На современном этапе разввития информационного общества компетентность специалиста напрямую зависит от уровня его готовности к использованию информационных технологий . Это обуславливает актуальность высококвалифицированной компьютерной подготовки специалистов экономического профиля к их профессиональной деятельности.
В качестве интегрального показателя качества образования часто используется понятие «профессиональная компетентность» [2]. Данное понятие отражает единство теоретических знаний, практических умений и навыков, личностных качеств. Оно также определяет степень готовности к осуществлению профессиональной деятельности и обеспечивает необходимую конкурентоспособность и востребованность выпускников высшей школы на рынке труда.
Один из необходимых в настоящее время элементов профессиональной компетентности будем называть компьютерной компетентностью, характеризующей степень овладения обучаемым современными информационными технологиями. В рамках требований государственных образовательных стандартов специальностей экономического направления данная компетентность, в основном, формируется при изучении таких дисциплин, как «Информатика» и «Информационные системы в экономике».
Как и профессиональной, так и компьютерной компетентности будущего экономиста присуща следующая структура и содержание ее составляющих [2]:
когнитивный компонент (знания); деятелностный компонент (умения, навыки, опыт деятельности); мотивационно-ценностный компонент (мотивы, ценности); организационно-коммуникативный компонент (организационные и коммуникативные качества) ;психологический компонент (качества мышления).
На сегодняшний день в условиях внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения особую роль отводится модульному образованию.
модульное обучение, с помощью которого удалось решить ряд дидактических задач, в последние годы получило достаточно глубокую теоретическую разработку и практическое применение [3] Семантический смысл сочетания «модульное обучение» связан с международным словом «модуль», основное значение которого – функциональный узел.
Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. Понятие «модуль» является основополагающим для рассматриваемого вида обучения, оно наиболее полно характеризует его смысл и содержание [2,3].
В педагогике модуль — это функциональный узел учебно-воспитательного процесса, законченный блок дидактически адаптированной информации. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по со-держанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности студента.
Для реализации модульности необходимо соблюдать следующие требования [1,3]:
1. В модуле должны быть четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, перечислены навыки и умения.
2. В модуле оцениваются разнообразные ви-ды занятий: задание, работа на занятии, посещение студентом занятий, входной, промежуточный и итоговый уровень подготовки студентов.
3. По своему содержанию модуль — это пол-ный, логически завершенный блок, который обла-дает относительной самостоятельностью и часто совпадает с темой дисциплины.
4. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии всей учебной дисци-плины.
Программа учебной дисциплины состоит из системы модулей. Их число определяется целями обучения и объемом учебного материала. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактиче-скими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Сущность принципа состоит в том, что студент с помощью преподавателя и с определенной самостоятельно-стью достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модульное образование, как правило, строит-ся на следующих принципах[2]:
Принцип целеполагания и осознанной пер-спективы требует глубокого понимания обучаю-щимися близких, средних и дальних (перспектив-ных) целей обучения.
Принцип интеграции дает возможность из-бегать повторений внутри курса и в смежных дис-циплинах.
Принцип «сжатия» учебной информации дает возможность выделить группы фундамен-тальных понятий, компактно группировать мате-риал.
Принцип структуризации содержания обу-чения на обособленные элементы предполагает деление учебного материала в рамках модуля на учебные элементы, перед каждым из которых ста-вятся вполне определенные частные дидактиче-ские цели, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.
Принцип паритетности предполагает со-трудничество между педагогом, выступающим в роли консультанта-координатора, и студентом, самостоятельно осваивающим учебный материал модуля. Ведущая роль преподавателя сохраняется, обеспечивая паритетность отношений в рамках отношений в системе «преподаватель — студент».
Принцип диагностичности позволяет вы-явить усвоение знаний и умений, оценить их на каждом этапе обучения.
Принцип гибкости основан на вариатив-ности содержания и уровней сложности учебной деятельности.
Рассмотрим особенности внедрения и исполь-зования модульного образования на базе Омского филиала Академии бюджета и казначейства Ми-нистерства финансов Российской Федерации (АБиК МФ РФ). Переход на модульное образова-ние в данном вузе был осуществлен в течение 2008-2010 гг. Для этого учебно-методическое управление Вуза весь учебный год разбил на че-тыре равные временные отрезки (от8 до 12 недель), которые и получили название модуля. В течение каждого модуля студенты изучали не-сколько учебных дисциплин в таком объеме, что-бы дневной суммарный объем учебных часов не превышал установленные государственными образовательными стандартами норм.
При таком подходе под модулем будем пони-мать функциональный узел учебно-воспитательного процесса в течение заданного короткого периода времени, законченный блок дидактически адаптированной информации по нескольким учебным дисциплинам.
короткая длительность модуля способствова-ла сокращению объема учебных часов, так по дис-циплине»информатика» для 1 курса АБиК МФ РФ объем часов упал с 408 часов в год до 174 часов, т.е. сокращение составило 234 часа или 57%. Это позволило сократить ставки и, соответственно, сэкономить денежные средства, что с точки зрения экономики является положительным моментом. Но, если это рассматривать с точки зрения каче-ства учебного процесса, то сокращение объема часов приводит к сокращению как количества учебных блоков (разделов) дисциплины, так и учебного материала внутри самого блока или раз-дела, что, естественно, приводит к снижению ка-чества образования. Этот факт в статье рассмот-рим и подтвердим позднее.
К другим основным недостаткам модульного обучения можно отнести следующее[3]:
1) трудоемкость изготовления модулей и под-готовки к проведению занятий;
2) внедрение модульного обучения требует значительной организационной перестройки тра-диционного учебного процесса: подготовки соот-ветствующей учебно-материальной базы; измене-ния планирования работы преподавателей; опти-мального состава (в количественном отношении) студенческих групп и потоков с учетом возможно-стей учебно-материальной базы; разработки необ-ходимого методического обеспечения; организа-ции контрольных проверок знаний;
3) процесс внедрения модульного обучения должен быть обеспечен соответствующей методи-ческой литературой, которая централизованно практически не поставляется, поэтому вся методи-ческая работа по обеспечению каждого конкретного модуля целиком и полностью лежит на плечах преподавателя;
Для анализа качества полученных при мо-дульном образовании знаний по дисциплине «Ин-форматика» автором в течение 2008-2010 гг. был проведен мониторинг уровня сформированности знаний обучаемых Омского филиала АБиК МФ РФ. При этом дисциплина «Информатика» в АБиК МФ РФ изучается в течение трех модулей. Харак-терной чертой каждого модуля является: неболь-шая (порядка двух месяцев) длительность и до-вольно существенный объем учебных часов (58 часов, из них только 34 аудиторных часа).
дисциплина«Информатика»включает следу-ющие изучаемые разделы:
модуль 1.
Раздел1. «Основные понятия и методы теории информации и кодирования. Технические сред-ства.»
Раздел2. «Прикладное программное обеспече-ние общего назначение.»
модуль 2.
Раздел3. «Алгоритмизация и программирова-ние.»
Раздел4. «Языки программирования высокого уровня. Технологии программирования.»
модуль 3.
Раздел 5.»Базы данных и СУБД.»
Раздел 6. «Вычислительные сети.»
1.Исходные условия проведения мониторинга.
Для мониторинга была сформирована репре-зентативная выборка из 50 студентов первого кур-са из разных учебных групп. Для оценки уровня сформированности компьютерной компетентности обучаемых применялись различные виды кон-троля: текущий, рубежный и итоговый [2]. В каче-стве средств контроля использовалось тестирова-ние, анкетирование и личные наблюдения препо-давателя.
Надо заметить, что для оценивания таких со-ставляющих компьютерной компетентности, как когнитивный компонент (знания); деятельностный компонент (умения, навыки, опыт деятельности); психологический компонент (качества мышления), использовалось компьютерное тестирование. Назовем этот блок компонентов компьютерной компетентности «знания».
Для оценивания мотивационно-ценностного и организационно-коммуникативного компонентов компьютерной компетентности использовались анкетирование и личные наблюдения преподава-теля. Назовем этот блок компонентов компьютер-ной компетентности «мотивы».
На основе экспертных оценок была проведена классификация уровней сформированности компьютерной компетентности в диапазоне десятибалльной шкалы: нулевой уровень — < 4 баллов; низкий уровень – 4-5 балла; средний уровень – 6-7 балла; высокий уровень – 8-10 баллов.
2.Результаты проведенного мониторинга.
Результаты проведенных тестов по изучае-мым разделам с разбивкой обучаемых по уровням сформированности компьютерной компетентности в части блока «знания» приведены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. Распределение обучаемых по уровням сформированности знаний для модулей 1 и 3.
Анализ полученных результатов показывает, что уровень сформированных знаний у студентов по разделам 1, 2 и 6 (см. рисунок 1), в основном, находится на «низком» и «среднем» уровнях (соот-ветственно, 87,5%; 81,3%; 90% студентов), по раз-делу 5 — на «среднем» и «высоком» уровнях (80%). Доля студентов с «нулевым» уровнем относитель-но небольшая.
Из рисунка 2 видно, что уровень сформиро-ванных знаний у студентов по разделам 3 и 4 так-же, в основном, находится на «низком» и «среднем» уровнях (соответственно, 70% и 72% студентов). Доля же студентов с «нулевым» уровнем достаточно велика (соответственно, 24%; 27,5%).
Это можно объяснить несколькими фактора-ми:
1. разделы 3 «Алгоритмизация и программи-рование. и 4 «Языки программирования высокого уровня. Технологии программирования.» являются наиболее сложными для усвоения студентами эко-номического профиля.
2.Длительность модуля является небольшой. Поэтому для усвоения и осмысления учебного материала многим студентам просто не хватает времени. Кроме того, много учебных часов отво-дится для самостоятельной работы (самостоятель-ное изучение части блоков дисциплины). При ко-роткой длительности модуля многие обучаемые просто не успевают не только изучать , но и про-сматривать эти блоки.
Выход из создавшейся ситуации видится в следующем:
— надо соблюдать рассмотренные выше ос-новные принципы модульного образования и, в частности, принцип гибкости. Именно, этот прин-цип является наиболее актуальным в условиях модульного образования с модулями короткой длительности;
-Надо применять задания разной сложности для групп студентов разного уровня обученности;
-Важную роль играет также высокое педаго-гическое мастерство преподавателя и его творче-ство.
Анализ полученных результатов для блока «мотивы» показывает, что уровень данных компо-нентов у студентов по разделам 1, 2, 5 и 6, в ос-новном, находится на «среднем» и «высоком» уровнях (в среднем от 75% до 85% студентов). Уровень по разделам 3 и 4 на начальном этапе находится на «низком» и «среднем» уровнях (соот-ветственно, 70%, 65% студентов). С течением вре-мени, когда у студентов появляются первые успе-хи в освоении материала, наблюдается повышение уровня формированности организационно-коммуникативного и мотивационно-ценностного компонентов в среднем на 10%-15%.
Для данного блока компонентов компетент-ности на первый план выступает принцип пари-тетности модульного образования, который поз-воляет создать условия для двойственной оценки успешности студента: самооценки себя как буду-щего профессионала и оценки профессиональным сообществом.
Надо заметить, что кроме рассмотренных не-достатков модульное обучение имеет и ряд пре-имуществ по сравнению с традиционным
К Основным преимуществам модульного обучения относятся[3]:
1) обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внут-ри каждого модуля и между ними;
2) гибкость структуры модульного построе-ния каждого конкретного курса, обеспечивающая также и высокую адаптивность самой модульной системы как по отношению к набору абитуриен-тов, так и по отношению к выпуску студентов вуза (в случае изменения конъюнктуры на рынке спе-циалистов);
3) осуществление в диалектическом единстве интеграции и дифференциации содержания обуче-ния путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку курса в полном, сокращенном и углубленном ва-риантах, что помогает решить проблему уровневой и профильной дифференциации в процессе обучения [1]
4)короткая длительность модуля не позволяет студентам расслабиться и зря тратить время , то есть всегда быть в «тонусе» или «постоянно» нахо-диться в образовательной среде (деятельности) изучаемой дисциплины и, как следствие,то что он усвоил на занятии , как правило, он не успевает забыть к следующему занятию. Такая форма дея-тельности называется погружением обучающихся в ту или иную образовательную деятельность или образовательную область – Это уже отработанная во многих образовательных организациях форма деятельности. Однако, при модульном образовании оно получает наиболее полное воплощение. Чаще всего погружение организуют по естественнонаучным предметам для обучающихся младших курсов и реализуют от нескольких дней до нескольких недель или месяцев.
погружение :
-помогает преодолеть предметную разроз-ненность общих для многих наук понятий, общих методов и способов исследовательской деятельно-сти.
— позволяет увидеть практическое воплощение изучаемого материала.
Таким образом, модульное обучение преду-сматривает проектирование такого процесса обу-чения, который базируется на принципах, опреде-ляющих общее направление, цели, содержание, способы организации и управления познаватель-ной деятельностью студентов, обеспечивая само-управляемый образовательный процесс.
Список литературы
1. Чошанов М.А. Теория и технология про-блемно-модульного обучения в профессиональной школе: дис. …д-ра пед. наук. -Казань, 1996. — 320 с.
2. Лебедев В.М. Анализ уровня сформирован-ности компьютерной компетентности студентов экономического направления в условиях модуль-ного обучения // Материалы III всероссийской научно-практической конференции » Оценка ком-петенций и результатов обучения студентов в со-ответствии с требованиями ФГОС» –– М:, 2012, с. 41-45.
3. Турчин Г Д. Плюсы и минусы модульного обучения [Электронный ресурс] //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plyusy-i-minusy-modulnogo-obucheniya. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ» description=»В статье рассматриваются особенности модульного обучения студентов вуза при изучении дисци-плины информатики: понятие и структура компьютерной компетентности, понятие и принципы модульности, анализ проведенного мониторинга уровня сформированности знаний.» author=»Лебедев Виктор Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]