Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА-ДИЗАЙНЕРА

Возрастающие с каждым годом проблемы экологии среды определяют требования к разработке инновационных методик внедрения принципов устойчивого развития в процесс подготовки архитектора-дизайнера. Чаще всего, внедрение этих принципов, сводится к ужесточению требований к проектированию. Процесс переосмысления существующих проектных методик должен сопровождаться программой направленной на воспитание экологического мышления, как элемента общей культуры современного общества. Безусловно, существует ряд норм, законодательных актов направленных на регламентацию экологического качества проектов. Однако воспитание экологической культуры играет немаловажную роль в становлении экологического мышления будущего проектировщика, так как только человек, мыслящий категориями рационального природопользования, энергосбережения создаст среду, отвечающую требования устойчивого развития.

Экологическая культура – неотъемлемая часть культуры человечества в целом.  Асафова Е.В. в своей статье дает емкое определение: «Экологическая культура — это и уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и отношения человека к миру» [1]. Это определенные знания и умения, которые необходимы человеку на данном этапе развития цивилизаций. Об этом говорит нам сложившаяся в мире глобальная проблематика. В последние 50 лет остро встает вопрос об экологическом образовании на всех уровнях обучения. Написаны многочисленные труды об экологическом познании, разработаны и внедряются программы экологического образования в процессы обучения на высшем, среднем и даже дошкольном уровнях. И, как совершенно правильно заметил Махкамов Б. А.: «Формирование экологической культуры должно вестись в 2-х направлениях: экологическое образование и экологическое воспитание. Если экологическое образование подразумевает получение конкретных знаний об окружающей среде и её процессах, то экологическое воспитание – это осознанное понимание и принятие данных процессов и их значимости» [5, с. 97].

Таким образом, мы встаем перед задачей по экологизации мышления в профессиональной сфере. А именно, экологическом образовании и воспитании при подготовке архитекторов-дизайнеров. Здесь мы должны решать ряд вопросов, как общего экологического характера, так и узко направленные, отраслевые.

Во многих странах мира, таких как Америка, Австралия и ряде стран ЕС, существуют государственные и частные программы по внедрению принципов устойчивого развития в области архитектуры и строительства. Например, в ЕС все страны должны работать в рамках директивы 20-20-20. Что означает  «уменьшение энергопотребления и выбросов парниковых газов на 20% к 2020 г. по отношению к уровню 1990 г. Одновременно, традиционные источники топлива и энергии на 20% должны быть замещены возобновляемыми источниками. Директива «20-20-20» нацелена на то, чтобы сделать экономику Евросоюза энергоэффективной и при этом снизить потребление топлива.»[3, с. 60]. Таким образом, инициатива проявляется со стороны государств, затем отрасли архитектуры, строительства, и многие другие, нуждаются в соответствующих кадрах. Так формируется запрос в образовательные учреждения по подготовке необходимых специалистов.

Отечественная ситуация характерна, в основном, наличием негосударственных организация, направленных на внедрение устойчивого развития, которые также нуждаются в соответствующих специалистах. Существует еще ряд проблем, которые озвучил исполнительный директор НАУР (Национальное агентство устойчивого развития) Александр Андрианов на Шестом заседании клуба зеленых архитекторов: «В настоящий момент главная проблема российского рынка экостроительства – это отсутствие опыта и адекватной информации о практических зеленых решениях и технологиях, которые можно применять в дело» [8]. Пока данная проблема решается в основном за счет привлечения иностранных специалистов.

В отечественной образовательной системе также готовится ответ на современные тенденции отраслей архитектуры и дизайна. Так, например, МАрхИ разработали и внедрили методику «оценки архитектурного проекта в соответствии с требованиями устойчивого развития по системе показателей рейтинговой оценки устойчивости среды обитания в дипломном проекте» [4]. Существуют также авторские методики отдельных преподавателей ВУЗов по подготовке специалистов. Одним из таких примеров является методика проектирования на старших курсах подготовки архитекторов и архитекторов-дизайнеров П.А. Казанцева ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет). Широкое экспериментальное проектирование – участие в российских и международных конкурсах выводит экологическую подготовку из рамок узко предметных. Но остается проблема изолированности этих экспериментов, отсутствие организованной связи с остальными предметами.

 Таким образом, яркие, но точечные примеры реализации принципов устойчивого развития в учебном процессе являются недостаточными для общего и всецелого формирования экологически мыслящего специалиста.

На данном этапе необходим системный подход при формировании задач по учету экологических факторов и формирования устойчивой городской среды в архитектурно-дизайнерском проектировании в отечественной практике. Предлагаем активизировать работу внутренних системных связей между дисциплинами учебного плана.  А значит, необходимы методики делегирования задач экологии среды в другие дисциплины программы подготовки архитектора – дизайнера.

В нашем исследовании мы решили сосредоточиться на практических методиках внедрения принципов устойчивого развития в учебную деятельность архитектора-дизайнера, через воспитание и понимание природных процессов и деятельности человека. Мы предлагаем посмотреть на эко-проблемы как на материал для творчества. Разделив условно этот материал на «стихии»: вода, воздух, солнце и земля, в каждом блоке решаются ряд вопросов. Воздух – ветрозащита, аэрация, использование энергии ветра; вода – сбор, очистка и использование; солнце – инсоляция, затенение, отражение, солнечная энергия; земля – вопросы сохранности рельефа, вертикальное и горизонтальное озеленение.

Таким образом, природный аспект окружающей среды становятся в руках студента архитектора-дизайнера полноценным материалом для формирования новых композиционных, колористических, объемно-планировочных решений, но и в целом, проектных идей и концепций.

Еще один аспект, служащий инструментом поиска концепции, является применение новейших технологий в области устойчивого развития. Здесь важно отметить, что зачастую использование технических установок, не дает широкого поиска архитектурного образа из-за множественных предписаний и ограничений. Как результат, мы получаем объект, визуально не удовлетворяющий эстетические потребности.

Но возможность творчески подходить к техническим новациям все же существует, и этому есть ряд примеров, характерных тем, что они играют на формирование новых художественных образов. Таким примером можно

Рисунок 1. Солнечные панели компании S.M.I.T.

считать солнечные панели в виде листьев плюща, разработанные компанией S.M.I.T. (Sustainably Minded Interactive Technology). Рис.1 Семантика образа навеяна обыкновенным плющем, плетущемся по фасаду здания [7].

Также, вызывает интерес новинка – фасад из стеклянной чешуи, разработанные специалистами нью-йоркского Центра архитектуры, науки и технологии (CASE). Эти прозрачные лепестки образуют систему второго фасада, работают как фотоэлементы, но гораздо с меньшим КПД, зато можно устилать ими весь фасад здания без ущерба дневного освещения помещений. Рис. 2 [6].

Рисунок 2. Солнечные батареи CASE.

Интересны также новые энергоэффективные кровельные материалы. «Филадельфийская компания «SRS Energy» изобрела и внедрила технологию производства плитки, т.е. кровельной черепицы, направленной на устойчивое преобразование солнечного света в электричество без ущерба для эстетического вида». Рис. 3.[2]. А шведская компания «SolTech Energy» успешно применяет прозрачную черепицу из стекла, тем самым снижая затраты на отопление домов. Рис. 4. [9].

Рисунок 3. Черепица с фотобатареями.  Рисунок 4. Черепица из стекла.

Очевидно, что технологии в области энергоэффективности не стоят на месте, а дизайнеры работают над тем, чтобы сделать технические средства привлекательными и расширить возможности поиска художественного образа, и формирования новых концепций. Поэтому важно на этапе подготовки проектировщиков, так необходимых сейчас специалистов в области архитектуры и дизайна, действовать одновременно с позиций образования и воспитания. Если образовательный процесс  знакомит с применением принципов устойчивого развития в проектировании, новейшими разработками и технологиями этой отрасли, то воспитание экологического мышления, формирует общую профессиональную культуру, приучая мыслить категориями природных «стихий», прививает навыки преобразования негативных факторов среды в позитивные.

Литература:

  1. Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов [Электронный ресурс]: Отчеты о научно-исследовательской работе. Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского Государственного Университета). Казань. 2001. Режим доступа: https://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2001/gl2_3_2.htm (дата обращения 11.03.2015).
  2. Бизнес идея: солнечные батареи в виде черепицы [Электронный ресурс] // IFY. 2009. Режим доступа: (дата обращения 16.03.2015).
  3. Бритта Томсен. Европейский опыт законодательного стимулирования снижения энергоемкости // «Энергосовет». 2013. № 5 (30). С. 60-61.
  4. Есаулов Г.В., Табунщиков Ю.А., Миллер Ю.В. Принципы формирования устойчивости среды обитания в методике архитектурного проектирования МАрхИ. [Online Вебинар]. Режим доступа: Дата проведения 28.05.2014
  5. Махкамов Б. А. Экологическое образование учащихся в процессе трудового обучения [Электронный ресурс] / Б. А. Махкамов // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 97-99. Режим доступа: https://www.moluch.ru/archive/36/4165/ (дата обращения 11.03.2015).
  6. Солнечные батареи, которые можно ставить на окна [Электронный ресурс] // Novate. Режим доступа: (дата обращения 16.03.2015).
  7. Солнечные панели, годные для декора [Электронный ресурс] // Novate. Режим доступа: novate.ru/blogs/140210/14132/ (дата обращения 16.03.2015).
  8. Шестое заседание клуба зеленых архитекторов [Электронный ресурс] // Национальное агентство устойчивого развития. 2013 Режим доступа: https://green-agency.ru/26-11-2013-shestoe-zasedanie-kluba-zelenyx-arxitektorov/  (дата обращения 16.03.2015).
  9. Энергосберегающие технологии: стеклянная черепица обогревает дом [Электронный ресурс] // Remstroi.ru. Режим доступа: (lата обращения 16.03.2015).[schema type=»book» name=»ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА-ДИЗАЙНЕРА» author=»Мовчан Екатерина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found