В современном мире одним из главных факторов развития страны является активное развитие и расширение сферы услуг. Увеличение и усиление процессов глобализации, а также интенсификация товарообмена между странами делает актуальным развитие таможенной сферы и формирование таможенных услуг. Таможенный сектор является одним из основополагающих секторов в экономике страны. Большое количество времени таможенный сектор интересовал государство лишь как главный источник пополнения бюджета страны. Однако, в связи с активным началом всемирной интеграции государства в мировое экономическое пространство, возникла проблема повышения инвестиционной привлекательности России. Активное соперничество за информационную открытость стран, прозрачность некоторых сегментов бизнес-сферы, напрямую затронули таможенный сектор страны.
Таможенные услуги являются фактором успеха страны в современных условиях. Понятие термина «качество таможенной услуги» основывается на сущности и определения «таможенная услуга». Анализ и исследования отечественных ученых позволяют выявить определение таможенной услуги как набор определенных характеристик: во-первых, это действия, направленные непосредственно на потребителя; во-вторых, это вид деятельности, в процессе которой не создается новый продукт, но изменяется его качество.
Существуют международные стандарты ИСО 9000, которые посвящены вопросам создания и функционирования менеджмента качества. Блок международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» предназначен для того, чтобы быть международным эталоном для единообразного создания и оценки систем качества на предприятиях, в организациях и учреждениях любых масштабов и форм собственности. Стандарты определяют минимальный состав требований, которые должны быть реализованы в организации для обеспечения выпуска высококачественной продукции, качественного выполнения работ и оказания качественных услуг. Применение стандартов ИСО серии 9000 при управлении деятельностью таможенных органов преследует цели повышения уровня удовлетворенности заказчика таможенного дела мм ожиданий участников внешнеэкономической деятельности. Согласно стандартам ИСО серии 9000 услуга рассматривается как «результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя; она, как правило, нематериальна». Услуга может рассматриваться как деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда; может быть действием, приносящим другому пользу; услуга является специфическим видом товара, качество которого постоянно меняется; услуга может быть результатом разнородной деятельности [1,с.26-32].
Рассматривая понятие таможенной услуги, можно выделить ряд характерных черт, присущих ей: услуги, оказываемые таможенными органами, относятся к категории государственных услуг, основной целью которых является реализация таможенной политики и выполнение функций в рамках компетенции таможенных органов; таможенные услуги предполагают получение определенных благ для потребителя данных услуг. Особенностью государственных таможенных услуг является их оказание участнику внешнеторговой деятельности, без чего не могут быть реализованы функции таможенных органов и соблюдены требования таможенного законодательства.
Качество таможенной услуги рассматривается как свойство, реально удовлетворяющее потребителя. Опираясь на стандарты ИСО 9000:2005 можно дать определение качества: «под качеством понимается степень, с которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям». Требование трактуется как потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным» [2].
Важным фактом является то, что понятие «качество таможенной услуги» и «таможенная услуга» не имеет нормативного закрепления определения. На данный момент это является проблемой и первоочередной задачей, решение которой позволит создать условия для развития эффективной системы повышения качества таможенных услуг.
После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию стало необходимым ориентировать таможенные органы на принцип «сервисной таможни». Выполнение этой задачи требует современных подходов к управлению качеством таможенных услуг. В данной категории управление представляет собой непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, который обеспечивает их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях путем решения и реализации управленческих решений. В соответствии с Современным экономическим словарем, управление представляет собой целенаправленное сознательное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемый результат [3,с.814]. Сам процесс управления означает деятельность объединенных в систему субъектов управления, которая направлена на достижение целей коллектива путем реализации определенных функций и использованием определенных методов и принципов управления. В управлении качеством важно выделять субъекта и объекта управления. В таможенных органах субъектом управления являются все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения. Объектом управления в таможенных органах являются исполнители приказов, поручений управляющей подсистемы, таможенные коллективы. Основополагающую роль играет взаимосвязь между субъектом и объектом управления, которая зависит от множества факторов [4].
Управление как определенная структура носит иерархичный характер, разные уровни управления одновременно выступают как субъект и как объект управления. Каждой иерархичной ступени соответствует свой определенный субъект и объект управления. Таким образом, объект управления в целой системе таможенных органов необходимо рассматривать как субъект следующих управленческих действий. Тем самым управление как вид деятельности в данной структуре носит как исполнительную, так и распорядительную сторону.
Управление в таможенных органах опирается на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся единую систему учета интересов всех заинтересованных сторон данного процесса. Важным аспектом является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности в целом. В традиционном понимании управление в таможенных органах представляется собой совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение целей таможенных органов и выполнение обязательных функций [5,с.250].
В большинстве развитых стран управление качеством услуг рассматривается как общенациональная задача. На данный момент, современный мир выделяется четыре уровня, в соответствии с которыми создаются организации по управлению качеством услуг.
Первый уровень – международный. На нём действует Европейская организация по качеству (ЕОК), созданная в 1957 году. Она является ведущей международной неправительственной организацией в области качества. Основными целями создания ЕОК являются разработка, совершенствование и пропаганда практических методов и теоретических принципов управления качеством.
Второй уровень – национальный. На национальном уровне действуют национальные организации по качеству. Среди них одна из самых крупных — Американское общество по контролю качества (АОКК), созданное в 1948 году. В состав АОКК входят представители крупнейших фирм, корпораций, научно-исследовательских организаций США.
Третий уровень – отраслевой. На отраслевом уровне в ряде стран в различных сферах деятельности действуют системы обобщения и анализа опыта обеспечения качества. Так, например, в США такая организация есть по морской и авиационной технике.
Четвертый уровень – общефирменный. На общефирменном уровне управление качеством осуществляется специально создаваемыми в фирме службами управления качества. В крупных корпорациях при системном подходе к качеству продукции эти службы органически вписываются в систему управления фирмой, которая имеет, как правило, достаточно сложную организационную структуру [6,с.99].
Зарубежный опыт управления качеством таможенных услуг связан в первую очередь с защитой экономической безопасности государства, обеспечение интересов национальной экономики, и направлены на развитие внешнеэкономических связей.
В современном мире таможенные услуги и таможенный потенциал ориентирован на рынок государственных услуг, на рынок частных и бизнес-сообществ, а также на конкретного участника внешнеэкономической деятельности.
Оценка качества таможенной услуги производится заказчиком, данном случае это государство. С точки зрения обеспечения национальной безопасности и участниками внешнеэкономической деятельности с точки зрения удовлетворения потребностей в сокращении издержек, которые несет заказчик при совершении определенных таможенных операций и прохождении необходимых таможенных формальностей. Оценка качества таможенной услуги целесообразно проводить в соответствии с системой показателей качества. Согласно международным стандартом ИСО 9000:2005, под управлением качеством понимается часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Выполнение требований обеспечивается согласно результатам сопоставления выхода процесса оказания таможенной услуги с набором начальных требований к качеству соответствующей услуги и реализации на этой основе обратной связи в виде предупреждающих и корректирующих действий.
Таким образом, под управлением качеством таможенных услуг следует понимать действия, осуществляемые при ее оказании в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного и необходимого уровня качества услуги.
Данное определение качества таможенной услуги учитывает все требования, заложенные в международных стандартах ИСО серии 9000, и соответствует общей концепции управления в таможенных органах, которые рассматривают управление как непрерывный информационный процесс воздействия на коллективы сотрудников, который обеспечивает их целенаправленное поведение при изменяющихся условиях таможенной обстановки, а также путем принятия и реализации соответствующих управленческих решений.
Список литературы:
- Ю.Е. Гупанова «Научно-методические рекомендации по управлению качеством таможенных услуг». Научно-мет.пособие. Изд-во «Российская таможенная академия». М., 2012. 26-32с.
- ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. URL://http//www.iso.org/standart9000html (дата обращения 13.04.2016)
- Большая экономическая энциклопедия. М.Инфра-М,2006.814с.
- Основы управления таможенными органами России: учебник/В.В.Макрусев,В.Т.Тимофеев,И.Н. Колобова, С.В.Барамзин, А.Ф.Андреев, под общ.ред. В.А.Черных. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.250с.
- Макрусев В.В. Таможенный менеджмент.:учебное пособие/В.В.Макрусев, В.Ю.Дианова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.276с.
- Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле. СПб.: 2005.99с.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ» description=» В статье рассматривается понятие управления качеством таможенных услуг, развитие таможенного сектора, деятельность таможенных органов РФ после вступления страны в ВТО, а также зарубежный опыт управления таможенными услугами.» author=»Кречмер Ольга Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]