Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА КОМПАНИЙ – ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Транспортная отрасль Российской Федерации является одной из самых зависимых от экономической ситуации как внутри страны, так и во всем мире. Конец 2014 года характеризуют как кризисный период для российской экономики, в том числе и для компаний транспортного комплекса Российской Федерации. К основным причинам такой тенденции возможно отнести снижение платежеспособности населения, которое формирует пассажиропоток, а также снижение темпов экономики производственных отраслей, которые являются основными потребителями грузовых перевозок.

Транспортная система Российской Федерации представляет собой довольно важный и значительный сектор народного хозяйства страны, учитывая огромную территориальную протяженность. В структуру транспортной отрасли входят железнодорожные, авиационные, автодорожные, водные перевозки.

В целом следует отметить, что транспортная отрасль представляет собой сложное многоструктурное образование, эффективное управление которым становится немаловажным и стратегическим направлением как внутрифирменной политики так и государственной политики в целом. Значительная социальная и экономическая нагрузка, возложенная на транспортную инфраструктуру, является основным фактором, требующим пристального внимания к динамичному и качественному развитию данной сферы. [1]

Наиболее полно результаты финансово-хозяйственной деятельности отражает показатель стоимости компании, определяющий эффективность ведения деятельности по видам деятельности в прогнозном и продленном периоде.

В качестве анализируемых компаний были выбраны наиболее крупные корпорации различных видов деятельности транспортной отрасли Российской федерации, а именно — ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», Транспортная группа «FESCO», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (ОАО «Транснефть»).

Методы оценки стоимости компании и генерируемые им денежные потоки в своем развитии прошли ряд этапов. Первоначально расчеты проводились с использованием моментных и интервальных мультипликаторов, показателей рентабельности, что в условиях их разнонаправленных значений не позволяло в целом получить достоверный ответ о стоимости компании.

В настоящее время для оценки стоимости компаний используется ряд специализированных комплексных показателей на основе концепции управления стоимостью VBM (англ. — Value-Based Management). Широкое распространение получила концепция оценки денежных потоков на основе метода дисконтированных денежных потоков. Стоимость компании определяется величиной дисконтированных денежных потоков, которые она будет генерировать в будущем. Новая стоимость создается лишь тогда, когда компания получает прибыль на инвестированный ею капитал (принадлежащий ее акционерам / собственникам), которая превышает стоимость привлекаемого для этого капитала. Для управления денежными потоками необходимо учитывать капитал компании, который приносит ей доход не только в текущем, но и в прогнозном периоде. В проведенном исследовании оценка стоимости проводится на основе доходного подхода методом определения суммы дисконтированных денежных потоков, генерируемых компанией в прогнозном и продленном периоде. [2]

Оценка стоимости проводилось с использованием информации о денежных потоках по обычным видам деятельности (по текущим операциям) на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Основными воздействующими факторами, влияющими на изменение стоимости, были приняты: темп роста прибыли, длительность прогнозного периода, темп роста выручки, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, инвестированного капитала, ставка дисконтирования, величина собственного и заемного капитала.

При выборе комплексных показателей учитывалось, что основными лицами, заинтересованными в повышении стоимости компании, выступают ее  акционеры и другие инвесторы. Использование показателя EVA в исследовании определяется тем, что он позволяет установить, получат ли акционеры отдачу на вложенный акционерный капитал такую же, как и в случае его вложения в альтернативные проекты. Показатель EVA по сравнению с другими показателями стоимости позволяет оценить результаты деятельности компании по созданию стоимости за единичный период времени. Он информативен для собственника и позволяет учитывать в расчетах величину средневзвешенной стоимости капитала WACC (англ. — Weighted average cost of capital), а также оценить стоимость компании по каждому временному периоду на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности компании.

Результаты расчета WACC для выбранных компаний транспортной отрасли Российской Федерации с учетом принятых допущений и использования для финансирования деятельности  нераспределенной прибыли и заемного капитала представлены в табл. 1.

Таблица 1. Исходные данные и результаты расчета WACC [3-9]

Показатель

Усл. обозначение

2014 год

ОАО РЖД ОАО Аэрофлот Транспортная группа FESCO ОАО Транснефть
Собственный капитал, млн. рублей СК 3 516 208 63 283 31 164 155 553
Заемный капитал, млн. рублей ЗК 1 330 536 82 597 5 887 972 854
Суммарный капитал, млн. рублей СК+ЗК 4 846 744 145 880 37 051 1 128 408
Коэффициент налоговых платежей Т 0,3 0,3 0,3 0,3
Коэффициент систематического риска β 0,10 0,82 0,47 -1,92
Коэффициент систематического риска без учета влияния финансового рычага βск 0,08 0,43 0,42 -0,36
Безрисковая ставка процента rf 0,12 0,12 0,12 0,12
Премия за риск (rm — rf) 0,02 0,02 0,02 0,02
Цена собственного капитала rcк 0,1212 0,1284 0,1281 0,1123
Цена заемного капитала rd 0,25 0,16 0,15 0,2
Средневзвешенная цена капитала WACC 0,1360 0,1191 0,1245 0,1362

 

Как видно из данных таблицы 1, отклонения средневзвешенной цены капитала в сравнении между анализируемыми компаниями незначительны. Следует не забывать о том, что оценка поступлений и затрат компаний в процессе их операционной деятельности значительно важнее, чем определение ставки дисконтирования (WACC).

Важно понимать, что показатель WACC – это далеко не стоимость капитала, это его цена. Данный показатель отражает то, что потратили компании для того, чтобы обладать желаемым капиталом.

К недостаткам методики определения показателя WACC также следует отнести то, что расчеты включают одновременно стоимость акций компаний и их долгов как организаций без учета организационно-финансовой и отраслевой специфики функционирования корпораций как хозяйствующих субъектов экономики.

При этом предлагаемые методики определения показателя WACC в учебной литературе ограничивают его применение в рамках корпораций и инвестиционных проектов, в деятельности и реализации которых имеет место дивидендная политика. Значительные трудности вызывает оценка величины показателя WACC при анализе капитала открытых акционерных обществ, по тем или иным причинам, не выплачивающим дивиденды.

Рассчитанная величина WACC принята в качестве ставки дисконтирования при расчете стоимости анализируемых компаний, а период  исследования разбивается на прогнозный. Прогнозный период выбирается исходя из длительности производственного цикла, а также возможности обоснованного предсказания изменений факторов внешней (рыночной) среды и в расчетах он принят равным  4 года с разбивкой по годам.

На основе анализа финансовой отчетности компаний принято: темп изменения указанных факторов в трех первых прогнозных периодах равен: выручки от продажи — 15%, себестоимости продаж — 10%, коммерческих и административных расходов — 5%, прироста оборотных средств и инвестированного капитала — 9%. В четвертом прогнозном периоде темп изменения факторов принят одинаковым и равен 12%. В четвертом прогнозном периоде величина инвестированного капитала снижается на 28%.

Результаты исследования показали, что денежные потоки, полученные с использованием показателя EVA по годам, у ОАО «РЖД» равны  40,25  млрд. руб., 101,74  млрд. руб., 161,81 млрд. руб. и 327,26 млрд. руб; у ОАО «Аэрофлот» — 3,12 млрд. рублей, 12,81 млрд, рублей, 22,60 млрд. рублей, 24,16 млрд. рублей; у Транспортной группы FESCO – 0,56 млрд. рублей, 0,68 млрд. рублей, 0,87 млрд. рублей, 1,57 млрд. рублей; у ОАО «Транснефть» — 0,01 млрд. рублей, 0,02 млрд. рублей, 0,05 млрд. рублей и 0,05 млрд. рублей.

 Прогнозная стоимость компаний в динамике растет, что является положительным фактором (рис. 1).

 

Рисунок 1. Прогнозная динамика стоимости компаний транспортной отрасли Российской Федерации на основе показателя EVA

Полученные результаты свидетельствуют о том, что динамика денежных потоков анализируемых компаний практически совпадает, так же как и рассчитанный показатель WACC, отклонения которого в сравнении между рассматриваемыми компаниями, как было отмечено ранее, незначительны.

Рисунок 2 показывает, что наиболее высокой стоимостью капитала среди рассмотренных компаний транспортной отрасли обладает ОАО «РЖД», стоимость капитала которой  через в 2017 году составит 8 228,90 млрд. руб. Данный факт можно объяснить тем, что ОАО «РЖД» входит в всемирную тройку лидеров железнодорожных компаний.

Рисунок 2. Сравнительный анализ прогнозной стоимости анализируемых компаний

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что расчет средневзвешенной стоимости капитала менее важен для анализа методом DCF (дисконтированных денежных потоков), чем корректный прогноз продаж. С другой стороны оценку капитала и, следовательно, его средневзвешенную цену принято рассматривать не просто как некий арифметический показатель, но как индикатор сохранения и приумножения капитала компании.

Однако методика расчета показателя WACC имеет ряд недостатков, которые зачастую приводят к тому, что  в практике реального бизнеса показатель WACC фактически не используется, финансовые аналитики и нередко подгоняют значение WACC под «приемлемый» для инвестора уровень, а — выпускники экономических вузов не могут рассчитать WACC для ООО, ЗАО и убыточных корпораций, прежде всего, в связи с отсутствием адекватных подходов в учебной и методической литературе.

Таким образом, для решения всех перечисленных проблем, необходимо учитывать при расчетах WACC уровень эффективности финансовой политики компаний в сфере управления оборотными активами, дивидендной политикой, управления предпринимательскими рисками и т.д. Также следует разработать методику расчета средневзвешенной цены капитала для не публичных организаций. При планировании и оценке результативности деятельности компаний следует ориентироваться не только на обеспечение роста стоимости компании, но и на обеспечение роста богатства (благосостояния) ее собственников.

Литература: 

  1. Крупнейшие компании транспортной отрасли Российской Федерации. —
  2. Самылин А.И. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013.
  3. Официальный сайт компании ОАО «Российские железные дороги».-
  4. Официальный сайт компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии». —
  5. Официальный сайт Транспортной группы FESCO. — https://www.fesco.ru/investor/documents/reports/
  6. Официальный сайт ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». — https://www.transneft.ru/investors/323/
  7. Коэффициент бета. Формула. Расчет в Excel. Современные модификации. —
  8. Котировки акций анализируемых компаний на ММВБ. —
  9. Официальные данные о величине безрисковой ставки процента в 2014 году. — https://www.cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=gkoofz_mr.[schema type=»book» name=»ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА КОМПАНИЙ – ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)» description=»проанализирован порядок расчета средневзвешенной стоимости капитала и его роль в определении текущей и прогнозной стоимости крупнейших компаний транспортной отрасли Российской Федерации, определены проблемы, связанные с методикой расчета показателя WACC, и пути их решения.» author=»Ковшова М.В., Лавриненко А.В.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found