Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Формирование интеграционных объединений стратегически направлено  на определение новых рамок сотрудничества в противовес возможным торговым спорам. Экономическая целесообразность объединений состоит в необходимости решить  проблему: обеспечить благосостояние населения на основе реализации следующих направлений: создания общего рынка, сокращения издержек производства, роста зарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики [1]. Географическая мотивация интеграционных объединений заключается в расширении взаимных торгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимный товарооборот между США и Канадой был бы в 13 раз меньше, если бы они не граничили друг с другом.

Создание интеграционных образований базируется на производственной кооперации и концентрации, вызывает необходимость  кооперационных связей участников инвестиционного процесса и его материально-технического обеспечения. Организационной формой для них вполне могут послужить цепи поставок, обеспечивающие эффективное проведение логистизации системы материально-технического обеспечения, которая в своей развитой форме выступает как логистическая кооперация [2].

Определим логистическую кооперацию в рамках Таможенного союза  как системную организацию управления экономическими потоками ресурсообеспечения в форме межстрановых интегрированных цепей поставок на основе согласования  экономических интересов и унификации технологии материалодвижения звеньев цепи. Формы логистической кооперации определяются  отраслевой спецификой формирования экономических потоков в системе материально-технического обеспечения. Так, в дорожном строительстве на участках транспортных коридоров   логистическая кооперация  выражается в согласованной реализации функций управления материалодвижением, обеспечивающего координацию логистических мощностей и активов в ходе реализации бизнес-процессов материально-технического обеспечения, продуктом которых выступают логистические услуги ресурсообеспечения дорожного комплекса с минимальными логистическими издержками.

В данной статье рассматривается взаимосвязь логистической кооперации и интеграции, которая реализуется в процессе  формирования логистической системы Таможенного союза как макрологистической системы, базирующейся на интегральной парадигме логистики. Проектирование такой системы требует анализа развития международной интеграции, логистических функций и товаропотоков Таможенного союза. Повышение уровня интегрированности российской экономики в мировую – одно из ключевых условий перехода к новой модели развития, основанной на инновациях.

Рассмотрим значение термина «интеграция» (происходит от латинского integratio – восстановление отдельных частей в единое целое) в контексте Таможенного союза.  Интеграция может происходить в различных сферах –  экономической, политической, социальной и др., как на макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства) [3].

Качественно новым этапом интернационализации   хозяйственной  жизни является экономическая интеграция (англ. economic integration), предполагающая сближение и взаимоприспособление отдельных национальных хозяйств. Обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической  политики.

Экономическая интеграция рассматривается как  наивысшая ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств.

В целях анализа  взаимосвязи и различий между международной экономической интеграцией и процессом глобализации приведем мнение  Ю.В.Шишкова: если глобализация –  это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция –  наивысшая ступень развития ее вглубь. Появление новых интеграционных объединений связано со стратегическим, экономическим, политическим и географическим мотивами.

Согласно теории выделяют пять форм экономической интеграции [7]:

Если представить экономическую интеграцию как поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия, то развитие ее происходит с учетом объективных предпосылок, без которых сложно достичь поставленных целей и задач. Сформулируем эти предпосылки:

— относительно высокий уровень экономического развития стран-членов. Важность фактора связана с готовностью национальной экономики к либерализации в сферах торговли и инвестиций, способности выдерживать конкуренцию с более конкурентоспособными зарубежными компаниями, товарами и услугами;

— относительно высокий уровень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости, который определяется как высоким уровнем экономического развития, так и диверсифицированной структурой экономики и экспорта;

— примерно одинаковый уровень экономического развития стран- членов, в противном случае большие преимущества будет получать более экономически развитая страна в ущерб странам менее экономически развитым;

— схожесть политических систем;

— общность культурологических истоков и традиций;

— динамический эффект успешности интеграционных планов других объединений;

— географическая близость (в последние годы значение снизилось в силу формирования интеграционных объединений между разными регионами).

На основании проведенного анализа интеграционных процессов стран-членов Таможенного союза выявлены следующие  экономические преимущества реализация интеграционных планов [6]:

— расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП интеграционного формирования;

— увеличение покупательной способности населения соответственно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары;

— повышение эффективности и конкурентоспособности производства предприятий стран-членов Таможенного союза;

— «эффект масштаба» производства, углубление специализации и кооперации;

— создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы ТС;

— повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения факторов производства, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве;

— ускорение темпов экономического развития стран-членов Таможенного союза.

Несмотря на перечисленные  преимущества, интеграция также может быть сопряжена с  издержками для участвующих стран. К числу таких интеграционных издержек отнесем следующие:

— сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (правительства проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы);

— издержки, связанные с изменением внешнеэкономического климата страны и сопутствующими ему краткосрочными издержками регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий. В целом, (что доказано практическим опытом отдельных стран) такие издержки невелики благодаря экономическим преимуществам либерализации, имеющей долгосрочный эффект;

— издержки, обусловленные неравномерным распределением преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов. В целях минимизации потерь менее развитыми странами более развитые государства оказывают им содействие в повышении конкурентоспособности экспортоориентированных производств и компаний, облегчении доступа товаров и услуг на свои рынки, проводят ассиметричную по срокам либерализацию.

Однако, отмечая в целом, экономические преимущества от интеграции перекрывают издержки, сопутствуемые любому интеграционному процессу, что доказано практикой ведущих интеграционных группировок, например,  ЕС и НАФТА.

В последние десятилетия интеграционные объединения стали неотъемлемым элементом системы отношений в рамках мирового хозяйства. Они носят, преимущественно,  региональный характер и различаются по характеру и глубине проходящих в них интеграционных процессов [5].

Наибольшей зрелости интеграция достигла в группе развитых стран с рыночной экономикой и в первую очередь в европейском регионе, где в 1957 г. было создано Европейское сообщество, объединявшее сначала 12 государств. В январе 1989 г. вступило в силу американо-канадское соглашение о свободной торговле. Интеграция западных стран развивается неравномерно, сопро­вождаясь острыми противоречиями внутри отдельных группировок и между ними. Однако для нынешнего этапа характерна тенденция к укреплению региональной консолидации. Одновременно усиливаются межрегиональные интеграционные процессы. Например, интенсивно развивается экономическое взаимодействие северо-американского и азиатско-тихоокеанского регионов [4].

Интеграционные процессы позволяют коллективными усилиями решать задачи ускоренного социально-экономического развития, что отражается во внешнеторговом обороте и экспортно-импортных потоках России (рис. 1).

Рисунок 1. Внешнеторговый оборот и экспортно-импортные потоки

Проанализируем данные о внешнеторговом  обороте. За январь-июнь 2013 года он составил 404620,17 млн. долларов. При этом импорт составил 150676,8 млн. долларов, а экспорт 253943,4 млн. долларов. За аналогичный период 2012 года соответствующие показатели были равны: внешнеторговый оборот равен 406826,4 млн. долларов, импорт  был равен 145721 млн. долларов, экспорт составил 261105,3 млн. долларов.   Таким образом, видно, что в  первом полугодии 2013 году экспорт  снизился, а импорт оказался выше на 4955,65 млн. долларов в стоимостном выражении. Сальдо внешнеторгового оборота составило 103266,6 млн. рублей, что меньше показателя прошлого года на целых 10,5 %.

Снижение внешнеторгового оборота  произошло под  влиянием следующих причин:

— общемировые тенденции: экономика стран после кризиса 2008 года развивается медленно, что сказывается и на объемах мировой торговли. Кризис Еврозоны в 2012-2013 году также осложнил ситуацию в темпах производства, спросе и потреблении;

— присоединение России к ВТО. Данная причина более относится к «внутренней» причине уменьшения объемов внешней торговли.

Данные о состоянии некоторых производств, представленные на рис. 2, наглядно подтверждают, что вследствие снижения объемов производства происходит  снижение объемов внешней торговли при уменьшении роста ВВП.

Известные  причины замедления — высокая зависимость от европейской экономики, находящейся в рецессии, и в меньшей степени зависимость от замедлившихся экономик Китая и стран СНГ – оказали влияние на внешнюю торговлю.

Данные внешней торговли, в частности, динамика экспорта, импорта и внешнеторгового оборота по месяцам в сравнении 2012 и 2013 года, представленные на рис. 3, показали снижение, наблюдаемое в 3 месяцах из 6, при этом и спады, и подъемы по сравнению с первым полугодием прошлого года невелики.

Рисунок 2. Данные производств по отраслям

Источник: https://провэд.рф

Тем не менее, в соответствии с данными ФТС оборот сократился на 0,54 %.     По экспорту, как уже говорилось, наблюдается снижение в 4 месяцах. Во многом это объясняется тем, что доходы от экспорта нефти из России в январе-июне 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. снизились на 8,4% – до 83,98 млрд. долл. с 91,65 млрд. долл.

Рисунок 3.  Внешнеторговый оборот России (млн. долл.)

Как сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ, доходы от экспорта нефти в страны дальнего зарубежья сократились на 8,5% – до 78,56 млрд. долл. с 85,85 млрд. долл., в страны СНГ – на 6,5% – до 5,42 млрд. долл. с 5,8 млрд. долл.

Таким образом, заметное снижение доходов объясняется не только снижением мировых цен, но и сокращением физических объемов экспорта.   Импорт наоборот увеличивался, а его снижение по сравнению с предыдущим годом наблюдалось  только в мае. В мае резко увеличился и экспорт, а значит и вес внешнеторговый оборот. Причем снижение произошло практически по всем товарным группам. Отсюда следует, что структуру сбалансированной назвать нельзя, т.к. чрезмерно высоки доли экспорта топливно-энергетических товаров и минеральных продуктов, т.е. сырья. При этом доли остальных видов продукции очень низкие.

Список литературы

  1. Быков А.Н. Перспективы евразийской интеграции: российские и зарубежные оценки // Рос. внешнеэкон. вестн. – 2013. – ¹ 4. – С. 14–30
  2. Вертинская Т.С. Методические основы разработки комплекса индикаторов для оценки экономической интеграции регионов стран – членов ЕЭП // Евраз. экон. интеграция. – Алматы, 2013. – ¹ 2. – С. 21–44.
  3. Глазьев С. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана России // Рос. экон. журн. – 2011. – ¹ 6. – С. 56–81.
  4. Глазьев С. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России: запуск механизмов // Рос. экон. журн. – 2009. – ¹ 11/12. – С. 46–59.
  5. Глушкова Ю.О., Пахомова А.В., Шеховцева Е.Ю. Рационализация управления товаропотоками в международных цепях поставок // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2014. — № 2. — С. 61-64.
  6. Котляров Н.Н. Формирование Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии // Экон. системы. – 2013. – ¹ 1. – С. 53–59
  7. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге ХХ1 века. Почему не интегрируются страны СНГ// Ю.В.Шишков. — М., НП «Ш тысячелетие», 2001 -с.17. 2 Balassa B. The theory of economic integration. London, 1962.. 1[schema type=»book» name=»ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА» description=»Целью статьи является исследование теоретико-методических основ формирования Таможенного союза как интеграционного образования. Рассмотрены формы интеграции предприятий стран Таможенного союза. Результат исследования представлен в виде выявленных предпосылок, преимуществ расширения кооперационного взаимодействия стран на основе логистического подхода. » author=»Глушкова Юлия Олеговна, Пахомова Алла Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found