Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте примерно трех лет у ребенка появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников, ребенок общается с ними по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту,  силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры,  учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как это нужно ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Детский сад — это первое учреждение, куда попадает ребенок [1]. Однако далеко не все дети могут воспользоваться такой возможностью общения со сверстниками в возрасте 3-х лет, что вызвано: недостатком детских садов предоставляющих ряд обязательных услуг, нехваткой мест в детских образовательных учреждениях, нежелание родителей оставлять своего ребенка на целый день в детском саду. Вместе с тем архитектурная среда для дошкольного образования должна отвечать новейшим требованиям общественности, обладать высоким уровнем развивающего потенциала, а также быть доступной для всех групп населения.

Задачи совершенствования архитектурной среды для детей дошкольного возраста могут быть реализованы в семейных досуговых центрах, в группах развития при детских муниципальных учреждениях, в кратковременных группах пребывания в общественных местах (при торговых центрах). В настоящее время остро стоит проблема в формировании качественно новых условий для воспитания детей, которая обусловлена современными тенденциями в развитии человека – всесторонне развитого и всесторонне подготовленного.

Успешное и полноценное развитие архитектурной среды для дошкольного образования тесно связано с возникновением новых методов обучения с полюбившихся занятий, апробированных в детских образовательных учреждениях. Анализ теоретического материала Рыжовой Н.А., Князевой О.Л., Маханевой М.Д., Стеркиной Р.Б. [2, 3]  позволил выявить следующие блоки помещений для учебно-экспериментальной деятельности: физкультурно-оздоровительный, аудиовизуальный, информационный, эстетический и для социально-информационной деятельности (зал для семинаров (кабинет), комната для игр родителей с детьми, зона ожидания).

Физкультурно-оздоровительный блок может включать в свой состав следующие помещения: зал для физкультурных занятий, тренажерный зал, кабинеты оздоровительной направленности (массажный, физиотерапии, фитобар, лечебной физкультуры, сауну, бассейн), музыкальный зал. Характер организации и проведения занятий способствует формированию ячейково-зальной планировочной структуры, с установкой тесных связей зала с рядом сопровождающих помещений. В планировочном решении необходимо предусматривать такие варианты размещения, где залы будут примыкать друг к другу, и объединяться при необходимости.

Конфигурация зала для музыкальных занятий учитывает специфику проведения в нем как повседневных музыкальных занятий, так и кратковременных зрелищных мероприятий – театрализованных музыкальных постановок. В зале предусмотрена зона для активных занятий и зона с устройством посадочных мест для воспитанников. Места для родителей целесообразно размещать на втором ярусе – балконе, так, чтобы дети не могли видеть, что за ними наблюдают родители. Это обуславливается особенностями развития деткой психики (маленькие дети могут отказаться принимать участие в действиях, спектаклях из-за смущения, видя, что за ними наблюдают близкие им люди).

Аудиовизуальный блок может включать в себя следующие помещения: компьютерно-игровой зал с комнатой релаксации, помещение для просмотра мультипликационных фильмов, медиатека с интернетом. Активное внедрение в учебно-воспитательный процесс научно-технических средств предполагает включение аудиовизуальных средств: видеопроекторов, диапроекторов, использование медианосителей, компьютеров, специфические особенности которых определяют параметры помещений, их конфигурацию с целью удобной расстановки оборудования.

Рядом преимуществ обладает планировочное решение компьютерного класса круглой конфигурации, разработанного А.А. Грашиным. Круг в основании плана позволяет уйти от статичного визуального пространства интерьера, способствует созданию необычного решения учебного помещения, сохраняя удобство и комфорт при его использовании. При данной схеме размещения достигаются оптимальные условия для пользователей с хорошим показателем видимости экрана.

Особого внимания заслуживает помещение для просмотра мультипликационных фильмов, организация которого основывается на учете специфических особенностей размещения посадочных мест для детей, которые расположены в свободном виде с небольшим смещением, преимущественно в центральной зоне. Абстрагируя зону концентрации посадочных мест для детей, также получаем круг, что определяет «идеальную» форму конфигурации помещения.

 Также, аудиовизуальный блок может включать: группу помещений медиатеки – информационного центра, состоящего из библиотеки, хранилищ, методкабинетов, лекционного зала. Функционально-планировочная структура должна обеспечивать возможностями по ряду чередующихся индивидуальных и групповых занятий с воспитанниками, проведением лекций и семинаров с родителями, что в итоге предопределяет необходимость планировочной организации со свободным планом.

Информационный блок в состав помещений может включать: группу небольших классов для проведения практических занятий и размещения выставочного материала, выполненного дошкольниками и воспитателями с целью демонстрации различных видов творчества, в том числе народного, а также истории развития культуры. В информационный блок могут войти: кабинеты ручного труда, музеи, выставки (этнографический, музей говорящих вещей), центр краеведения, центр сенсорики) и др. Смена выставочных экспонатов, моделей и различных экспозиций предполагает постоянное изменение параметров помещений и определяет необходимость устройства гибкой планировочной структуры.

Группа помещений для творчества – эстетический блок предполагает включение следующего ряда помещений: изостудию, керамическую мастерскую, кабинет конструирования и т.п. Организация творческой деятельности, при которой сохраняется количественный состав группы, либо делится на две подгруппы, либо с проведением занятий другой направленности, нуждается в относительно стабильных помещениях. Эстетический блок целесообразно размещать рядом с выставочной зоной информационного блока.

Анализ функциональных групп помещений позволил определить возможность их совместимости с другими функциональными блоками. Например, физкультурно-оздоровительную группу помещений не рекомендуется размещать рядом с эстетическим и экологическим блоками помещений из-за учета соблюдения оптимального шумового режима. Не исключен вариант объединения эстетического, информационного и аудиовизуального блоков. В ходе исследования выявлено, что все группы помещений в той или иной степени обладают специфическими планировочными особенностями. Их объединение в группы дает возможность расширить спектр их функций, при необходимости получить более крупные помещения или изолировать некоторые из зон.

Предлагаемые группы помещений могут оказать положительное влияние на процесс обучения и воспитания детей, делая его насыщеннее и интереснее, а также способствуют легкой адаптации к новым формам обучения, делая образовательный процесс доступнее.

Список литературы:

  1. Зайцева Л.А. Роль детского сада в воспитании и развитии детей. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/15/rol-detskogo-sada-v-vospitanii-i-razvitii-detey
  2. Рыжева Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжева. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 192 с.: ил.
  3. Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения / О.Л. Князева, М.Д. Маханева – М.: Линка–Пресс, 1998. – 72 с.: ил.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА » description=»В статье рассматриваются актуальные проблемы по формированию условий доступной архитектурной среды для детей дошкольного возраста. Автором статьи предложены варианты развития некоторых функциональных зон в детских образовательных учреждениях с учетом современных социальных требований, особенностей проведения образовательного процесса. Рассмотрены вопросы по совершенствованию функциональной структуры и объемно-планировочным решениям, требующие учета особенностей восприятия детьми. Большое значение уделено вопросам пространственных характеристик некоторых групп помещений. » author=»Ламехова Наталия Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-22″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found