Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Налоги являются главным источником формирования государственного бюджета и важным инструментом регулирования социально-экономических процессов. Однако, вместе с этим, налоги оказывают существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, поэтому у руководителей экономических субъектов появляется желание минимизировать налоговые платежи всеми возможными способами: иногда планируя хозяйственную деятельность таким образом, чтобы налоговые обязательства не возникали или были минимальными.

Из-за уклонения от уплаты налогов в государственный бюджет не поступает значительная сумма денежных средств, что приводит к увеличению масштабов теневой экономики и созданию угроз экономической безопасности страны. Кроме того, налоговые правонарушения и преступления снижают конкурентоспособность предпринимательской деятельности законопослушных налогоплательщиков. При ситуации, когда существует уклонение налогоплательщиков от своих налоговых обязанностей, государству приходится устанавливать дополнительное налоговое бремя, которое несут добросовестные налогоплательщики. В итоге получается, что уклонившийся от уплаты налогов находится в более выгодном положении, потому что он получает двойную выгоду: неуплаченные государству налоги и повышение конкурентоспособности бизнеса за счет экономии оборотных средств. Тем самым уклонисты провоцируют социальную напряженность, которая, в свою очередь, приводит к увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. При этом сокращаются финансовые ресурсы государства.

По данным МВД РФ за 2014 год материальный ущерб по оконченным уголовным налоговым делам составил 39,6 млрд. руб., возмещено только 13,7 млрд. руб. [2].

Согласно официальным данным наблюдается тенденция спада выявленных и возбужденных налоговых преступлений. По сравнению с 2009 годом, когда было выявлено 22 316 налоговых преступлений, их количество в 2014 году уменьшилось в 3,6 раза [15]. Однако уменьшение числа выявленных преступлений объясняется не уменьшением их фактического числа, а разного рода организационными и законодательными изменениями. К таким изменениям относится, например, возбуждение налоговых дел только по материалам налоговых органов.

Однако нужно отметить, что в октябре 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ», который изменил порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. В соответствии с данными изменениями следователи получили право возбуждать уголовное дело по налоговому преступлению, даже не располагая материалами проверки из налоговых органов. В результате уже в первой половине 2015 года количество выявленных налоговых преступлений увеличилось на 70 % [7]. При этом 58% налоговых дел за девять месяцев 2015 года возбуждено по материалам налоговой службы, то есть три из пяти дел [1]. Таким образом, в 2015 году в бюджет было возмещено 15 млрд. руб. [4].

Анализ данных о задолженности по налогам и сборам с 2008 по 2015 года показывает, что из года в год задолженность перед бюджетом растет. В этот период задолженность по налогам и сборам увеличилась на 48% [13].

Очевидно, что между задолженностью по налогам перед бюджетом и количеством нарушений налогового законодательства существует прямая связь.

По данным Следственного комитета РФ в среднем в год остаются не выявленными 60-70% налоговых преступлений [14]. По мнению представителя СК РФ, небольшое количество выявленных налоговых преступлений связано не с плохой работой налоговых органов, а с невозможностью проведения ими оперативно-розыскной работы.

Противодействие налоговым правонарушениям и преступлениям возможно при создании эффективной системы налогового контроля.

От эффективности организации налогового контроля зависятпрочность государственной финансовой системы, своевременность и полнота формирование бюджета и, как следствие, благосостояние страны. Поэтому вопросы исследования организации налогового контроля, анализ эффективности деятельности налоговых органов в данной сфере иопределение путей совершенствования налогового контроля являются актуальными.

Все государства уделяет особое внимание налоговому контролю, так как налоги являются основным источником доходов бюджета. Так, в России налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета в 2015 году составили 62,9% [12].

Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным кодексом [11].

Однако данное определение не отражает всей сути налогового контроля.

В научной литературе существует множество определений понятия налогового контроля.

Т.Ф.Юткина, например,определяет налоговый контроль как «элемент финансового контроля и налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательских основ налогообложения» [18].

В книге Д.Г.Черника «Налоги и налогообложение» налоговому контролю дано следующее определение: «это установленная законодательством совокупность приемов и способов проверки, осуществляемых всеми уровнями налоговых органов РФ, целью которых является обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет разных уровней налогов, сборов, а также выполнение иных обязанностей налогоплательщика» [17].

М.В. Романовский и О.В. Врубельский считают, что «налоговый контроль – это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет» [3].

Известные налоговеды в учебнике под редакцией И. А. Майбурова основной целью контроля называют «…обеспечение такого уровня налогового производства, при котором исключаются или сводятся к минимуму нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выявление и предупреждение этих нарушений» [10].

Важное значение имеют формы налогового контроля, поскольку от правильного выбора конкретных действий зависит эффективность контроля.

Наиболее эффективными формами контроля в сфере налоговых отношений являются налоговые проверки. В процессе их проведения выявляются, пресекаются и предупреждаются налоговые правонарушения. В связи с этим важным является совершенствование камеральных и выездных налоговых проверок и, как следствие, повышение эффективности налогового контроля.

Совершенствование налогового контроля является главной задачей налоговых органов. Совершенствование необходимо начать с устранения имеющихся проблем.

Для повышения эффективности налогового контроля можно предложить:

  1. Дальнейшее совершенствование налогового законодательства в области налогового контроля. Из-за неполноты и несовершенства налогового законодательства недобросовестные налогоплательщики находят «лазейки» для уклонения от уплаты налогов. По расчетам Счетной палаты РФ, «несовершенство налогового законодательства приводит к ежегодным потерям федерального бюджета в размере 60 млрд. руб.» [6].
  2. Повышение качества планирования налоговых проверок. Дальнейшее развитие системы, которая позволяет достичь максимальной результативности выездной проверки при минимальных затаратах усилий и средств, в том числе за счет эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездного налогового контроля.
  3. Разработка эффективных форм налогового контроля, предоставляющих широкие полномочия налоговым работникам для противодействия недобросовестным налогоплательщикам.
  4. Повышение эффективности организации межведомственного взаимодействия ФНС с другими государственными органами. От четко налаженного процесса обмена информацией между данными органами зависит качество организации и проведения проверки;
  5. Побуждение налогоплательщиков к добровольному исполнению своих налоговых обязательств и повышение налоговой культуры населения. Рост задолженности по налогам, совершение налоговых правонарушений и преступлений свидетельствуют о низкой налоговой культуре общества и недоверии граждан к налоговой системе. Об этом также говорят и результаты многочисленных социологических опросов. Например, данные опроса, проведенного 15 марта 2015 года, свидетельствуют о том, что четверть опрошенных согласны с тем, что если есть возможность, то можно уклониться от уплаты налогов [16].

Помимо совершенствования организации налогового контроля государству следует позаботиться о создании прозрачной системы расходования налоговых доходов. Для того, чтобы налогоплательщики не уклонялись от своих обязанностей по уплате налогов, они должны знать, что уплаченные налоги будут эффективно потрачены на повышение их благосостояния. Согласно результатам опроса 2012 года 45% опрошенных не знают куда идут уплаченные ими налоги, 38% опрошенных знают, но считают распределение неправильным [9].

Граждане должны понимать, что налоги играют важную роль в формировании государственного бюджета и необходимы для выполнения государством своих обязанностей. Однако социологи выяснили, что все больше граждан России считают использования бюджетных средств неэффективным. Согласно опросу, проведенному в апреле 2016 года, 39 % респондентов считает, что государство не выполняет свои обязательства перед гражданами. Только 20 % опрошенных никаких претензий к государству не имеют. Вместе с этим 49 % респондентов считают, что они свои обязанности перед государством выполняют [8].

Таким образом, неэффективность налогового контроля способствует увеличению налоговых правонарушений, и как следствие, создает угрозу экономической безопасности государства. В связи с этим возникает необходимость совершенствования системы налогообложения, в частности, налогового контроля. Уверенность граждан в то, что их действия по незаконному уходу от налогообложения с высокой вероятностью будут обнаружены, приведет к тому, что налогоплательщики добровольно будут выполнять свои обязанности по уплате налогов.

Список использованной литературы.

  1. Бизнес не дождался взрывного роста уголовного преследования за недоимки. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения: 25.12.2016).
  2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2012, 2013, 2014 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports_(дата обращения: 20.12.2016)
  3. Искра В. В. Налоговый контроль: Формы и методы проведения / В. В. Искра. — СПб: Университет, 2012. — 184 с.
  4. Капинус, Н., Телегина, Т. Возвращение из оффшора. В России вступил в силу закон об амнистии капиталов. [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.spb.aif.ru/money/finances/vozvrashchenie_iz_offshora_v_rossii_vstupil_v_silu_zakon_ob_amnistii_kapitalov (дата обращения: 19.12.2016).
  5. Корзоватых Ж.М., Быкова А.В. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016, №7-8. С. 157-161
  6. Майбуров, И.А. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография для магистров, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 383 с.
  7. Мальцев, А. Как в России от налогов уклоняются — реальные случаи из судебной практики. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения: 25.12.2016).
  8. Мухаметшина, Е. Гражданам не хватает заботы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/04/20/638342-gosudarstvo-obyazannosti#/galleries/140737492721672/normal/1 (дата обращения: 07.01.2017)
  9. На что тратятся налоги и как формируется бюджет – региональный контекст. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения: 26.12.2016).
  10. Налоги и налогообложение / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009.
  11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  12. Оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2015 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения: 20.12.2016).
  13. Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации 2008-2015 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения: 22. 12.2016)
  14. Смирнов, Г. В среднем не выявленными остаются 60-70% налоговых преступлений. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения: 07.01.2017).
  15. Суходолов А.П. Уклонение от уплаты налогов и обязательных платежей в Пенсионный фонд России: мотивация совершения преступлений / А.П. Суходолов, Д.Ю. Федотов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015. — Т. 9, № 1. — С. 111–119.
  16. Уклонение от уплаты налогов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения: 26.12.2016).
  17. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З. и др. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 209.
  18. Юткина Т. Ф. Налоговый контроль в системе налогового администрирования / В. А. Красницкий. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 168 с.[schema type=»book» name=»НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ» author=»Титизян А. Г., Корзоватых Ж. М.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found