Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Теневая экономика — одна из наиболее острых проблем современной России. На данный момент в ВВП Российской Федерации весьма значительна доля теневых доходов. Она составляет по разным данным от 40% до 50% ВВП России в год.  При этом в теневом секторе экономики России задействовано около 13 миллионов человек. Россия входит в “пятерку” стран по сумме неуплаченных налогов, и занимает лидирующую позицию по соотношению теневой экономики к легальной экономике. Именно на основании этой диаграммы можно сказать, что для большинства предпринимателей в РФ уход от налогов стал обыденным делом (рис. 1).[4]

Рисунок  1.  Уровень теневой экономики в России и мире

 

В условиях масштабного оттока капитала и снижения темпов экономического роста возрастают риски расширения масштабов теневой экономики, сопровождающиеся ростом объемов «отмывания» (легализации) ее финансовых ресурсов. Возрастающие риски актуализируют необходимость построения глобальной системы противодействия легализации теневых доходов.

Методология исследования теневой экономики характеризуется многообразием аспектов рассмотрения ее сущностной природы нашедших отображение в различных концепциях.

В экономической концепции исследуется влияние теневой экономики на эффективную работоспособность экономической политики, рациональное распределение и эффективное использование всех экономических ресурсов, а также разрабатывают эффективные методы оценки теневой экономики.

Кибернетическая концепция рассматривает теневую экономику как самостоятельную и самоуправляемую систему, создаются экономико-математические модели оценки  и управления теневой экономикой, а так же изучается закономерность развития теневого сектора и его взаимодействие с официальным экономическим сектором.

В социологической концепции теневая экономика рассматривается на примере взаимодействия социальных групп, которые различаются положением в системе теневых институтов, а так же мотивами их экономического поведения в различных ситуациях

В правовых концепциях теневая экономика рассматривается как особая форма поведения, которая является отклоняющейся от установленных правил, а так же в большинстве случаев является преступной. В рамках данной концепции основным является исследование таких форм деятельности, которые опасны для общества, а так же предупреждение и борьба с данными видами деятельности с использованием всевозможных правовых средств.

Декомпозиция методов детектирования теневых экономических отношений в структуре национального хозяйства изображена на рис. 2.[2]

Анализируя основные научно-теоретические подходы к исследованию причин возникновения и широкого распространения теневой деятельности в России следует выделить следующие подходы.

Историко-культурологический подход. С позиций данного подхода стремление к совершению сделок вне рамок закона обусловлено культурой либо отдельных слоев населения (культурой бедности — Г. Мюрдаль, Дж. Скотт, А. Олейник), либо отдельных наций (Г. Хофстед, Э. Холл, Б. Хастид). Сторонники культурологического подхода важнейшим фактором хозяйственного развития считают общественные институты; при этом акцент делается на ценностях и традициях, которые нигде не зафиксированы и даже не осознаны, однако гораздо основательней «программируют» поведение людей, чем кодексы и законы[6].

Рисунок 2.  Декомпозиция методов детектирования теневых экономических отношений в структуре национального хозяйства

 

Подход к объяснению возникновения теневых рынков с позиции транзакционных издержек. Транзакционный подход основан на сравнительном анализе транзакционных издержек осуществления легальных сделок и теневых. В процессе экономической деятельности анализ транзакционных издержек осуществляют сами хозяйствующие субъекты, и от этого зависит, будут ли они действовать в рамках закона либо вне его рамок.

Впервые положения транзакционного подхода были сформулированы зарубежными исследователями, однако теперь они широко используются и отечественными экономистами. В отечественной интерпретации положения транзакционного подхода к объяснению причин теневизации экономики выглядят следующим образом: предпочтение действиям вне рамок закона отдаётся в том случае, когда «соблюдение законов связано с издержками большими, чем выгоды, которые оно приносит».

Институциональный подход основан на том, что институциональная среда, определяющая особенности взаимоотношений власти и бизнеса, играет решающую роль при появлении и распространении теневой деятельности. Рассматриваемый подход даёт понимание того, какая именно институциональная среда стимулирует теневые процессы в экономике. Ключевым элементом институциональной среды выступает характер властных отношений, складывающихся между экономическими субъектами и государством. Сторонники институционального подхода считают, что модель навязанных властных отношений, проявляющаяся в регулярном вмешательстве государства в экономику, — одно из наиболее серьезных институциональных ограничений [7].

Такая модель имеет множество проявлений. Например, одним из таких проявлений можно считать регулярное изъятие части дохода экономического субъекта чиновниками разного уровня власти. Если число подобных получателей рентных доходов велико, такие поборы в пользу чиновников подрывают и резко ослабляют стимулы частных предпринимателей к расширению инвестиций, перестройке производства и использованию новых технологий. В такой ситуации усиливаются стимулы экономических субъектов к осуществлению операций на теневых рынках с целью сокрытия доходов. Таким образом, принуждение со стороны государства, доверие к которому по этой причине критически низко, становится главным детерминантом теневого экономического поведения.

Показательно, что навязанные властные отношения стимулируют экономических агентов к установлению контактов с представителями государства, которые обеспечивают привилегированное положение одних экономических субъектов по сравнению с другими и частично преобразовывают навязанные властные отношения. Отсюда вытекает такое явление, как коррупция, которая, в свою очередь, паразитирует на экономической деятельности и способствует развитию теневой деятельности.

Применение подхода основанного на экономическом анализе преступного поведения, является логическим продолжением институционального подхода к объяснению причин возникновения теневой экономики. Родоначальником данного подхода к объяснению природы преступности, в том числе и экономической, является американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Г. Беккер.

Г. Беккер говорил, что сущность подхода с точки зрения экономики к преступности очень проста. Данный подход состоит в том, что люди самостоятельно принимают решения о том, совершать им преступления или нет, попросту сравнивая выгоды от преступления и издержки от совершения противоправного деяния[1].

В настоящее время наблюдается рост экономической направленности преступлений (доля более 60%), а также наблюдается рост доли преступлений, которые совершены в крупных и особо крупных размерах (доля 20%). Соотношение легальной и теневой экономики для России изображено на рис. 3.[3]

Рисунок  3. Соотношение легальной и теневой экономики

 

С позиции экономического анализа преступности это свидетельствует об увеличении выгод совершения преступлений экономической направленности для преступников. В то же время, издержки совершения преступлений экономической направленности относительно невелики, особенно, это касается вероятности понести наказание за совершенное преступление сожалению, по статистике вероятность привлечения к ответственности преступников за совершение экономических преступлений остается достаточно низкой.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что ценность экономического подхода к изучению природы экономической преступности заключается в понимании тех мер, которые необходимо предпринимать государству с целью изменения соотношения выгод и издержек совершения преступлений. Целенаправленное воздействие должно быть направлено в большей степени на возрастание издержек совершения преступления, в том числе на вероятность привлечения преступника к ответственности. Однако можно воздействовать и на снижение выгод совершения преступления.

Следовательно, нужно определить не столько объемы «теневой доли в ВВП страны, сколько критическую черту тенизации трансформационной экономики, за которой может наступить коллапс экономики и потеря государственности [5].

Среди конкретных антитеневых мер в экономической составляющей можно предложить следующие: разработка специальных НДС-счетов, позволяющих исключить возможности использования схем по уклонению от уплаты НДС, и внедрение электронных счетов-фактур, что исключает возможность фиктивных сделок. С целью улучшения таможенного регулирования целесообразны соглашения с другими государствами по предварительному электронному информированию между таможенными службами государств по всем видам товаров и транспортных средств.

Необходимо развивать систему безналичных платежей, с помощью обязательной установки РОЗ-терминалов в торговле и обслуживании, расширения обязательного использования контрольно-кассовых машин с З1М — картами. Необходима разработка мер по снижению объемов обналичивания.

Для этого требуется обязательное уведомление при осуществлении крупных платежей в наличном порядке клиентами коммерческих банков, установление лимита по снятию наличных денег со счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Необходим обязательный поэтапный перевод торговых рынков на современный формат .

 До недавнего времени к числу антитеневых мер относилась политика эффективной интеграции теневого и легального капитала, амнистии теневых капиталов и легализации теневых доходов. Но, как показало время, эти меры пока нельзя назвать эффективными. Данный институт пока не работает. И здесь также необходимы меры институционального характера.

В числе мер информационной составляющей необходимо:

—        сформировать базу данных экономической и деловой информации. Основными сферами, подлежащими максимальному информационному контролю, должны быть: финансово-кредитная сфера, сфера внешнеэкономической деятельности, приватизация, налогообложение, предпринимательство и коммерческая деятельность, сфера принятия решений и управления экономическими процессами;

—        создать систему информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов и законодательной власти, которая должна учитывать противоречия интересов разных социальных групп;

— Внедрить систему независимых экспертов. В нее войдут специалисты с различных отраслей экономики, сотрудники органов контроля и другие лица, заинтересованные в процессе. Основной задачей будет анализ и оценка разрабатываемых проектов законодательных актов, а так же прогноз последствий для экономической сферы после их введения, прогнозирование и устранение возможных неблагоприятных последствий и наконец проверка соответствия с определенными жизненно-важными экономическими интересами и законодательной базой.

Список литературы:

  1. Аблаев И.М./ Тень и краски Российской экономики//ЭКО,2015-№2.- 137 с.
  2. Ахмедуев А. Ш., Абдулаева З. З. Методы оценки и состояние теневой экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 4. – 321 с.
  3. Ахмедуев А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А. Ш.Ахмедуев, А. А. Рабаданова; РАН; Дагестан. научн. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. М.: Экономика, 2013. — 307 с.
  4. Николаенко С., Лиссоволик Я., Мак Фаркар Р. Теневая экономика в российских регионах. М.: Дело, 2013. — 199 с.
  5. Пономаренко A. Теневой бизнес в цифрах. URL: https://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/65945-tenevoi-biznes-v-tsifrah (дата обращения 15.11.2015 г.)
  6. Пескова Д. Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2013. № 2. – 327 с
  7. Чапля В. В. Источники и методы формирования теневого капитала // Вестник экономической безопасности МВД России. 2014. № 5. – 135 с.[schema type=»book» name=»МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ» description=»В статье анализируются основные научно-теоретические подходы к исследованию причин возникновения и широкого распространения теневой деятельности в России. Формулируются предложения по совершенствованию мер противодействия развитию теневой экономики.» author=»Багратуни Каринэ Юрьевна, Данилина Марина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found