Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР АНТИКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

Муниципалитеты сталкиваются с широким спектром проблем, ведущих к кризисным ситуациям.  Наиболее важным аспектом в выполнении миссии муниципалитета является разрешение острых краткосрочных кризисов и, по возможности, исправление дефектов управляемой и управляющей систем, приводящих к затяжным кризисам.

На муниципальный уровень возложены полномочия по обеспечению основной части социальных и коммунальных работ и услуг, предоставляемых населению [1], при этом как механизм подряда по их предоставлению, в основном, используется контрактную систему государственных закупок.

Основная ценность контрактной системы для муниципалитетов заключается в том, что появляется выбор поставщиков услуг по наименьшим ценам с требуемым качеством. Подобный выбор позволяет решать поставленные задачи по обеспечению населения услугами, реализуемыми в рамках коммунального муниципального обеспечения с наименьшими затратами, и, таким образом, влиять на ситуацию в районе. Если рассматривать кризисные ситуации в муниципальном районе как обострение противоречий между установленными целевыми  социально-экономическими показателями, характеризующими должный уровень качества жизни населения и отрицательной динамикой их развития, контрактная система представляется важным инструментом, позволяющим повлиять на ситуацию изнутри.

Снижение социально-экономических показателей деятельности муниципального района, отражающих действительные характеристики качества исполнения муниципалитетом возложенных на него обязанностей, безусловно, негативно отражается на качестве жизни населения [3, с. 139]. В связи с этим, крайне важным является вопрос о том, как в условия затянувшегося кризиса и осуществления экономических санкций против России, используя ограниченные возможности муниципального бюджета обеспечить полный перечень муниципальных услуг населению.

Вместе с тем, имеется возможность достижения положительной динамики основных показателей в и экономии бюджетных средств с помощью контрактной системы. Однако, экономия бюджетных средств за счет выигрыша контракта по сниженной цене, сопряжена со значительным риском невыполнения контрактных соглашений.

Безусловно, механизм предоставления муниципальных услуг за счет муниципального заказа позволяет решить ряд задач:

Однако, налицо рынок несовершенной конкуренции — наблюдается ситуация олигопсонии, которая предполагает, вполне конкретное и крайне ограниченное количество муниципальных заказов со стороны муниципальных органов власти. Большинство муниципальных заказов связано с обеспечением населения коммунальными услугами и инфраструктурным обеспечением. Данные виды работ могут выполнять крайне ограниченное количество предприятий и организаций, соответствующих техническим и технологическим требованиям согласно контракту. Таким образом, количество поставщиков, также ограничено, и, чаще всего, они договариваются между собой о распределении контрактов на обслуживание.

На рис 1. рассматриваются контракты, заключенные на муниципальном уровне в Нижегородской области в сравнении за I и II полугодия 2013 г. Рассматривая базу, содержащую данные о контрактах по Нижегородской области [4], составленных в рамках государственных закупок, выявлено, что среди лотов, по которым оформление сделки дошло до контракта,  63,6% выполняются в рамках закупок у единственного поставщика.

Рис 1.  Доля закупок у единственного поставщика в общем объеме муниципальных закупок

Как правило, на рынок коммунальных услуг выходят крупные игроки, прошедшие тщательную проверку на соответствие стандартам и техническому заданию. С одной стороны это обеспечивает гарантию выполнения контрактных условий в срок и с надлежащим качеством, с другой, не дает возможности снижать цену, а следовательно, экономить бюджетные средства и снижать тарифные ставки.

Как видно из рисунка, лишь 35-36% муниципальных контрактов осуществляется по результатам аукциона. Анализ муниципальных закупок, которые производятся в рамках открытых аукционов (в т. ч.  в электронном виде) показал, что добросовестность исполнителей муниципального заказа, сомнительна и налицо ведение различных стратеги ценовой конкуренции. Было выявлено, что 12-15% муниципальных заказов закачиваются расторжением договора. При этом, значительная часть государственных закупок осуществленная путем открытого аукциона привлекает не более трех исполнителей, и, чем выше количество конкурентов, тем меньше таких аукционов [2, с. 118]. Следовательно, нарушается основная ценность контрактной системы для муниципалитетов, т.е. выбор поставщиков услуг по наименьшим ценам с требуемым качеством.

Рассматривая категории муниципальных контрактов, осуществляемых по результатам аукциона можно выделить следующие группы:

На рис. 2.  представлены результаты анализа контрактов, заключенных на муниципальном уровне в Нижегородской области, разбитые на 20 интервалов, 10 тыс. до 100 млн. руб.

Рис 2.  Количество выполненных и расторгнутых контрактов за I полугодие 2013 г.

Среди наиболее мелких заказов (10 тыс. – 50 тыс. руб.) процент расторгнутых контрактов относительно низок, что связанно с тем, что при низкой цене контракта не возникает экономической инициативы для его недобросовестного исполнения. Крупные контракты (более 3 млн. руб.) обычно находятся на строгом контроле и производятся наиболее квалифицированными кадрами и осуществляются поставщиками, которые не хотят рисковать своей репутацией.

Рассматривая перечень контрактов в ценовом интервале от 50 тыс. до 3 млн. руб. (средней величины), видно, что именно здесь осуществляется большинство сделок по муниципальным закупкам, и наиболее высок риск неосуществления услуги.

Конечно, не все расторгнутые контракты означают потерю бюджетных средств, в частности, отдельные контракты расторгаются по обоюдному согласию сторон или возмещаются исполнителем в  досудебном или судебном порядке. Однако, расторжение контракта на выполнение общественно полезных работ отрицательно влияет на исполнение вверенных муниципалитету обязанностей, приводя к краткосрочным кризисам различной степени тяжести.

К сожалению, разработанная контрактная система по обеспечению социально-коммунальных работ и услуг, слабо учитывает возможности государственно-частного партнерства, что приводит к неоправданно высоким рискам неисполнения подрядов в ценовом интервале 50 тыс. – 3 млн. руб. Вместе с тем, контрактная система, увеличивает формальный документооборот, т.к. более чем в 60% осуществляется закупка товаров и услуг у единственного участника, что на практике, ведет к бумажной волоките и не позволяет добиться должной прозрачности и устойчивости ко внутренним и внешним факторам кризиса. Только в случае решения обозначенных проблем, даст возможность использовать контрактную систему как фактор антикризисного развития муниципальных районов.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (10 декабря 1995 г.)
  2. Захарова С.Г., Банин М.А. Влияние бюджетной политики России на антикризисное управление муниципальными районами // Современные концепции научных исследований.-Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) -ежемесячный научный журнал/ под общей ред. Аркулина Т.В. — М.: 2014 г., №4, часть 8 — С.116-119.
  3. Захарова С.Г., Масленников Н.А. Закономерности изменения качества жизни населения как индикатор институциональных преобразований в России / Экономика и менеджмент систем управления — Научно-практический журнал/ под общей ред. Кравца О.Я. — М.: изд-во Научная книга, 2013, №2.1 — С.134-143.
  4. Электронный ресурс:  «ГосЗатраты: Общественный мониторинг госзакупок в России». https://clearspending.ru/opendata/.[schema type=»book» name=»КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР АНТИКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ» description=»Сущность кризисной ситуации в муниципальных районах; рассмотрены возможности экономии муниципального бюджета с помощью контрактной системы; проведен анализ данных по контрактам по Нижегородской области за определенный период; выявлены закономерности и отношения между муниципальными поставками социальных и коммунальных работ-услуг; выявлено соотношение выполненных и расторгнутых контрактов в соответствии с ценовой категорией.» author=»Захарова Светлана Германовна, Банин Максим Александрович, Масленников Николай Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found