Понятие рынка связано с системой товарно-денежных отношений между производителями, продавцами и покупателями, потребителями товаров или услуг, зависящими от места и времени, однородности и многообразия продукции, её качества, цены и взаимозаменяемости, уровня спроса, предложений и множества других факторов.
Спрос на рынке зависит от экономической ситуации в стране, уровня безработицы, уровня процентной ставки по кредитам. Выбор эффективной стратегии ценообразования в условиях рынка позволяет торговому предприятию, реализующему произведённую или закупленную продукцию, расширить свою долю на сложившемся рынке сбыта товаров. Особенности ценообразования проявляются в воздействии на прибыль продавца, что следует из формулы формирования прибыли.
где П – прибыль торговой организации, руб./мес.;
О – объем реализованной продукции, ед./мес.;
Ц – средняя цена единицы реализуемой продукции, руб./ед.;
С – средняя себестоимость реализации единицы продукции, руб./ед..
Разность (Цена реализации-Себестоимость) определяет удельный вклад в общую прибыль каждой проданной единицы продукции. Из этого следует, что существует оптимальное соотношение цены и объема продаж максимизирующее значение прибыли.
Неверный выбор цены может привести к получению весьма незначительной прибыли либо вследствие слишком малых объемов продаж при завышенных ценах, либо вследствие малой удельной прибыли при необоснованно заниженных ценах. В связи с этим актуальной является задача нахождения такого снижения розничных цен на продукцию от первоначальной цены Ц, которое позволит активизировать спрос на товары, расширить объём продаж, и, тем самым, увеличить прибыль.
При создании модели снижения цены на реализуемую продукцию целью является поддержание необходимого уровня рентабельности (рентабельность продаж равна отношению выручки от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции). Прибыль напрямую зависит от дохода, поэтому сначала сформулируем задачу максимизации дохода.
где Сусл.пост — условно-постоянная составляющая себестоимости продукции в месяц, руб./мес.;
Спер – удельная условно-переменная составляющая себестоимости продукции (удельная средняя себестоимость реализации единицы продукции), руб./ед.;
R – рентабельность реализации продукции.
Рентабельность реализации продукции (3) относится к оценкам маржинального анализа, т.е. метода оценки и обоснования управленческих решений на основе исследования причинно-следственной взаимосвязи объёма продаж, себестоимости, прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Цену на товары можно снижать путём уменьшения себестоимости единицы продукции, внедрения программного обеспечения по организации работы торгового предприятия, повышения производительности труда, одновременно увеличивая объёмы закупок. Как правило, предприятия электронной коммерции, добивающиеся снижения издержек реализации продукции при поддержании уровня качества изделий и увеличении объёма продаж, расширяют свою долю на рынке.
Введем ещё понятие коэффициента эластичности объёма продаж по цене продукции:
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется объём продаж, при снижении цены продукции на 1%. Коэффициент kэл вычисляется на основе данных о ежемесячных ценах и объёмах продаж продукции.
Изменение цены продукта влечет за собой изменение объема продаж и наглядно отражает присутствие товара на рынке. При этом по каждому отдельному товару эта зависимость может быть разной. Зависимость объема спроса от цены отражает кривая спроса. Наклон между любыми двумя точками на ней и определяет эластичность спроса при данном уровне цен.
Ежемесячный мониторинг динамики объёма продаж, цены на товар, дохода позволяет определить коэффициент эластичности объёма продаж по цене продукции.
На этапе моделирования математического аппарата снижения цены на продукцию коэффициент эластичности будет играть роль параметра. С учетом формулы (4) формула (2) при подстановке в неё , преобразуется к виду:
Литература
- Гурьев Д. Максимизация выручки и прибыли. Корпоративный менеджмент. 2005, №10
- Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. Москва, Дело и Сервис, 2004. 368 с.
- Камаев В.Д. Основы экономической теории. Учебное пособие. Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996, 284 с.
- Соболев О.С., Модель оптимизации дохода при снижении цены на продовольствие – способ повышения конкурентоспособности продукции Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005, 53-54 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ПУТЕМ ОПТИМАЛЬНОГО СНИЖЕНИЯ ЦЕН НА РЕАЛИЗУЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ» description=»При реализации продукции розничные торговые организации электронной коммерции стремятся к увеличению прибыли. Одним из решений увеличения прибыли является стратегия ценообразования. Система снижения цены — способ расширения доли на рынке. Предлагаемая модель управления прибылью предприятия в сети Интернет посредством оптимального снижения цен на реализуемые товары обеспечивает рост объема продаж. При этом уменьшается величина удельных постоянных издержек, что, в свою очередь, ведет к дополнительному росту прибыли торговой организации.» author=»Романов Антон Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 2″ ebook=»yes» ]