Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ

В экономическую литературу понятие «кластер» было введено профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером. Портер считает, что  кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений и др.) в определенных областях, конкурирующих, но ведущих совместную деятельность.[1]

Портер утверждал, что именно в промышленных кластерах создаются наилучшие условия для повышения конкурентоспособности, так как кластеры обладают наиболее развитыми детерминантами конкурентоспособности. При этом государству необходимо поддерживать развитие всех без исключения кластеров, потому что невозможно предугадать, какой кластер будет развиваться быстрее, а какой – медленнее.

К настоящему времени, по оценке экспертов,  кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира. В ЕС  насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы. Полностью охвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность. В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60%.[3]

Еще в  1997 г. в Декларации об укреплении сотрудничества в Европе формирование новых производственных систем на основе кластеров было определено как одно из  актуальных направлений развития европейского сотрудничества. В настоящее время для ЕС кластеры  являются важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности не только на уровне предприятий и отраслей, регионов, но и страны.

В Финляндии кластеризация берет свое начало с 1990г.  Наиболее развитыми здесь являются лесной, металлургический и машиностроительный кластеры. Деревообрабатывающие предприятия в качестве участников лесного кластера в последнее время занимают лидирующие позиции по  производительности труда не только внутри страны, но и в  мире. Финские металлургические кластеры выигрывают за счет того, что на выходе получается продукт с высокой добавленной стоимостью. Стоит подчеркнуть, что финские кластеры, вне зависимости от отраслевой принадлежности, тесно взаимосвязаны друг с другом, т.е. машиностроительный кластер производит оборудование для нескольких отраслей промышленности: строительной, лесной, металлургической, энергетической, транспортной.

Одним из лучших мировых кластеров в Германии  считается   «Саксонская кремниевая долина» — кластер высоких технологий. Его еще называют « Силиконовая долина XXI века». Этот кластер представляет собой конгломерат предприятий, по производству микроэлектроники, фотогальваники и полупроводников. Здесь сосредоточено около 300 фирм, общая численность персонала которых превышает 30 тыс. чел.[4] В Германии широкое распространение получили и автомобильные кластеры. Одним из популярных считается автомобильный кластер, созданный в 2004г. Участниками кластера являются компании по производству автомобилей, комплектующих изделий, сервисные центры, поставщики комплектующих и оборудования, немецкий Индустриальный банк, институт им. Фраунгофера, Технический университет Дрездена, Высшая школа торговли Лейпцига.

В США кластеры сформировались в последние три десятилетия. Важно  отметить, что из-за отсутствия единой модели, позволяющей максимально точно определить все необходимые характеристики кластера, количество идентифицированных кластеров по мнению различных исследователей, сильно различается. По данным Института региональных исследований США (Regional Research Institute), в настоящее время выявлено 20 кластерных образований на территории страны. Ярким примером кластера является «Силиконовая долина». На ее территории находится 87 тыс. компаний, 40 исследовательских центров и десяток университетов, крупнейший из которых Стэнфорд. Между университетом и частным сектором налажен постоянный обмен информацией. Обслуживают кластер 180 венчурных фирм, 47 – инвестиционных и 700 коммерческих банков.[4] На долю только «Силиконовой долины» приходится треть всех венчурных капиталовложений США. «Силиконовая долина» – кластер высоких технологий, участники которого связаны с разработкой и производством продукции сферы информационных технологий. Другими примерами кластеров  являются центры, специализирующиеся на развитии таких отраслей, как аэрокосмическая техника, информационные технологии, медицинское оборудование , технологии «чистой» энергетики, биотехнологии и современная химия.

В Канаде насчитывается приблизительно 50 технологических кластеров различной величины и зрелости. [4] Некоторые из них специализируются в таких в таких областях как:

— топливные элементы и водородные технологии. Ядром кластера является институт инноваций в сфере топливных элементов, в который входит более 30 различных организаций, работающих  только над созданием  новых источников энергии, а с учетом других участников кластера (образовательных, финансовых, государственных) их общее, их общее количество составит более 40 предприятий и организаций;

— технологии переработки алюминия. Район города Сагине под названием «Алюминевая долина», где добывается 90% всего канадского алюминия.

Главная роль в создании и функционировании  кластеров высоких технологий в Канаде принадлежит Научному исследовательскому совету, ведающему организацией и финансированием фундаментальных исследований в 18 государственных научных учреждениях и лабораториях по всей территории старны, а также имеющему специальную программу по содействию промышленным исследованиям и мощный информационный ресурс в лице Канадского института научно-технической информации [4] Стоит отметить, что канадские кластеры, сформированные при содействии научного исследовательского совета, расположены не только в одном регионе, а могут выходит и за пределы региона, то есть кластер уже не является региональным, он приобретает статус «межрегионального».

Италия — страна классического малого бизнеса, где в настоящее время из 4 млн. фирм только 2% считаются крупными. В Италии получили развитие индустриальные округа, которые начали формироваться в северной части Италии в 1950-1960гг. Это районы, расположенные главным образом в центральной и северо-восточной частях страны, которые характеризуются высокой степенью концентрации фирм, как правило, небольших предприятий традиционной обрабатывающей промышленности. Фирмы, объединенные в индустриальные районы, имеют стабильно более высокую доходность и более высокую производительность, чем аналогичные предприятия, не относящиеся к подобным районам. Всего в Италии функционирует 200 индустриальных округов, объединяющих 60 тыс. предприятий с числом занятых 600 тыс. человек. С учетом взаимодействия в рамках производственной кооперации в индустриальных округах функционирует более 1 млн. малых и средних предприятий, обеспечивающих работой более 6 млн. человек.[2.С 30] Два кластера Пьемонте и Стрении, объединяющие 350 компаний по выпуску клапанов, вентилей и кранов, производят продукцию на сумму около 3,5 и 4,0 млрд. долларов соответственно. Эти компании обеспечивают оборудованием кластер машиностроения, представленный двумя группами и тридцати предприятий. Италия сменила концепцию конкуренции, которая теперь приобрела смысл национальной системы конкурентоспособности, а не просто конкурентоспособности отдельных изделий, производимых в стране.

Интересен опыт кластеризации в странах Азии. Так, в Индии, началом развития кластеров послужила программа правительства от 2000г.  В ней кластеры рассматривались как одно из перспективных направлений развития экономики страны. В рамках кластерной политики, проводимой индийским правительством, действуют 24 программы, насчитывающие более 1200 кластеров.[4] Главные цели этих программ – рост занятости населения, повышение конкурентоспособности предприятий, и, как следствие этого, улучшение общей социально-экономической обстановки в стране. На сегодняшний день наиболее перспективными являются кластер информационно-коммуникационных технологий в Нью –Дели, фармацевтические кластеры в Ахмедабаде и Хайдерабаде, кластеры развития литейной промышленности  в Самалкха, Фаридабаде и др.[4]

Опыт Китая свидетельствует о высокой заинтересованности как государства, так и предпринимателей в формировании и развитии кластеров. На протяжении последних десятилетий в Китае сформировались  традиционные промышленные кластеры  штамповочного производства, новых металлов,  полупроводников и осветительных приборов, запорной арматуры отопительных систем. Кластерная политика КНР нацелена на то, чтобы из традиционных кластеров получить инновационные кластеры, которые характеризуются как поиском и применением новых технологий, так и  созданием абсолютно новых продуктов.

Опыт развитых стран  и стран  с переходной экономикой подтверждает, что создание современных технологий может базироваться только на процессах интеграции, в том числе посредством развития кластеров. Этот опыт особенно актуален для стран с переходной экономикой и развивающихся государств, в которых кластеры еще только начинают свое формирование.

Экономика, основанная на кластерах – это модель конкурентоспособной и инвестиционной привлекательной экономики, обеспечивающая высокий уровень и качество жизни населения и вовлекающей в процесс производства не только крупные предприятия региона, но и малый и средний бизнес. Использование кластерных технологий наиболее перспективно на тех территориях, где бизнес и власть намерены создать конкурентоспособную отрасль промышленности.

Список литературы:

  1. Портер М. «Конкуренция». – М.:Вильямс. 2010 – с. 235-238;
  2. Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. – Минск: Тесей, 2008 – 72 с.
  3. Власкин Г.А, Ленчук Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран: (дата обращения: 12.06.2015)
  4. Официальный сайт Минэкономразвития: /(дата обращения: 12.06.2015)[schema type=»book» name=»ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ» description=»В статье рассмотрен опыт кластеризации ведущих стран и стран с переходной экономикой. Приведены примеры существующих кластерных образований за рубежом. Определена роль кластеров для повышения конкурентоспособности в различных отраслях промышленности.» author=»Муравьева Юлия Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found