Становление нового государства всегда был сложным процессом. Постоянное политическое и экономическое давление, а так же военная агрессия со стороны Украины осложнили Донецкой Народной Республике этот процесс многократно. В послевоенный период республике будут срочно нужны финансовые вливания для быстрого восстановления промышленности. В сложившихся обстоятельствах наилучшим источником будут внешние займы.
После проведения референдума о независимости, постоянные процессы реформирования экономики стали неотъемлемой составляющей республики. Но обеспечение ее постепенного роста нуждается, прежде всего, в привлечении значительного объема дополнительных ресурсов. Недостаток средств всегда приводит к поиску альтернативных источников, которыми часто выступают внутренние и внешние заимствования, а их эффективное использование требует разработки соответствующих государственных механизмов управления ими.
Государственный долг является органической составляющей финансовых систем подавляющего большинства стран мира, действенным институтом в механизме макроэкономического регулирования и инструментом реализации экономической стратегии государства.
Государственный долг является предметом исследования и дискуссий многих ученых, управление государственным долгом рассматривается как с точки зрения важности для финансовой политики государства, так и с точки зрения перспектив формирования и развития национальной экономики.
В первую очередь нужно дать определение государственного долга. Государственный долг — это результат привлечения государством внешних и внутренних заимствований от других государств, фондов или юридических лиц, которые были использованы на покрытие дефицита бюджета и поддержку экономики в трудные времена и которые государство гарантированно, в установленный срок, возвращает кредиторам вместе с процентами.
При использовании займов крайне важно иметь четкие и действенные механизмы и методы управления государственным долгом, а главное его погашения. От характера решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность государства, состояние его валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Поэтому вопросы совершенствования и разработки методов и механизмов управления государственным долгом для нашего молодого государства имеет особенно большое значение.
Только эффективная политика в сфере управление долгом на всех его этапах позволит избежать кризисных долговых ситуаций и перегрузки расходной части государственного бюджета в разрезе расходов на обслуживание государственного долга, будет способствовать обеспечению стабилизации социально-экономической ситуации, развития экономического и промышленного потенциала [1, с. 110-115].
Основой системы управления государственным внешним долгом является непрерывный мониторинг — сбор, обработка и анализ информации — с целью оптимизации процесса управления им. Анализируя информацию о государственном долге, рассчитывая оптимальные и критические значения его показателей, оценивая риски, определяется уровень кредитоспособности страны и необходимость применения инструментов активного управления долгом.
Надо отметить, что механизм управления внешним государственным долгом включает три основных этапа:
1) мобилизацию внешних финансовых ресурсов;
2) использование привлеченных средств;
3) погашение и обслуживание государственного долга [2, с. 187-193].
Для государства крайне необходима разработка стратегии внешних и внутренних заимствований. Осуществление эффективного управления государственным долгом предусматривает разработку концепции такой долговой стратегии, в которой государственный долг будет рассматриваться не с позиции долгового бремени на национальную экономику, а как инструмент в механизме обеспечения экономического роста страны.
Реальной потребностью сегодняшнего дня является принятие Закона «О государственном долге». Этот Закон должен закрепить понятие долговой безопасности, детально определить виды государственных долговых обязательств, правовой режим их обслуживание, определить компетенцию всех органов управления государственным долгом.
Из вышесказанного становится ясно, что большой размер государственного долга всегда превращается в значительный груз, который непосредственно влияет на экономический рост государства. Мировые тенденции указывают на то, что для каждого государства в вопросе управления государственным долгом главным является четко определенная политика в этом направлении. Страна должна иметь действенную нормативную базу в решении вопросов по управлению долговыми обязательствами.
Прежде всего, это Закон государства который бы определял: понятие государственного долга (внешний, внутренний, местный и проч.), Механизмы его получения, направления применения заемных средств, средства погашения долга и процентов по нему, критический уровень долгового бремени для страны, механизмы получения заимствований от населения и другие не менее важные аспекты.
Так же, судя по мировому опыту, только создание отдельного государственного органа для решения всех вопросов относительно долговой политики государства может спасти страну от негативных последствий связанных с вышеупомянутым вопросом. Так как залог эффективного управления это концентрация полномочий по конкретному вопросу в одном месте. Такой орган нужно прописать в отдельном законе и предоставить ему широкие полномочия в сфере вопросов получения и погашения долгов. Руководитель такого органа должен избираться на государственных выборах вместе с руководителем страны. Этот орган должен решать целесообразность кредитов, обсуждать условия с кредиторами, разрабатывать механизмы погашения, контролировать уровень долгового бремени, разрабатывать нормативную базу по вопросам долга государства, проводить реструктуризацию и.т.д. Отвечать руководитель органа должен перед главой государства и нести персональную ответственность вплоть до уголовной. Статистические данные касательно работы такого органа должны быть доступны в интернет ресурсах. Что в свою очередь покажет открытость страны перед народом.
Эти шаги являются жизненно необходимыми для государства, чтобы долговые обязательства не стали очень обременительными для экономики.
Список литературы:
- Зражевская Н.В. Взаимосвязь внешнего государственного долга и экономического роста / Н.В. Зражевская // Научные записи Тернопольского государственного педагогического университета им. В. Гнатюка. − Серия: «Экономика». – № 15. – Тернополь: ТГПУ, 2003. – С. 110-115.
-
Бондарук Т. Мировой опыт использования механизмов управления и обслуживания государственного внешнего долга и возможности его использования/ Т. Бондарук // Сборник научных трудов. – Вып. 34. – К., 2006. – С. 187-193.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ» description=»Целью данной статьи является изучение понятия государственного долга и механизмов его управления, обобщение положительных моментов в вопросах регулирования государственной задолженности ведущими странами мира. Результатом данной работы является выявление наиболее эффективных методов управления государственным долгом и повышение эффективности использования заимствованных средств.» author=»Банченко Владимир Андреевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]