Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВНЕДРЕНИЕ КАЗАХСТАНА В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

В Декларации о государственном суверенитете, принятой 25 октября 1990 года было установлено, что «Казахстан является самостоятельным субъектом международных отношений, самостоятельно определяет свою внешнюю политику в своих интересах, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, участвует в деятельности международных организаций». Тем самым республика получила возможности для практического укрепления своего международного статуса, как независимого государства. В Конституции РК и других законах, были закреплены основные позиции ведения эффективной политической и мирохозяйственной деятельности в качестве равноправного субъекта международных отношений.

Реальная картина экономического потенциала республики и сравнение основных показателей с данными стран ближнего и дальнего зарубежья позволяют оценить стартовые возможности. По запасам полезных ископаемых и их разнообразию Казахстан был одним из самых богатых регионов СНГ. Минеральные ресурсы давали три четверти национального дохода республики. На долю РК приходилось 9% запасов нефти бывшего Союза, а на долю СНГ по разным оценкам от 6% до 10% ее мировых запасов. По масштабам своей экономики (57472 млн. долларов) валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстан в 1990 году занимал 53 место, а среди бывших союзных республик четвертое место после — России, Украины и Беларуси и был сопоставим с Грецией, Норвегией, Венгрией, Сирией, Марокко. По производству ВВП на душу населения в 1990 году, Казахстан имел 3433 доллара и находился на уровне Польши, Аргентины, Колумбии, Таиланда, а к уровню США – 18,7% и бывшего Союза – 69,3%. По уровню частного потребления Казахстан в 1990 году имел 2612 долларов на душу населения и был близок к уровню Аргентина, ЮАР, Бразилии, Колумбии, Украины, Молдовы и Армении, и к уровню США составил 21,3%, а бывшего союза —  90,8%. Все это позволило ученым ЮНЕСКО сделать вывод, что земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более миллиарда человек [1, с. 3].

Наряду с имеющимися потенциальными возможностями, Казахстан столкнулся с рядом внешних и внутренних вызовов, представлявших угрозу его экономической безопасности. В таблице 1 систематизированы вызовы Казахстану на рубеже конца ХХ в и начала ХХ1 века. Как видно из таблицы, в период становления государственности вызовы Казахстану во внутренней среде исходили от — внутренней оппозиции; многонационального по составу населения; различных ветвей власти; представителей общественных институтов, включая идеологов, имеющих свое видение развития государственности в стране. Из внешней среды они исходили от ближайших соседей из стран ближнего и дальнего зарубежья (СНГ, Азии, Европы, США, Китай, Россия). Многогранность и разнонаправленность векторов отражала угрозы — национальной безопасности; экономическому развитию; политической стабильности;  консенсусу в духовной и межнациональной сферах  и др.

Таблица 1

  Внутренние и внешние вызовы Казахстану на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Внутренние вызовы Внешние вызовы
1.Защита независимости и суверенитета на основе  укрепления национальной безопасности Возможность территориальных и иных притязаний, в связи с неопределенностью границ
2.Экономический кризис и реформа экономической системы Экономическая зависимость от России, стран СНГ
3.Использование собственных природных ресурсов для экономического роста Угроза стать новым сырьевым придатком развитых стран мира
4.Поиск своей ниши в системе международного разделения труда Многосторонние ожидания западных партнеров
5.Отсутствие общенациональной идеи, консолидирующей  все население страны Гражданская война в ряде республик бывшего СССР, национализм и сепаратизм
6.Учет своеобразия этнодемографической композиции при выборе типа и форм государственного строительства Отсутствие поддержки в организации интеграционных связей между бывшими республиками СССР
7. Политический кризис и отсутствие четкого распределения власти между ее основными ветвями 4.Упрочение лидерских позиций РК в СНГ и Центрально-Азиатском регионе
8.Сохранение в стране мира, межнационального и духовного  согласия 8.Приобретение имиджа государства общественного и духовного согласия
9.Решение языковой проблемы, введение государственного языка, определение статуса русского языка 9.Усиление миграции в РФ и другие страны мира, вызванной введением языковой политики и другими причинами
10.Социальная защита  всех слоев населения, в связи со снижением уровня жизни,  ростом безработицы, бедности 10.Повышение достигнутого уровня индекса человеческого развития
*Составлено автором

Для вхождения страны в глобальную мирохозяйственную систему большим недостатком было отсутствие традиций и опыта внешнеполитической деятельности. «Представьте себе страну, перед которой стоят все эти сложные проблемы, но нет ни одного дипломатического представительства за рубежом, нет самых элементарных наработок по внешнеполитическим вопросам, не говоря уже о традициях внешней политики, нет квалифицированных кадров» [2, с. 211].

Все это в было учтено руководством страны при выработке специфической модели построения государства и определения приоритетов его поведения в глобальных отношениях и продвижении в мировое сообщество. За первые пять лет независимости Республику Казахстан, как суверенное государство признали более 120 государств. С более ста  странами мира были установлены дипломатические отношения, за границей было открыто 26 посольств, а в Алматы работало 40 посольств и миссий зарубежных стран, 16 представителей международных и национальных организаций. Казахстан вошел в такие Международные организации, как ООН, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, ЮНЕСКО и др. [3, с. 2].

В числе правоприемников бывшего СССР, Казахстан подписал Заключительный Акт по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парижскую Хартию и, тем самым включился в сферу европейской политики. Одновременно, расширяя масштабы международной жизни,  Казахстан стал членом Североатлантического совета содружества. созданного по инициативе НАТО, призванного сыграть важную роль в диалоге и взаимодействии между государствами-членами НАТО и  бывшими участниками Организации Варшавского Договора. Присоединившись к программе «Партнерство во имя мира», республика упрочила собственную безопасность и внесла ощутимый вклад в укрепление международной стабильности [4, с. 4].

Для того, чтобы быстрее стать полноправным субъектом мирового хозяйства в РК, уже на первом этапе были приняты законы по внешнеэкономическим связям, сформирован валютный фонд, создано 137 совместных предприятий, составлялись экспортные планы. По программе «Болашак» в зарубежных странах начали обучаться молодые специалисты, начали выходить журналы «Казахстан и мировое сообщество» и др. К позитивным факторам,  способствующим трансферту Казахстана в мировую экономику, зарубежные эксперты относили – высокую политическую стабильность, этнический состав и межнациональное согласие, богатые природно-сырьевые ресурсы и географическое положение страны. А также – высокую степень индустриализации, наличие грамотного контингента рабочих, огромные возможности сельского хозяйства и факторы, определяющие создание рыночной экономики и фундамент проведения дальнейших реформ – богатый и невостребованный по-настоящему прежней системой арсенал специалистов и научных работников.

Ряд факторов отмечались в числе  негативных. Как страна с сырьевой ориентацией, РК даже на самом сильном своем направлении, имел на тот период на своих заводах глубину проработки нефти 64,7% против 90% на зарубежных. По добыче угля на одного работника Казахстан имел показатели в 10 и более раз меньше, чем в США. В энергетике РК резерв мощностей составлял всего 6%, при нормативном 14%, тогда как в США в резерве стоят до 30% неэкономичных, экологически несовершенных станций. В сфере сельского хозяйства республика отставала от развитых стран по продуктивности животноводства, урожайности зерновых и т.д. В целом, «появление богатого минеральными ресурсами Казахстан, как независимой страны открывало иностранным государствам большие возможности для прямых контактов и более близкого сотрудничества в экономической, научной, культурной и других областях[1,с. 3]».

В дальнейшем, преимущественно, за счет модернизации государственного управления на стратегических началах, Казахстан значительно увеличил свой экономический и социальный потенциал. Реальная картина экономического потенциала РК, созданного спустя два с половиной десятилетия, хорошо освещена в статистических данных,  экономической печати, в том числе и в работах автора[5]. Ее позитивно оценивают зарубежные эксперты, отражают индикаторы МВФ и других международных организаций [6,с.5], публикации в СМИ [7,с.2].

Обобщая меры управленческого характера, можно отметить, что Казахстан эффективно адаптировал зарубежный опыт. В тот период республика уже имела стратегию развития на предстоящее десятилетие, которая была нацелена на решение и внутренних проблем и на укрепление глобальных позиций. Видение будущего развития страны на ближайшее десятилетие были отражены в большой статье Н.Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», опубликованной накануне его первого визита в США[8,с.2]. По видению Президента, Казахстан должен развивать свою модель, краеугольным камнем которой становится экономика. Стратегическими целями ее преобразования были выдвинуты: формирование социальной рыночной экономки; создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека, введение национальной валюты.

А также — завоевание собственных или разделение с другими странами конкретных позиций на мировых товарных рынках, насыщение внутреннего потребительского рынка, а также привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций [9,с.5]. По замыслу президента ход реализации этих задач включает три этапа, около 1992-2012гг. В решении задач внешнего характера Казахстану нужно было приобретать имидж, проявлять лидерские качества, выступая с разнообразными инициативами, адресованными мировому сообществу и ближайшим региональным партнерам и др. Появление названного документа, а в дальнейшем – первой национальной стратегии «Казахстан-2030», безусловно, стали движущей основой укрепления системы государственного управления экономикой в рыночных условиях.

Завершение названных задач в 2012 году и переход к Стратегии-2050, безусловно, способствовали закреплению авторитета а казахстанского лидера в системе глобальных отношений. Итогом этой работы является то, что Казахстан не только создал эффективную модель национальной экономики и успешно внедрился в мирохозяйственные связи, но и сформировался как крупный игрок в региональном и глобальном хозяйствовании. На региональном уровне экономика Казахстана представляет сейчас собой самую крупную экономику Центральной Азии. Можно отметить целый ряд инициатив Казахстана по созданию региональных и глобальных структур, среди которых наиболее известными являются: Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА); Шанхайская организация сотрудничества (ШОС); Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и др.[10, с.9].

Наиболее важным достижением на региональном уровне является создание ЕАЭС, благодаря которому, Казахстан реально содействует продвижению идеи переноса центра глобальной экономики на евроазиатский континент. По мнению Н. Назарбаева, главная миссия ЕАЭС в первой половине ХХI века состоит в том, чтобы стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира. Евразийская интеграция должна обеспечить вхождение каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира. ЕАЭС должен иметь систему индикаторов, измеряющих влияние евразийской интеграции на рост уровня жизни населения, производительность и конкурентоспособность экономики. Весь процесс евразийской интеграции должен быть функционально и практически подчинен именно решению этой важнейшей цивилизационной миссии [11].

Сохраняя самобытные национальные традиции, Республика  Казахстан играет все более важную и заметную роль и в области международного гуманитарного сотрудничества. Реальные формы участия Казахстана в функционировании глобальной экономики отражены в таблице 2.

Таблица 2

Формы участия РК в формировании глобальной экономики и новой системы ее управления

Направление Формы участия Значение
Деятельность существующих глобальных структур – ООН и др. Рзаработка предложений, членство в качестве постоянного или временного участника и др Участие в глобальных дискуссиях и приняти решений на отдельных направлениях
Астанинский экономический форум; Инициатива и организация проведения Глобальная дискуссионная площадка, разработка проектов согласованных решений
G-Global Инициатива и организация проведения Глобальная дискуссионная площадка, разработка проектов согласованных решений
Разработка новой модели мировой финансовой архитектуры Инициативы и предложения в разработке и построении новой модели Участие в глобальной дискуссии, разработка обоснованных предложений
инициативы Казахстана в энергетической сфере Рзаработка предложений, концепций, программ и проектов Модернизация энергетической сферы и экологической сферы, разработка программ, моделей, реализация проектов
глобальной инфраструктуры участие и инициатива в реализации проектов Модернизация транспортной и создание логистической сферы, модернизация инфраструктуры, разработка программ, моделей, реализация проектов, усиление доли РК в формировании мировой инфраструктуры
продвижение глобальных инициатив двухстороннее международное сотрудничества разработка программ, моделей, реализация проектов
развитие интеграционного сотрудничества в рамках Евразии ЕАЭС Равитие рыночных свобод, рыночного пространства, реализация совместных интересов, совместное содествие формированию новой модели глобальной экономики
Реорганизация и перевод деятельности ШОС, СМВДА и других образований в экономическую сферу международные и региональные объединения содествие формированию новой модели глобальной экономики, расширение регионального сотрудничества
*Составлено автором

Анализ показываете, что региональное и глобальное направления экономического развития государства все более усложняются. Наряду с традиционным развитием экономики в рамках национальной модели, наблюдается тенденция дифференциации функционирования данных направлений в качестве самостоятельных объектов при общей координации со стороны государства. Очевидно, что в сторону новой модели происходит и совершенствование существующей модели государственного управления. Управление данным направлением, по-нашему мнению, является наиболее сложным вектором государственной системы управления. Данное направление мы рассматриваем в качестве самостоятельного в рамках многовекторной системы новой модели государственного управления. Все выше изложенное требует пересмотра некоторых концептуальных и методологических подходов при формировании современных моделей государственного управления.

Итак, к середине второго десятилетия ХХ1 века Казахстан представил миру модернизированную рыночную экономику, преодолевающую издержки сырьевой направленности, с ростом уровня диверсификации и производительности. Казахстан значительно упрочил свои позиции на региональном и глобальном рынках, участвует в строительстве объектов глобальной  инфраструктуры, укрепляет инновационный и образовательный потенциал. Инициативы Казахстана и его президента находят поддержку и понимание мировой общественности, реализуются в конкретные формы создания диалоговых площадок и образования интеграционных структур и институтов регионального и глобального управления.

Таким образом, Казахстан  уверенно занял свое место в системе мирохозяйственных связей и создал основу для дальнейшего развития. Сравнение основных экономических и социальных показателей РК с данными стран ближнего и дальнего зарубежья, позволяют сделать вывод, что в настоящее время экономика Казахстана трансформируется к новой модели. Ее характерной особенностью является наличие трех строго ориентированных направлений реализации экономического потенциала на — национальном (внутрихозяйственном), региональном и глобальном интеграционных уровнях. Соответственно, в республике осуществляются меры по созданию многовекторной системы государственного управления экономикой в рамках НЭП «Нурлы Жол» и долгосрочной стратегии развития РК до 2050г.

Список литературы:

1.См.н-р: Абуталипов Ж. Казахстан в мировой экономике. Советы Казахстана, 16 марта 1993. – С.3

  1. Назарбаев Н.А. На пороге 21 века. Алматы: Онер,1996.-С.211

3.См.н-р: Жубатканов К.  Казахстан и мировое сообщество. – АВ,№ 151-152, 25 октября, 1996. – С.2

4.См.н-р: Юргин А. Казахстан в мировом сообществе. – Столица, №36, 21 октября 1994.- С.4

5.См.н-р: Ювица Н.В. Государственное стратегическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие. – Астана, ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, 2013. — 320 с.(в соавторстве); Ювица Н.В. Стратегическое планирование и государственный менеджмент Казахстана, ISBN 978-3-659-98093-0.  Palmarium Academic Publishing. – Германия, 2014. — 296с. и др.

6.См.: Казахстанская правда, № 61, 4 апреля 2015 года, с.5

  1. См.: Казахстанская правда, №88, 13 мая 2015, с.2

8.Н.А.Назарбаев «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». – Казахстанская правда (Советы Казахстана?), 1992.

9.См.н-р: Б.Кузьменко Казахстан: реальности и контуры 2000 года. – Экономическая газета «Экономика и жизнь», №23, июнь 1992. – С.5

  1. См.: Сыздыкова Л. Казахстан – яркий пример успешной модели. – Казахстанская правда, №254, 30 декабря 2014 года, с.9

11. См.: О перспективах евразийской интеграции и новой модели мировой экономики. //Казахстанская правда, 15 мая 2014 г.[schema type=»book» name=»ВНЕДРЕНИЕ КАЗАХСТАНА В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО» description=»Изучение эволюции внедрения экономики Казахстана в глобальное хозяйство на основе формирования эффективной модели рыночной экономики, проявления глобальных инициатив, а также участия в институтах глобального управления и в создании объектов глобальной инфраструктуры. Оптимизация государственного управления, под возрастающим влиянием внешних факторов, с формированием многовекторной системы управления, адекватной модели полиориентированной экономики государства.» author=»Ювица Николай Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found