Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В КАЧЕСТВЕ МЕРЫ СОХРАНЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Диапазон отпускных цен и затрат, в рамках которого компания может работать прибыльно, обычно достаточно узок. Если компания не установит минимальную цену на уровне, покрывающем ее постоянные и переменные затраты, то она быстро израсходует свои денежные резервы и выйдет из бизнеса. В условиях конкуренции цены опускаются до уровня, на котором едва покрыва­ют издержки, и прибыль очень невелика, либо отсутствует вовсе. На этом уровне только компании, хорошо знающие свои уровни безубыточности и уровни безубыточности своих конкурентов, могут принимать правильные решения о ценах и издержках, позволяющие сохранять конкурентоспособность. Нужно уметь правильно рассчитывать точку безубыточности (также известную как соотношение «издержки — объем — прибыль»).

Формула безубыточности очень проста. Чтобы определить точку безубыточности, складывают все постоянные издержки по анализируемой компании или продукту и делят их на соответствующую норму валовой при­были. Результатом является уровень продаж, при котором компания не будет ни терять, ни зарабатывать деньги — это и есть точка безубыточнос­ти. Формула следующая:

Совокупные постоянные издержки

—————————————————  = Безубыточный уровень продаж

Норма валовой прибыли

Более информативным, чем формула может быть график безубыточности. На пример­ном графике, показанном на рис. 1, горизонтальная линия представляет постоянные издержки, которые должны быть покрыты валовой прибылью, независимо от уровня продаж. Уровень постоянных из­держек будет колебаться с течением времени и также зависит от значительных изменений в объеме продаж.  Для упрощения анализа предположим отсутствие каких-либо сильных изменений в продажах. Кроме того, имеется восходящая линия, которая начинается в левом конце линии постоянных издержек и проходит направо через весь график. Это процент переменных издержек, например, прямые затраты труда и материалов, которые необходимы для создания продукта. Пос­ледним важным компонентом графика является линия продаж, которая начинается в нижнем левом углу графика и идет в верхний правый угол. Объ­ем продаж в денежном выражении указан на вертикальной оси, а величина производственных мощностей, использованных для создания реализованной продукции, указана на горизонтальной оси. Наконец, имеется линия, которая проходит вправо от отмеченной точки безубыточности и которая всегда на­ходится между линией продаж и линией переменных издержек. Она отража­ет затраты на налоги на прибыль. Это основные компоненты графика безу­быточности.

Рис. 1. Упрощенный график безубыточности

Полезно также заглянуть между строк графика и понять, что представля­ют собой объемы. Например, как отмечено на рис. 1, область под линией постоянных издержек показывает сумму постоянных издержек, которую не­обходимо покрыть прибылью от продукта. Область между линией постоянных издержек и линией переменных издержек показывает общие переменные издержки при разных объемах продаж. Область ниже линии прибыли и вы­ше линии переменных издержек — это расходы на уплату на­лога на прибыль при различных объемах продаж. Наконец, область ниже линии выручки и выше линии налогов на прибыль показывает величину ожидаемой чистой прибыли при разных объемах продаж.

Хотя график безубыточности представляется довольно прос­тым, существуют дополнительные переменные, которые могут сделать реаль­ный анализ безубыточности гораздо более трудным для понимания. Одной из таких переменных являются постоянные издержки. Это противоречие в определении, поскольку любые издержки могут меняться с течением временем или выходить из числа факторов производства.

С практической точки зрения, компании следует регулярно проводить анализ использования производственных мощностей. Это может включать отслеживание показателей выручки в расчете на одного работаю­щего, уровней загрузки различного оборудования, продаж в расчете на одно­го работающего или потребности в заявленных капитальных закупках. Все это предполагает изменения в рабочей силе или оборудовании, которые весь­ма дорогостоящи. Соответственно, необходимо всегда иметь подтверждения того, что организация не тратит слишком много на избыточные мощности, а поддерживает имеющиеся мощности на макси­мально возможном уровне и при этом обеспечивает наличие некоторых ре­зервных мощностей для роста в краткосрочном плане.

Анализ безубыточности должен быть обязательной частью любого пред­ложения об изменении базовой структуры бизнеса и оценки финансовых результатов.

Список литературы:

  1. Петров А.М., Полоус Е.А. Повышение транспарентности показателя дебиторской задолженности в отчетности. Международный бухгалтерский учет. 2011. № 6. С. 2-12.
  2. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности. Учеб.-практ. пособие / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров. Москва, 2004.
  3. Петров А.М. Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности. Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 18. С. 54-62
  4. Бабаев Ю.А. Расчеты организации: учет, контроль и налогообложение. Учебно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров. Москва, 2010. Сер. Вузовский учебник
  5. Петров А.М. Вопросы унификации учетной политики внутри корпоративной системы сферы услуг. Международный бухгалтерский учет. 2012. № 31. С. 10-16.
  6. Петров А.М., Лымарь М.П. Сравнительный анализ бухгалтерского учета активов в России и Китае. Международный бухгалтерский учет. 2014. № 27. С. 34-48.
  7. Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности. Современный бухучет. 2004. № 9. С. 38.
  8. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Совершенствование методологии бухгалтерского учета основных средств. Все для бухгалтера. 2008. № 7. С. 2-11.[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В КАЧЕСТВЕ МЕРЫ СОХРАНЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ» description=»В статье исследуются анализ безубыточности при оценке финансовых результатов, как мера сохранения конкурентоспособности субъекта экономики. » author=»Мельникова Любовь Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found