Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Разработка стратегий социально-экономического развития российских регионов представляет собой, несомненно, одну из наиболее важных функций исполнительных и законодательных органов власти всех уровней.

Инструментарий стратегического планирования впервые начал использоваться зарубежными компаниями в 1950 г.г [1]. Со временем инструменты стратегического планирования стали применяться с целью разработки государственной экономической политики. Необходимость его введения в научный оборот вполне обоснована для систематизации основных элементов стратегического управления на региональном уровне. Однако, в современной экономической литературе понятие «инструмента стратегического планирования» раскрыто недостаточным образом.

На наш взгляд, инструмент стратегического планирования представляет собой комплексный элемент, включающий перечень и порядок сбора необходимой информации, совокупность научных методов ее аналитических задач в области стратегического управления. Данных инструментов огромное количество, все они взаимосвязаны и взаимозависимы, несмотря на относительную самостоятельность.

Огромное разнообразие применяемых инструментов стратегического планирования, порождает необходимость разработки классификации на основе конструктивного анализа существующего опыта для формулирования современных методических основ по их выбору. Вполне вероятно, что для конкретного региона потребуется разработка стратегического инструментария с учетом его специфики, выбранного приоритетного стратегического направления развития.

Согласно одному из подходов классификацию стратегических инструментов социально-экономического развития региона целесообразно осуществлять в зависимости от этапов стратегического управления – стратегический анализ, стратегическое планирование, организация выбора стратегии, реализация стратегии и стратегический контроль.

В связи с переходом от стабилизационного, восстановительного этапа к этапу ускоренного общественно-экономического развития России, который обусловил необходимость политического выбора новой идеологии стратегического управления регионами, в связи с этим также выделяют в качестве новых стратегических инструментов социально-экономического регионального развития государственные программы, федеральные целевые программы, а также приоритетные национальные проекты (ПНП).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации», государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственные программы можно разделить на долгосрочные целевые программы и ведомственные целевые программы.

Отличительные особенности государственных стратегических инструментов согласно классификации Ерхова М.В. представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1.

Отличительные особенности государственных стратегических инструментов

Параметры сравнения Национальный проект Федеральная целевая программа Государственная программа
Целевой характер Решение приоритетных национальных проблем Решение национальных и региональных проблем Решение национальных проблем
Источники финансирования Бюджетные и иные источники финансирования Бюджетные средства Бюджетные и иные источники финансирования
Социальная направленность Обязательство Возможны другие направления Возможны другие направления
Охват финансирования Для всех регионов Не для всех регионов Для всех регионов
Определение объема финансирования На основании социальных индикаторов На основании экономического обоснования На основании экономического обоснования
Наиболее целесообразные условия для применения Развитие социальной сферы государства Развитие конкретных территориальных комплексов Развитие конкретных отраслей экономики

В настоящее время национальные проекты и федеральные целевые программы регионов реализуются на территории всех субъектов Федерации. Благодаря имеющейся практики реализации и разработки таких программ стало возможным выявление их типичных недостатков, таких как размытость целей и неконкретность задач, отсутствие конкурсных процедур отбора программных мероприятий и ответственности за исполнение программ.

На наш взгляд, не смотря на уникального каждого региона и сложность нахождения универсального инструмента для всех регионов, классификация стратегических инструментов социально-экономического развития региона все же существует. Она строится на основе зависимости от этапов стратегического управления, а также  классификации, включающей такие инструменты как государственная программа, федеральная целевая программа, приоритетный национальный проект.

 

Список литературы:

  1. Стратегическийменеджмент / Подред. А.Н. Петрова — СПБ: Питер, 2010. – 210 c.
  2. Ерхов, М.В. Совершенствование инструментов стратегического планирования социально-экономического развития регионов [Текст]: автореф. дисс. на соиск.учен.степеп. канд. эконом. наук (08.00.05)/ Ерхов Михаил Валерьевич; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. — Москва, 2011. – 23 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА» description=»В статье рассматривается классификация стратегических инструментов социально-экономического развития региона, основанная на зависимости от этапов стратегического управления, а также предполагающая использование государственных стратегических документов.» author=»Мельникова Наталья Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found