошёл настоящий прогресс в строительстве и оснащении складов. На рынок России вышли зарубежные компании, занимающиеся реализацией складского оборудования, появились зарубежные консалтинговые компании, и отечественные проектировщики, опираясь на опыт зарубежных предприятий, стали разрабатывать новейшие складские проекты. Стали внедряться новейшие программные продукты, которые позволяли автоматизировать не только информационные потоки на складе, но и грузопотоки. В период с 2000-го по 2003 г. наблюдался ежегодный прирост складских площадей — примерно 10 % [2]. Строительство современных складских сооружений, и оснащение их необходимым оборудованием требовало значительных капиталовложений на начальном этапе. Именно поэтому российские компании отставали от аналогичных европейских предприятий по уровню механизации, объему площадей и другим показателям эффективности работы склада.
На сегодняшний день самая крупная логистическая сеть России сконцентрирована в Московском регионе. По подсчетам специалистов, 60 % качественных складов находятся в Москве (рис. 1). На склады Санкт-Петербурга приходится 17 % всех объемов страны. Остальные регионы составляют около 23 % складских площадей. При этом, почти 70% всего розничного оборота торговли, как и населения, сосредоточено именно в регионах нашей страны.
Рисунок 1. Территориально расположение складских помещений в России
Большая часть складских помещений сохранилась с советских времен и представляет собой площади, по европейским стандартам не приспособленные для организации современных складских комплексов. Стоит отметить, что склады класса А — склады, отвечающие высоким требованиям логистики, появились в России сравнительно недавно, в 2005-2006 годах. По мнению европейских экспертов, склады класса В (полупрофессиональные склады) считаются не пригодными для использования. Остальные классы (C и D) предназначены для арендаторов, которым необходимы только стены и крыша. Такие склады не оснащены современным оборудованием. Структура по классам складских помещений Москвы на 2014г. показана на рис. 2.
Рисунок 2. Структура предложения складских помещений Москвы по классам
Эксперты наблюдают высокую активность на рынке складской недвижимости. Ажиотажный спрос был отмечен в конце 2012 года и был максимальным весь 2013 год. Складские комплексы непрофессионального класса постепенно покидают рынок, не выдерживая конкуренции с современными логопарками. Спрос на такие склады поддерживается за счет дешевизны площадей, но эти помещения не поддаются реконструкции, их фундаменты не выдержат нагрузок, соответствующих классу А.
Для решения данной проблемы у специалистов, которые занимаются разработкой стратегий развития компании, появилось новое направление создания складских объектов. Схема «Built-to-suit» предполагает строительство, реконструкцию или модернизацию объекта собственника под нужды конкретного заказчика [3]. Данные проекты экономически выгоднее арендуемых складов, покупки готового здания и строительства «с нуля». Себестоимость возведения BTS объекта в расчете на 1 кв. м в 1,5-2 раза ниже цены аналогичных помещений, представленных на рынке. Данный проект реализуется поэтапно: первоначально заказчиком разрабатывается перечень требований к объекту (площадь, место, планировка, техническое оснащение). Далее девелопер подбирает соответствующий участок земли, разрабатывает концепцию и реализует проект.
Еще одним путем усовершенствования складского хозяйства является использование комбинированной стратегии хранения товаров. То есть, в собственности предприятия находится центральный склад, а региональные склады берутся в аренду. Это дает возможность подобрать наиболее подходящие по определенным параметрам помещения, наиболее приближенные к потребителю, что способствует формированию рациональных маршрутов товародвижения.
Очевидно, что одним из основных недостатков в развитии складского хозяйства России, которые приводят к потерям при хранении товаров и ухудшению их качества, проблемам при учете и анализе процесса обработки товаров, ошибкам в сопроводительных документах является отсутствие единой системы управления, которая обеспечит автоматизацию и оптимизацию всех процессов складской работы предприятия. Такой системой управления является внедрение WMS-системы (сокр. WMS от англ. Warehouse Management System — система управления складом) [4], что позволит создавать единые многофункциональные центры, упростит контроль за поставками и хранением товаров. Данные центры оснащены помещениями для хранения обычных товаров и холодильным оборудованием для скоропортящихся имеют высокий уровень механизации и современное техническое оснащение.Внедрение системы управления складом WMS позволит решить следующие проблемные моменты:
- Упорядочить работу склада: все операции (приемка, отгрузка товаров и др.) осуществляются в соответствии с заданиями, выдаваемыми WMS-системой;
- Осуществлять контроль текущего состояния склада: при адресном хранении программа определяет количество и место хранения любого товара в каждой ячейке;
- Эффективно управлять площадью склада, что даст возможность увеличить товарооборачиваемость при той же площади склада, определить «малоходовой» товар и излишки площадей для использования в другом виде деятельности;
- Автоматизировать расчет сдельной заработной платы складским рабочим, за счет данных о совершенных операциях;
- Контролировать персонал и повысить ответственность за выполняемые действия (время выполнения, объем выполненных работ фиксируется в базе данных, что дает возможность получить отчет о эффективности работ каждого сотрудника);
- Оптимально размещать и контролировать товары при приемке и отгрузке.
Все это даст возможность решить основную задачу любого торгового предприятия: повышение удовлетворенности клиента и скорости работ, за счёт ускорения приемки и отгрузки товаров, отсутствие простоев и своевременного предоставления всего спектра услуг.
Реальный пример внедрения системы WMS управления складом Logistic Vision Suite в складском комплексе международного логистического оператора ABX Logistics представлен в таблице 1 [5].
Таблица 1.
Результаты автоматизации склада
Показатели работы склада | До внедрения WMS | После внедрения WMS |
Объем хранимого товара, число паллет | 2500 | 4000 |
Ежедневный объем сборных заказов, штук заказов | 30(100-150 паллет) | 70 |
Штат рабочих, чел | 32 | 12 |
Режим работы | Круглосуточный посменный, без выходных | Двухсменный, с 8.00 до 20.00 |
Качество услуг | Постоянные жалобы клиентов на пересортицу, недогрузку, задержку машин при загрузке\разгрузке | Жалобы прекратились |
Выставление счетов | Постоянные задержки | Регулярное, с детальной калькуляцией по каждой операции |
Финансовые претензии | Постоянные (по ненайденным товарам) | Претензий нет, клиент получает ежедневный отчет по остаткам и движению товара |
Таким образом, WMS-решение управляет запасами, работой персонала, оборудованием и площадью. В результате его внедрения можно: уменьшить резервный запас до 50%, сократить количество сотрудников на 10-20%, снизить административные издержки на 15-25%, повысить эффективность использования пространства на 10-20%, уменьшить стоимость проведения инвентаризации на 75% и увеличить пропускную способность склада на 5-20%.
Основываясь на внедрении данной системы, можно говорить о новейших технологиях в сфере автоматизации складского процесса. К ним относятся:
- Технология радиочастотной идентификации (RFID). Она появилась более 10 лет назад, но в России не получила широкого применения, из-за необходимых дополнительных затрат на маркировку товаров особыми RFID-метками, которые заменят штрих-код, и внедрением специального программного обеспечения. Так же возникают сложности при работе с радионепрозрачными и радиопоглащающими объектами (сложной электроникой, жидкостями и товарами в металлической упаковке). Технология работы проста: RFID-ридер получает информацию с нескольких сотен меток в течении пары минут, это позволяет значительно снизить временные затраты на проверку содержимого паллеты и ввод информации в WMS при приемке и отгрузке товаров [6].
- Интеграция с другими информационными системами (ИС). Это не новое направление, однако на современном этапе оно в ряде случаев приобретает интересные перспективы. Разумеется, складские ИС должны взаимодействовать с корпоративными и бухгалтерскими (учетными) системами. Как правило, WMS-решения предполагают такую интеграцию. Некоторые разработчики даже предусматривают для этой цели специальные инструменты. В решении LEAD WMS предусмотрен специализированный модуль по интеграции с внешними системами, он позволяет (при условии, что в корпоративной системе есть модуль обмена данными с поддержкой внешнего источника) существенно сократить или вообще устранить работы по программированию. Функционирование данного модуля было неоднократно протестировано на различных предприятиях с такими корпоративными системами, как “1С:Предприятие 7.0, 7.7, 8.0”, SAP R/3, Axapta и многие другие.
- Роботизированные склады с минимальным участием человека либо вообще без него. В странах ЕС подобный подход уже стал нормой, в то время как в России из-за дешевизны рабочей силы он долго оставался невостребованным. В последнее время инвестиции в роботизированные склады становятся всё более оправданными, особенно для отраслей, в которых влияние человеческого фактора наиболее критично: это хранение вредной либо дорогостоящей продукции, товаров с ограниченным сроком годности, зоны глубокой заморозки, фармацевтика, т. е. те области, где цена человеческой ошибки особенно велика.
В 2014 году в рамках проекта Pan-Robots был создан автоматизированный погрузчик. Это самостоятельная машина, она не нуждается в индивидуальной разметке помещений, ориентируется в пространстве с помощью двух стереокамер. Лазерный сканер робота различает людей и препятствия, что позволяет обойти их. Контрольные сканеры, установленные в узловых точках складов, контролируют движение робота и делают его работу более точной. Как считают в Pan-Robots, без данного новшества в ближайшее время не обойдется ни один крупный склад. Внедрение подобного автопогрузчика на 90% менее затратное, чем у его аналогов. Он управляется с компьютера при помощи Bluetooth-соединения. Оператор может управлять сразу несколькими погрузчиками. Робот считывает пространство склада при помощи встроенных датчиков, может работать автономно, по заданному алгоритму.
Данный проект лишь малая часть глобальной деятельности компании «Factory-of-Future». Разработчики считают: «К 2030 году такие «умные» машины будут трудиться на каждом производстве» [7]. На данный момент такой погрузчик проходит испытания на складах компании Coca-Cola.
В России, в Новосибирске также разработан аналог робота-погрузчика. От европейского робота его отличают малые размеры и небольшая грузоподъёмность (до 500 кг). Такой компактный погрузчик был создан студентами в рамках проекта «Лига роботов».
В заключении стоит отметить, что крупные логистические провайдеры давно взяли курс на повышение эффективности цепочек поставок и автоматизацию всех складских работ. Появление супер- и гипермаркетов провоцирует спрос на многофункциональные склады с высокой степенью механизации всех складских операций. Внедрение перечисленных выше новых технологий и оборудования, требует, прежде всего, использования единой системы управления складом WMS. На российском рынке только появляются разработчики программного обеспечения, позволяющего моделировать по-настоящему сложные логистические процессы.
Список литературы:
- Современный склад: тенденции и перспективы // ru: ежемес. интернет-изд. 2008. 16 июля. URL: (дата обращения 14.06.2015)[5],[6].
- Склады в России. //metalcity.ru: сайт компании «МеталСити». 2011. 11 нояб. URL: https://www.metalcity.ru/info/articles/sklad-kak-element-logisticheskoy-sistemy/istoriya-mirovogo-skladskogo-hozyaistva/sklady-v-rossii/ (дата обращения 12.06.2015). [1], [2].
- Роботы захватывают производство // ligergroup.ru: ежемс. интернет-изд. 2015.28 мая. URL:https://ligergroup.ru/article/roboti_zahvativayut_proizvodstvo (дата обращения 12.06.2015). [7].
- Что такое объекты Built-to-suit // : сойт ООО «Управляющаяя компания» 2013 10 март.URL: (дата обращения 14.06.2015). [3].
- Система управления складом//wikipedia.org: интернет ресурс. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%F1%F2%E5%EC%E0_%F3%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%E8%FF_%F1%EA%EB%E0%E4%EE%EC (дата обращения 14.06.2015) [4].[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ» description=»Цель: исследование перспектив развития складского хозяйства России. Метод: аналитический Результат: выделено несколько направлений развития складского хозяйства России. Вывод: Обозначен курс на повышение эффективности цепочек поставок и автоматизацию всех складских работ. » author=»Макарова Мария Владимировна, Мокерова Ольга Павловна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]