Постановка проблемы. В последние десятилетия инновации превратились в важнейший фактор роста и конкурентоспособности национальных экономик. Поэтому закономерно возрастает внимание к вопросам создания благоприятных условий для инновационной деятельности, ее стимулирования и поддержки. В связи с этим актуальной научно-практической проблемой является обеспечение развития инновационной инфраструктуры (ИНИ). Эволюция представлений о природе инноваций требует пересмотра существующих взглядов на структуру и роль ИНИ. Доминирование системного подхода (концепция инновационных системы) позволяет выработать новые меры по развитию ИНИ, охватывая решение различных задач (модернизация, повышение эффективности, диверсификация, пространственное расширение и др.). В результате должны быть выделены новые подходы и направления развития ИНИ. Это станет основой разработки целенаправленной государственной политики в этой сфере.
Анализ литературы. Проблематику развития ИНИ исследовали такие зарубежные ученые, как: А. Гассманн, Д. Дубоис, Дж. Гроеневеген, М. Клофстен, Б.-А. Лундвалл, Р. Нельсон, Х. Торун, М. Уаллин, Е. Уярр, Дж. Фагерберг, Д. Чиарони, Ч. Эдквист, Е. Энкель, Х. Эткович. Внимание к ИНИ как самостоятельной подсистеме национальной экономики неуклонно возрастает и на постсоветском пространстве. Следует отметить несколько работ, подтверждающих важность и отличительные черты развития инфраструктурных учреждений, поддерживающих инновации. Так, большую значимость ИНИ при любых стратегиях инновационного развития экономики в своем фундаментальном исследовании отмечает З. Адаманова [1]. Сущность такой инфраструктуры детально исследована в работах Т. Васильевой [2] и А. Нефедьева [3]. Н. Журавлева обращает внимание на постепенное изменение концепции ИНИ, что также важно с точки зрения исследования изменений этого комплекса [4]. В работах А. Битлева [5] и Е. Громова [6] исследовано состояние такой инфраструктуры в Российской Федерации и обоснована необходимость ее дальнейшего развития. А. Луговцов [7] исследует особенности формирования и развития технопарков как инновационной формы бизнеса. Ценные результаты этого исследования вполне могут применяться и к другим видам инфраструктурных учреждений. В работе С. Егембердиевой [8] обращается внимание на важности проблемы эффективности при развитии такой инфраструктуры, что имеет определяющее значение. В то же время, осознавая постоянные изменения практики инновационной деятельности, а также новые экономические вызовы, представляется необходимым определения новых подходов и направлений развития ИНИ.
Цель исследования: выделить основные подходы к обеспечению развития ИНИ на уровне национальной экономики, а также новые направления ее преобразований, ориентированные на повышение уровня эффективности этого комплекса. Проблема развития ИНИ актуальна для всех стран и большинство мер подходов и направлений носят общий характер.
Изложение основного материала. В Федеральном Законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике» ИНИ определена как совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [9]. ИНИ должна рассматриваться как единая многофункциональная система. Структурно ее следует представить как комплекс блоков, а именно: организационный (технопарки, инкубаторы технологий, инновационные центры, научные отели и др.); финансово-учредительский (венчурные фонды, инновационные фонды, инкубаторы бизнеса и др.); территориальный (технополисы, наукограды, технико-внедренческие зоны и др.); информационный (информационные сети, базы знаний, научные фонды, центры научно-технической информации и др.); трансфертный (центры трансферта технологий); экспертно-патентный (патентные ведомства, экспертные учреждения, центры стандартизации и сертификации и др.); опытно-экспериментаторский (научные и технологические центры, экспериментаторские полигоны и др.); проектно-конструкторский (проектные институты, конструкторские бюро); консультационный (консалтинговые компании, аналитические центры и др.); коммерческий (инновационные биржи, выставки и др.) и кадровый (центры переподготовки, инженерные центры и др.) [10]. Необходимо различать внутрисистемное и межсистемное развитие ИНИ. В связи с этим возникает синхронность (асинхронность) развития ИНИ с другими сферами и секторами национальной экономики.
Проведенное исследование и обобщение результатов различных исследований [1; 2; 4; 7; 10] позволяют выделить такие общие подходы к обеспечению развития ИНИ:
- ресурсный подход – сосредотачивает внимание на роли различных ресурсов (финансовые, социальные, технические и др.), оценке их достаточности, качества, вопросах обеспечения и эффективного использования; следует учитывать, что в процессе развития ИНИ изменяется и структура ресурсов, и они сами;
- факторный подход – сосредотачивает внимание на определении факторов (причин) развития и деградации ИНИ, анализе и регулирования их влиянии;
- рыночно-предпринимательский подход – сосредотачивает внимание на включении ИНИ в рыночную систему и каналы коммерциализации знаний, а также на связи такой инфраструктуры с предпринимательством;
- институциональный подход – сосредотачивает внимание на создании и изменении внутренних и внешних институтов, обеспечивающих функционирование ИНИ;
- системный подход – обобщая все указанные подходы, сосредотачивает внимание на преобразовании ИНИ как целостной социально-экономической системы; данный подход охватывает также структурный и функциональный аспекты развития ИНИ.
Учреждения ИНИ преимущественно ориентируют свою деятельность на определенную территорию. Поэтому отдельно необходимо выделять пространственный подход, в рамках которого внимание сосредотачивается на изменении территориальных параметров этой инфраструктуры.
В качестве главных направлений развития ИНИ следует выделить:
- структурная оптимизация – предполагает создание необходимого состава блоков и учреждений для воспроизводства всего спектра функций такой инфраструктуры, охватывая разные стадии инновационных процессов, виды инноваций и формы инновационной деятельности. В рамках этого набавления также могут создаваться гибридные учреждения, объединяющие функции различных блоков;
- пространственная оптимизация – предполагает распространение системы ИНИ на все территории, где сосредотачивается инновационный потенциал. Это требует существенного государственного вмешательства и рассматривается как одна из основ создания инновационного пространства, которое изначально является полицентрическим. Пространственная оптимизация должна осуществляться с учетом специализации территорий, стимулируя в первую очередь региональные и точечные инновации. Доступ к ИНИ способствует выравниванию условий для бизнеса и способствует вовлечению всех территорий (большего потенциала) в инновационные процессы, а также уменьшению региональной асимметрии и преодолению отсталости периферийных районов;
- повышение уровня функциональной интеграции ИНИ – означает объединение учреждений в выполнении своих функций, что основано на тесном взаимодействии и координации; касается как структурной, так и пространственной оптимизации. Интеграция позволяет обеспечить сбалансированное развитие и повысить функциональность ИНИ, высвободить ее системные свойства. Уровень интеграции ИНИ может быть повышен за счет создания сетей учреждений и сетей сотрудничества;
- усиление внутреннего потенциала ИНИ – предполагает повышение качества административной, организационной, финансовой, материально-технической и кадровой составляющих такого потенциала, что предполагает соответствующие меры государственной политики;
- повышение качества предоставляемых услуг – требует модернизации и внедрения новых технологий работы учреждений. Магистральным направлением является упрощение административных процедур взаимодействия предприятий, университетов и научно-исследовательских институтов с учреждениями ИНИ. В этой связи должны быть диверсифицированы формы взаимодействия и сотрудничества, контрактных отношений. Основными механизмами повышения качества услуг выступают: обратная связь с потребителями, контроль со стороны общественных организаций и оценка эффективности выполненных проектов;
- коммерциализация ИНИ – рассматривается как создание возможностей для продажи и получения финансового результата; предполагает создание эффективных механизмов продажи инноваций на разных стадиях разработки (специальные инновационные биржи, Интернет-платформы и др.), предоставление маркетинговых услуг инновационному бизнесу, помощь в проведении публичного представления компаний;
- расширение роли ИНИ во внешнем секторе экономики – должно охватывать: совершенствование и реализацию экспортного потенциала базовых отраслей; импортозамещение; привлечение прямых иностранных инвестиций и поддержку прямых зарубежных инвестиций; импорт знаний и технологий; экспорт знаний, технологий, наукоемких (научно-технических) услуг. Такая роль ИНИ в первую очередь касается высокотехнологических отраслей;
- взаимодействие со всеми секторами, где возникают инновации – в своем функционировании ИНИ должна охватывать не только предпринимательский сектор, но и: военный сектор (где возникает множество новых технологий двойного назначения); гражданский государственный сектор (где возникает множество социальных инноваций); общественный сектор (где также инициируются инновации, которые осуществляются энтузиастами и неправительственными организациями). ИНИ выполняет не только обеспечивающие, но и посреднические функции, дополненные управлением и креативностью (например, в рамках технопарков и венчурных фондов). ИНИ создает передаточные механизмы между секторами возникновения инноваций, способствуя непрерывности и сбалансированности инновационных процессов
Выделение разных секторов возникновения инноваций и учет трансформаций систем науки и образования дополняет экзогенный механизм развития ИНИ, расширяя понимание этого процесса. Развитие ИНИ должен рассматриваться как процесс коэволюции, происходящий на основе взаимного стимулирования и координации изменений данной инфраструктуры с другими секторами и системами.
- повышение уровня самоорганизации ИНИ – являются естественными свойствами ИНИ как социальной системы. Однако данные свойства не возникают спонтанно, их необходимо поддерживать и стимулировать, даже при значительном государственном участии. Главными мерами по укреплению самоорганизации ИНИ являются: повышение самостоятельности государственных учреждений ИНИ с точки зрения планирования деятельности, использования собственного бюджета и доходов, получения дополнительных доходов за счет предоставления услуг и продажи разработок; повышение институциональной способности системы ИНИ с точки зрения коллективного регулирования за счет создания различных общественных организаций и объединений; укрепление инновационной культуры и становление национального инновацонного менеджмента.
Важной стороной развития ИНИ, связанной с адаптацией к условиям глобализации, является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они коренным образом меняют весь уклад экономики и создают новую базу функционирования ИНИ, которая обеспечивает сетевые взаимодействия, увеличивает степень интеграции и координации. Использование ИКТ позволяет превратить ИНИ в важнейший источник информации для инновационной деятельности. На основе ИНИ должно возникнуть некое информационное пространство, открывающее дополнительные возможности взаимодействия.
Выводы. В современных экономических системах ИНИ приобретает все более важную роль, и становиться самостоятельной подсистемой. По объективным причинам развитие ИНИ должно быть непрерывным. Это требует формирования нескольких подходов, в рамках которых будут осуществляться соответствующие меры. В перспективных исследованиях предполагается определить основы разработки государственных программ развития ИНИ.
Литература
- Адаманова З.О. Инновационные стратегии экономического развития в условиях глобализации: Монография – Симферополь: КУПГИ, 2005. – 504 с.
- Васильева, Т. Н. Технопарки, технополисы, наукограды – М.: РГИИС, 2005. – 165 с.
- Нефедьев А.Д. Инновационная инфраструктура Креативная экономика. – 2011. – №10 (58). – С. 42-48.
- Журавлева Н.А. Развитие концепции инфраструктуры в экономической науке Проблемы современной экономики. – 2009. – №4(32). – Режим доступа: <m-economy.ru/art.php?nArtId=2831>.
- Битлев А.А. Состояние и перспективы инновационной инфраструктуры России Режим доступа: <cyberleninka.ru/ article/n/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-innovatsionnoy-infrastruktury-rossii>.
- Громова Е.В. Особенности функционирования российских технопарков Вестник Московского университета. Серия 6 «Экономика. – 2009. – №6. – С. 15-24.
- Луговцов А.В. Формирование и развитие технопарков как инновационной формы бизнеса; автореф. дис. канд. наук: 08.00.05 / МОН РФ; Урал. гос. тех. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 24 с.
- Егембердиева С. Модель оценки эффективности инновационной инфраструктуры Казахстана Актуальные проблемы экономики. – 2012. – №12(138). – 340-346.
- Федеральный Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» Режим доступа: <innoros.ru/zakonodatelstvo>.
- Мухамедова З. Системный подход к развитию инновационной инфраструктуры European Researcher: международный мультидисциплинарный научный журнал. – Сочи: «Исследователь», 2014.– № 7-1. – С. 1257-1262.[schema type=»book» name=»НОВЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТРЫ » description=»Обоснована важность постоянного развития инновационной инфраструктуры в масштабах национальной экономики. Уточнен перечень блоков такой инфраструктуры и выделены общие подходы к обеспечению ее развития (ресурсный, факторный, институциональный, рыночно-предпринимательский, системный и пространственный). Выделены главные направления развития инновационной инфраструктуры, а именно: структурная и пространственная оптимизация; повышение уровня функциональной интеграции; усиление внутреннего потенциала; повышение качества предоставляемых услуг; коммерциализация; расширение роли во внешнем секторе экономики; повышение уровня самоорганизации.» author=»Мухамедова Зарема Хабибовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]