В России, как и в большей части стран выделяются 3 базовых сектора национальной инновационной системы – это предпринимательский, исследовательский и государственный. В них обычно преобладают различные источники финансирования развития инноваций.
Что касается государственного сектора, то он отвечает за формирование приоритетов в области инновационной политики, за стимулирование и финансирование инноваций, включает в себя систему фондов, агентств и министерств. Большое число гражданских НИОКР, которые финансируются за счет федерального бюджета, как правило являются подконтрольными государственным ведомствам – Российским космическим агентствам или Академии наук, Федеральному агентству промышленности, науки и инновациям. На этапе формирования гос-корпораций ( например, ростехнологии, судостроительные корпорации, корпорации по нанотехнологиям) предполагают активное участи данных корпораций при формировании приоритетов в инновационной политике и при ее реализации. У министерства обороны стоит задача отвечать за военный федеральный бюджет по НИОКР.
Исследовательский сектор в РФ в системе развития инноваций включает в себя более 3000 различных научно- исследовательских учреждений. Их распределение по секторам можно отразить, как 48% организаций в предпринимательском секторе, хотя на самом деле большая их часть управляется государством.
В предпринимательский сектор принято включать те организации, у которых основная деятельность связана с производством услуг или продукции для продажи, сюда включают и организации, которые находятся в собственности государства, и частные некоммерческие организации, которые их обслуживают.[1]
Однако, стоит помнить о существенной неоднородности именно предпринимательского сектора в РФ. В различных отраслях экономики сложились разные типы инновационной активности.
- Крупные корпорации России, которые работают в отраслях. Которые связаны с добычей полезных ископаемых и ресурсов. Такие компании располагают достаточным количеством ресурсов, чтобы поддерживать контрактные, а также собственные исследования и получать новейшие зарубежные технологии. Такие компании ускоренным темпом начинают изучать различные возможности в области использования партнерских сетей или же альянсов, они поддерживают российские научно- исследовательские учреждения и предприятия, которые являются высокотехнологичными, что приводит к их росту.
- Компании в области динамично развивающихся секторов телекоммуникационных и информационных технологий, их рост происходил благодаря альянсам с зарубежными компаниями. На сегодняшний день именно они больше всего вовлечены в высокотехнологичный бизнес ( в том числе микроэлектронику, оборонные и информационные технологии и т д).
- Компании из сектора аэрокосмической промышленности, которые сохранили передовые технологии и успешно прошли процедуру реструктуризации. У них есть все шансы удержать превосходство, используя поддержку правительства, и, в том числе, благодаря участию в международных партнерских сетях и стратегических альянсах. В данном комплексе стремительно росла федеральная поддержка в последние несколько лет.
- Корпорации в секторе автомобильной промышленности занимают довольно слабые позиции в сравнении с производителями зарубежными по своему уровню, а также масштабам инновационной деятельности. Стоит отметить, что именно автомобильная промышленность считается наукоемкой и именно зарубежные производители являются лидерами среди транснациональных корпораций и по объему затрат в области исследования и различных разработок, и также по уровню наукоемкости ( он измеряется как доля затрат в области разработок и исследований в общем объеме продаж). Например, в 2008 году Toyota возглавила список мировых лидеров, т к объем затрат на НИОКР составил около 9 миллиардов долларов. В десятку лидеров вошли еще General Motors (8,1 млрд. долл.) и Ford (7,4 млрд. долл.).
В числе отраслей, которые обслуживают потребительские рынки, самые высокие показатели в области инновационной активности, которая связана с модернизацией производства показывает пищевая промышленность.
Чтобы создать механизмы финансирования нужно:
- Найти, произвести оценку, оптимизацию и привлечь источники финансирования.
- Построить эффективную систему распределения средств среди проектов и доходов, которые ожидается от них получить между участниками.
При анализе практики учета затрат на НИОКР при процессе создания результатов в области инновационной деятельности отразилось, что учет затрат очень часто ведется «котловым» методом, который не позволяет сделать и выявить четкую границу затрат внутри такого рода учетных объектов, какими и являются НИОКР. При таком учете нет возможности обобщить затраты, как в общем по инновационным циклам, так и по отдельным объектам, входящим в его состав. Учет результатов НИОКР и НМА на одном синтетическом счете – является недостатком, так как их свойства не всегда будут соответствовать требованиям, которые предъявляются к тому или иному виду имущества.
Отнесение информации о наличии НМА на счетах с тем же названием с выделением отдельных субсчетов по НИОКР может создать условия для более полного и достоверного отражения имущества в отчетности, которое способно включаться в товарно-денежные отношения и в конечном счете приносить прибыль. В ПБУ 14/2007 присутствует пункт про использование отдельного субсчета к синтетическому счету «Нематериальные активы», который предназначен для отражения всех хоз-ых операций для учета результата НИОКР, которые не относятся к НМА. В данном ПБУ содержатся рекомендации, применяемые к учету на отдельных субсчетах различных видов исследований и работ, которые и составляют НИОКР, по которым, в соответствии с законодательством оформлено интеллектуальное право заказчика. ПБУ 14/2007, ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы», ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и учетная политика организации.
Именно деятельность в области инноваций объединяет затраты, а также трансформирует их, начиная с момента появления новой идеи, заканчивая моментом ее реализации в форме инновационного продукта.
Довольно неизученными остаются вопросы по учету затрат в области инновационной деятельности в отечественной практике и науке. Отсутствуют четкие и явные представления о самом инновационном продукте как объекте учета.
Необходимо осуществлять бухгалтерский учет разного рода затрат в области инновационных предприятий на основе нижеприведенных принципов:
- Необходимо рассматривать сам инновационный продукт в качестве объекта бухгалтерского учета, акцентировать внимание на его свойствах (его обособленность и измеримость)
- Нужно отражать инновации на счетах в роли обособленных количественно определенных объектов
- Накапливать на счетах бухгалтерского учета «инновационные» затраты опираясь на этапы становления самой инновации
- Расширить перечень и содержание объектов «инновационного» учета с помощью расширения определения инвестиций не только в качестве вложений в основной капитал и в НМА, но также и в сами научные разработки и исследования и в человеческий капитал
Для целей по организации учета затрат разделенных на этапы становления инновации (создание идеи, проект, снабжение, производство, оценка результатов) можно раскрыть следующий способ группировки инновационных затрат:
- Исследования отделами маркетинга
- Разработки и научные исследования
- Проектирование
- Выпуск в производство
- Коммерциализация продукта
- Прочие расходы[2]
Целесообразнее всего отражать каждую из перечисленных выше групп в учете на отдельных субсчетах. Делать это можно в рамках синтетического счета «Инновационных расходы». Такая система и субсчета в целом дадут возможность обобщить имеющуюся информацию по затратам, которые имели место на каждом этапе формирования инновации (инновационного продукта), появляется возможность проанализировать состав, структуру и динамику понесенных затрат, даст возможность выявить отклонения в плановых показателях затрат от фактических по каждому этапу при становлении инновации. Для целей еще более глубокой детализации — группы по инновационным расходам можно подразделять также по видам инновационных затрат опираясь на специфику деятельности организации, а также потребностей в аналитической информации.
Таким образом на субсчете «Маркетинговые исследования» нужно отражать расходы по маркетинговым исследованиям потребностей рынка, изучение качества полученных идей, а также их отбор, в том числе поиски потенциального покупателя или заказчика.
Что касается субсчета «Научные исследования и разработки» — то он предназначен для обобщения всей информации по затратам на генерацию идей, по исследованию возможностей и того, насколько целесообразна практическая реализация той или иной идеи. Сюда можно включить оценку приобретенных дополнительных выгод от х введения в эксплуатацию и применения на практике, поиски способов по превращению идей в реальную практику. А на субсчете «инновационное проектирование» будут отражаться затраты, которые связаны именно с непосредственной разработкой определенного плана действий, с расчетами плановых показателей проектов, а также процесса патентования изобретения.
Для отражения информации по затратам на производство инновационных продуктов используется субсчет «Инновационное производство».
Также существует субсчет «Коммерциализация продукта» на котором накапливаются затраты, которые связаны с доведением того или иного продукта до потребителей, то есть расходы на рекламу, услуги в области маркетинга, расходы, связанные с продвижением и сбытом продукции и другие коммерческие расходы.
Указанные выше субсчета помогут обобщить информацию по прямым затратам, которые имеют прямое отношение к реализации инновационной деятельности.
В конечном счете, рассмотренные выше субсчета к синтетическому счету «Инновационные расходы» дадут возможность постепенно накопить информацию по затратам, которые были осуществлены по каждому этапу становления инновационного продукта и в итоге отразить информацию по стоимости инновационного продукта, который был произведен.
Приведенная выше система учета произведенных затрат на инновации позволит систематизировать и структурировать информацию по инновационным расходам, что необходимо для анализа. Данная систематизация происходит по этапам становления продукта, также поможет рационально учитывать затраты по инновационным мероприятиям, и в комплексе это даст достоверную и точную оценку по эффективность инновации.[3]
Преимущество инвестирования капитала в инновационные продукты заключается в:
- Возможности получить прибыль от вложений, т к именно успешная реализация инновационных продуктов даст возможность получить сверхприбыль
- Если на продукт имеется патент – это позволит получать прибыль в течение длительного времени
- У инвестора появляется возможность влиять на исследования
- Внешние факторы не слишком сильно влияют на успех инвестирования исследований
Вторая составляющая при выборе инновационных проектов в качестве объекта для инвестиций включает в себя социально-экономический параметр. Важный фактор при развитии экономики страны – это ее переход на путь развития инноваций. При производстве высокотехнологичной продукции страны получают возможность, при отсутствии большого количества природных ресурсов оказаться в числе динамично и стабильно развивающихся стран. Именно по этой причине страны всячески стремятся к развитию именно в инновационном плане.
Анализ источников осуществления инвестирования в инновационные продукты:
- Собственные средства компании
- Заемные средства
- Государственное финансирование
Если у компании недостаточно средств для решения и изучения масштабных научно-технических вопросов – то она использует заемные средства, в частности: банковские кредиты, эмиссию облигаций или акций, частное инвестирование или венчурный капитал.
При использовании банковских кредитов важно помнить, что есть определенные условия. Например, у инновационного проекта должен быть определенный срок окупаемости, а также у заемщика должен быть оговоренный заранее источник для возмещения заемных средств.
Есть два типа банковского кредитования инновационного проекта: корпоративное (кредитуют всю организацию целиком) и целевое (кредитуют именно проект). Если кредит является целевым, это означает, что банк имеет абсолютный контроль над тем как используются выделенные средства. В случае корпоративного кредитования – у заемщика появляется больше возможностей использовать выделенные средства.
Эмиссия облигаций подразумевает возмездный источник финансирования. Облигацией считается эмиссионная долговая ценная бумага, ее владелец получает право получить ее номинальную стоимость в денежном выражении или имущественном от лица, которое ее выпустило. Данный способ содержит в себе определенные преимущества, например, не увеличивается количество совладельце или собственников, как при выпуске акций, большой срок (более года). Но присутствуют и недостатки: необходимость в предоставлении финансовой отчетности, могут присутствовать дополнительные расходы в области обеспечение займов, все должно быть осуществлено в соответствии с установленными законом требованиями, может ухудшиться имидж компании, в случае нарушения сроков выплат.
Эмиссия акций дает возможность привлечь достаточно крупные финансовые ресурсы через выпуск акций и их продажу инвесторам. Преимуществ данной формы заключаются в отсутствии необходимости обеспечивать займ, как бывает при кредитовании или выпуске облигаций. Если эмиссия акций прошла успешно – это может значительно улучшить не только финансовое состояние компании, но ее имидж. Однако есть и недостатки: появляется риск изменения состава собственников, при выходе на рынок возрастают определенные типы расходов (оплата пошлин или услуг андеррайтеров), появляется необходимость в раскрытии информации.
Венчурный капитал – это объединенный в фонд капитал нескольких инвесторов. Его целью является финансирование перспективных разработок, которые не гарантируют возврата вложенных средств. Риск высок, однако есть возможность получить сверхприбыли. Особенности данного типа заключаются в том, что средства вносятся без гарантий и какого-либо материального обеспечения, вложенные средства выступают для инвестора как своего рода долевой взнос. Средства предоставляются безвозмездно и на длительный срок.
Частное инвестирование осуществляется за счет неформальных инвесторов, т е состоятельных лиц с большим опытом. Они вкладывают свои собственные средства в разработку инновационных проектов в обмен на возврат средств, а также долю в капитале компании.
Вследствие того, что деятельность в сфере инноваций включает в себя несколько этапов и занимаются ею разные предприятия, то важно обеспечивать последовательность финансирования каждого этапа. Чтобы решить данную проблему необходимо разработать систему финансирования. Создать специальные институты, которые будут заниматься финансированием: инновационные банки или фонды, венчурные фонды.
В качестве проблем в области коммерциализации российских разработок отмечается следующее:
- Трудность коммерческой оценки разработок или технологий
- Незавершенность большого числа исследований
- Невысокий уровень в области юридической грамотности
Из вышеперечисленных способов финансирования можно сделать вывод, что наиболее удобным и выгодным способом финансирования для организаций можно считать именно бюджетное финансирование. Которое осуществляется на безвозвратной основе.
Принципы финансирования инноваций из-за значительного риска и высокой степени неопределенности, которые сопутствуют любой инновационной деятельности, включают в себя следующее:
- Оценка целесообразности финансирования
- Четкая и явная целевая направленность финансирования, которая призвана обеспечить эффективность внедрения инновационного продукта
- Юридическая защищенность, а также обоснованность используемых методов финансирования
- Большое количество источников финансирования
Сам принцип инновационной экономики подразумевает отбор, финансирование, а после этого и внедрение технологий (инновационных).
Показатели, которые отражают эффективность инновационной деятельности необходимы для осуществления объективной и комплексной оценки в области финансирования инноваций. Их подразделяют на три группы:
- Базовые показатели – с их помощью можно отслеживать величину затрат, которые организация тратит на НИОКР. Он считается индикатором планомерности финансирования инновационного развития в дальнейшем
- Показатели общего экономического эффекта количественно отражают параметры, которые важны при оценке деятельности предприятия, например, себестоимость, качество производимой продукции, производительность труда, за счет улучшения данных параметров у организации появляется возможность получить сравнительные преимущества и обеспечить лучшую конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках.
- Показатели эффективности инновационной деятельность отражают результативность осуществления НИОКР, их влияние на продуктовые и технологические инновации и т д.
Вышеперечисленные показатели дают возможность произвести количественную оценку и качественную характеристику ожидаемых результатов финансирования деятельности в области инноваций, а также их достаточно для проведения комплексной оценки эффективности в области инноваций.
Список использованной литературы:
- В.В. Богатырев. Особенности учета затрат на создание инновационного продукта // Вестник львовского государственного экономического университета. – 2008. — №6. – С.60.
- М. Авилкина. Учет затрат на инновации: состояние и направления развития //Бухгалтерский учет и аудит. К: «Пресса» — 2009. — №7. – С.44.
- Пронькина Н.В., Назаренко Е.А. «Проблема учета затрат на инновации в контексте бухгалтерского учета»
[1] Российский статистический ежегодник, 2008, с. 631
[2] Пронькина Н.В., Назаренко Е.А. «Проблема учета затрат на инновации в контексте бухгалтерского учета»
[3] type=»book» name=»Инновационная деятельность и источники её финансирования как объекты бухгалтерского учёта и экономического анализа.» description=»Цель: Рассмотреть понятие «инновационная деятельность» и источники ее финансирования. Рассмотреть само понятие «инновация», определить, как оценивается стоимость инновационного продукта. Методы: Анализ научных работ и исследований, прикладных материалов по дано проблематике. Результат: предложены варианты оценки инновационных продуктов, варианты их планирования и разработки.Вывод: инновации это сложнейшие процессы по внедрению, разработке, исследованию нового для мира продукта или процесса, не существует единой системы оценки ценности инновационной продукции, а соответственно объективного ценообразования на такого рода продукцию. Не существует до конца централизованной системы работы по оценке стоимости инновационного продукта и его оценки, необходимость учитывать его полезность для общества высока. Также стоит учитывать высокую стоимость(и не всегда оправданную) разработки инновационной продукции на предприятии.» author=»Цихончик Екатерина Андреевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-12″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]