Развитие малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) на сегодняшний день является одной из важнейших задач многих государств, поскольку именно этот сегмент рынка оказывает существенное воздействие на развитие и рост экономики страны. Для субъектов МСП важнейшим источником развития ввиду недостатка собственных средств является финансирование с помощью банковских продуктов, однако многие банки обходят стороной таких потенциальных клиентов по причине сложности в оценке, ненадежности и многим другим. Для разрешения этой проблемы необходимо разобраться, что такое МСП, какие продукты им можно предложить и разработать модель кредитования.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для отнесения предприятия к субъекту МСП (см. табл. 1), необходимо выполнение ряда обязательных требований, таких как:
- состав учредителей,
- среднесписочная численность работников,
- максимальная годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг).
Таблица 1
Классификация субъектов МСП в законодательстве [3, ст.4]
Признак | Микро | Малые | Средние |
Среднесписочная численность работников, чел. | до 15 | до 100 | от 101 до 250 |
Максимальная годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) [2] | 120 млн. руб. | 800 млн. руб. | 2 млрд. руб. |
Данная классификация относится к законодательному уровню, поэтому ее можно назвать основной. Среди малого бизнеса в данном случае так же выделяются микропредприятия.
У субъектов МСП есть преимущества и недостатки, возможности и опасности по сравнению с крупными компаниями [1, с.33] (см. табл. 2). С одной стороны, данные субъекты лучше контролируются собственниками, легко подстраиваются под рынок, на них сконцентрированы инновации, оказывается всевозможная поддержка со стороны государства, возможно упрощенное ведение отчетности и т.д. С другой же стороны, у данных субъектов в управленческих решениях преобладает эмоциональный фактор, существует проблема неразвитости системы управления, недобросовестной рыночной конкуренции, низких возможностей в продвижении, в следствие чего высокий риск банкротства, а значит низкая привлекательность для инвестиций и финансирования банками и прочими кредиторами. Отсюда ограниченный доступ к финансовым ресурсам в отличие от крупных предприятий, в то время как собственных средств для субъектов МСП для развития недостаточно. Немаловажную роль с точки зрения кредитных организаций играет размер финансирования. С одной стороны, проще иметь одну крупную сделку, чем несколько мелких, однако, диверсификация риска возможна лишь во втором случае.
Таблица 2
Факторы, влияющие на субъекты МСП
Факторы |
СВОТ-анализ |
|
Внутренние | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Непосредственное участие собственника в ведении бизнеса
2. Высокая мобильность 3. Высокие показатели рентабельности бизнеса 4. Инновационный характер 5. Эффективное использование ресурсов |
1. Высокий риск банкротства
2. Интуитивный характер управленческих решений 3. Неразвитость системы управления 4. Низкая инвестиционная привлекательность |
|
Внешние | Возможности | Угрозы |
1. Поддержка со стороны государства и специализированных фондов
2. Специальные налоговые режимы 3. Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности 4. Широкое использование достижений научно-технического прогресса |
1. Низкие возможности в найме высококвалифицированных работников
2. Ограниченный доступ и высокая стоимость финансовых ресурсов 3. Преобладание недобросовестной конкуренции 4. Низкие возможности в продвижении бренда |
Всемирный банк в 2013 году в своих опубликованных материалах упоминает 3 вида субъектов МСП [4, с.11-15]:
- Индивидуальный предприниматель (далее — ИП), категория, которая существует на рынке относительно долго, имеет полный контроль над бизнесом, но какой-либо рост маловероятен. В России ИП является самым распространенным видом субъектов МСП, в первую очередь, в связи с простотой его образования.
- Фирмы со сдержанным ростом, которые выходят на устоявшийся рынок с определенным продуктом и растут в течение приблизительно 5-7 лет. Для России, в большинстве случаев, это компании розничной и оптовой торговли, в меньшей степени производственные.
- Конкурентоспособные фирмы – это, так называемые, компании-газели, к которым относятся не только субъекты МСП, но и крупные фирмы. Данные компании обеспечивают развитие экономики за счет роста не менее 10% на протяжении не менее 7 лет. Большая часть подобных компаний занимается инновационной деятельностью.
Одной из не менее важных классификаций, играющей определяющую роль при выборе кредитного продукта, являются виды экономической деятельности, а именно:
- Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство;
- Добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- Обрабатывающие производства;
- Строительство;
- Оптовая и розничная торговля;
- Транспорт и связь;
- Операции с недвижимым имуществом;
- Прочие услуги (гостиницы, рестораны, здравоохранение, образование и др).
Однако, для разных субъектов МСП более удобной или даже возможной будет только определенная модель кредитования. В таблице 3 отражены вышеперечисленные виды субъектов МСП в соответствии с приведенными классификациями и наиболее подходящие для них модели кредитования. Практически в любом из перечисленных вариантов присутствует часть риск-ориентированной модели, которая необходима для оценки возможности исполнения заемщиком своих обязательств в соответствии с принципами кредитования.
Таблица 3
Модели кредитования в зависимости от вида организации
Вид организации | Рекомендуемая модель кредитования |
Индивидуальный предприниматель | Клиентоориентированная модель. Для ИП важно наличие персонифицированного предложения по востребованному банковскому продукту. |
Фирмы со сдержанным ростом | Клиентоориентированная либо продукт-ориентированная модель. В данном случае имеется выбор в зависимости от банка и от заемщика, поскольку клиент работает на существующем рынке с существующим продуктом. |
Конкурентоспособные фирмы | Клиентоориентированная либо социально-ориентированная модель. Ввиду нестандартизированности кредитного продукта для данных организаций необходим индивидуальный подход и, во втором случае, зеленый или исламский банкинг в зависимости от проекта. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство | Социально-ориентированная модель, а именно зеленый банкинг ввиду направленности деятельности |
Добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды | Продукт-ориентированная модель в качестве стандартной модели |
Обрабатывающие производства | Продукт-ориентированная модель в качестве стандартной модели |
Строительство | Социально-ориентированная модель, а именно исламский банкинг ввиду социальной направленности деятельности |
Оптовая и розничная торговля | Все модели. В зависимости от предлагаемого товара и способам предложения. |
Транспорт и связь | Социально-ориентированная модель ввиду социальной направленности деятельности |
Операции с недвижимым имуществом | Продукт-ориентированная модель в качестве стандартной модели |
Прочие услуги | Здравоохранение и образование — социально-ориентированная модель, гостиничный и ресторанный бизнес — продукт-ориентированная |
Таким образом, клиентоориентированная модель является наиболее подходящей индивидуальных предпринимателей, фирм со сдержанным ростом, конкурентоспособных фирм, отраслям оптовой и розничной торговли, инновационная деятельность.
Список литературы:
- Кривда С.В. Особенности малых предприятий как субъектов экономической деятельности. // Российское предпринимательство. — 2010. — № 12–2 (174). — С. 32–36.
- Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Консультант Плюс. Законодательство [Электронный ресурс].
- Федеральныйзаконот07.2007 N 209–ФЗ (ред. от 29.12.2015) «ОразвитиималогоисреднегопредпринимательствавРоссийскойФедерации» // Консультант Плюс. Законодательство [Электронный ресурс].
- Tewari, Parth S.; Skilling, David; Kumar, Pranav; Wu, Zack. 2013. Competitive small and medium enterprises : a diagnostic to help design smart SME policy [Электронныйресурс]. Washington DC ; World Bank. – Режимдоступа: type=»book» name=»ВЫБОР МОДЕЛИ КРЕДИТОВАНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МСП» description=»Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в развитии экономики государства. Основным источником развития МСП является банковское кредитование, которого в настоящее время недостаточно. Для его развития необходимо разобраться в том, что такое МСП, какие продукты им можно предложить и разработать стандарт модели их кредитования.» author=»Брыков Б.А., Соколинская Н.Э.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)» ebook=»yes» ]