Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОЕКТ ПОЛКОВОЙ СЛОБОДЫ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА КАК ПРИМЕР «ОБРАЗЦОВОЙ» ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Приход к власти императрицы Анны Иоанновны в 1730-м году был ознаменован возрождением градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге и его пригородах. Оставленные после смерти Петра I принципы «регулярности» и «правильности» в массовой жилой застройке города вновь получили своё развитие [1: с.36-38]. Однако существовавшее в это время большое количество разрозненных коллегий, канцелярий и департаментов, призванных осуществлять регулирование и надзор за строительным процессом в Северной столице, приводило к беспорядочному развитию городской застройки. Такая разобщенность и стихийность в строительном деле требовала создания на государственном уровне единой организации, способной не только объединять и регулировать все строительные работы, но и создавать проектные генеральные планы различных частей города, дополняя их нормативными документами и «образцовыми» проектами» [2: с.269-271].

Поводом для создания такого объединяющего органа послужили охватившие Санкт-Петербург в августе 1736 года и в июне 1737 года опустошительные пожары, уничтожившие значительную часть домов на Адмиралтейском острове и Литейной части, разрушившие Морскую, Немецкую и Греческую слободы. В результате, для устранения последствий пожаров Императорским указом от 10(21) июля 1737 года была создана специальная «Комиссия о Санктпетербургском строении», получившая значительные полномочия в области административного и градостроительного регулирования в городе на Неве. Возглавлял Комиссию барон К.В. фон Миних, в состав новой организации входили видные деятели того времени, в архитектурную группу, отвечавшую за проектирование и строительство, в разное время входили такие видные зодчие, как П.М. Еропкин, М.Г. Земцов, И.К. Коробов и др. [3: с.168-184].

За период с 1737 по 1740 годы «Комиссией о Санктпетербургском строении» было выполнено значительное число крупных градостроительных проектов отдельных административных частей города, типовые проекты жилых слобод, отдельных жилых участков, проекты общественных комплексов и сооружений, «образцовые» дома и проч. [3: с.185-186]. Одним из самых главных документов, сводившим воедино основную часть проектных решений Комиссии в 1737-1740–е годы и дающим наглядное представление о предлагавшейся грандиозной реконструкции города, является второй единый генеральный план Санкт-Петербурга – «План И.Ф. Трускота». Этот план, выполненный Академией Наук и Художеств в 1748-1749 годах под руководством картографа И.Ф. Трускота, был издан в 1753 году вместе с сопутствующими ему двенадцатью перспективными видами города, гравированными по рисункам М.И. Махаева [4].

«План И.Ф. Трускота», большая часть которого изображает проектный вариант города, помогает увидеть общую картину Санкт-Петербурга с двумя основными видами жилой застройки. Первый вид, занимающий всю центральную часть города, представляют жилые кварталы и располагающиеся вдоль рек Фонтанки  и Мойки усадьбы, а второй вид застройки, располагающийся по периметру города (за исключением Васильевского острова) представляли военные слободы Лейб-Гвардии полков, предназначавшиеся для проживания солдат и офицеров. На плане очень отчетливо видно отличие планировочной структуры жилых кварталов и полковых слобод. Первые производят впечатления более свободных, «живописных», деликатно вписанных в существующую городскую ткань, военные же поселения, имеющие простую геометрическую форму, с одинаковой внутренней планировочной структурой, выглядят очень однообразно, отличаясь «примитивностью и геометрической сухостью» [1: с.54]. С.С. Ожегов связывает данную разницу с различной организацией финансирования «частного» и «казенного» строительства, где «жилая застройка велась частными лицами на собственные средства», а «казарменное строительство велось самим государством», что позволяло «возводить законченные комплексы застройки в полном соответствии с заранее составленными планами» [1: с.44].

Одним из показательных примеров «образцовой» жилой застройки для солдат и офицеров является проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Работа над отведением места для постройки и разработка планировки полковой слободы была начата «Комиссией о Санктпетербургском строении» еще в 1739 году. Однако на «Плане И.Ф. Трускота» мы видим пример, когда проекты полковых слобод разрабатывались уже после 1740 года не в Комиссии, а в самих Полках Лейб-Гвардии под руководством Б.-Х.

Рис. 1. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка на «Плане И.Ф. Трускота». Рисунок Гладких А.А.

Миниха и под наблюдением местных командиров (рис. 1). Примечательно также, что если на первых предложениях, разработанных «Комиссией о Санктпетербургском строении», изображался еще казарменный тип размещения полков, то «на «Плане И.Ф. Трускота» все слободы гвардейских полков показаны уже в новых проектных вариантах, в виде полковых светлиц» [3: с.385-389].  Вот какие отличия слободского расселения, названного современниками того времени «Светлицы Гвардии», от казарменного выделяет А,И. Богданов в своей книге «Описание Санктпетербурга»: «Эти Светлицы … строены не по линейно, как обычай Улицам быть и дворам, но строены хоромы все в шахмат… все солдатские покои зделаны по обычаю хоромнаго регулярного строения; всякая хоромина в четырех покоях состоящая, и нарочитою работою выстроено. А Офицерские Домы так изрядно построены, как бы кто и на собственные свои денги мог построить.» [5].

Перед нами законченный, самодостаточный «образцовый» комплекс полковой слободы, имеющий правильную прямоугольную форму. Главная улица слободы делит всю территорию на две симметричные части с вытянутыми прямоугольниками кварталов, имевших в ширину 25-30 сажен, разделенных между собой сеткой поперечных проездов и завершающихся обширным плацом [1: с.54-55]. Участки с казармами и огородами одних владельцев располагались в шахматном порядке  относительно окружавших их соседних участков. В результате, «пространство улицы становилось более разряженным, расстояние между домами значительно увеличивалось, а дома, стоящие на противоположных сторонах, никогда «не смотрели друг на друга» (рис. 2 и рис.3) [6].

Участки, имевшие в плане форму прямоугольника, делились на две части. Первую часть занимали жилой дом, въездные ворота, служебные флигели или хозяйственные постройки. Вторую часть, находившуюся в глубине участка занимали огороды [7]. Застройка, осуществлявшаяся в линию, формировалась из двух типов жилья: большие, деревянные, одноэтажные дома на два жилья для офицеров, и малые, деревянные, одноэтажные дома для солдат на четыре человека. В целом, габариты, пространственно-планировочное решение и декоративное убранство фасадов офицерских домов «значительно превосходили солдатские казармы, которые имели строгий, «по-гвардейски» сдержанный вид» [6].  Увенчанные фронтонами и изящными слуховыми окнами, декоративными наличниками с барочными ушками и замковыми камнями, входными лестницами с балюстрадами офицерские дома призваны были стать основным украшением поселка, завершая торцы кварталов и оформляя  своими фасадами главную улицу (рис. 4). Солдатские казармы занимали второстепенную архитектурно-художественную роль, создавая фронт застройки на поперечных улицах и уступая место в разнообразии декоративного убранства фасадов офицерским домам. Простой карниз, слуховые окна и прямоугольные наличники на окнах, декоративная балюстрада на входах – вот, пожалуй, и весь декор, которым наделили зодчие фасады

Рис. 2. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Перспективный вид. Реконструкция Гладких А.А.

Рис. 3. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Вид на офицерский дом. Реконструкция Гладких А.А.

солдатских казарм (рис. 5). В целом, застройка получалась однообразная и монотонная. Единый силуэт одноэтажных домов нарушала лишь полковая церковь, показанная на «Плане И.Ф. Трускота на центральном проспекте гвардейской слободы, в одной линии с жилой застройкой.

Рис. 4. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Фасад офицерского дома со служебными флигелями. Рисунок Гладких А.А.

Рис. 5. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Фасад солдатского дома. Рисунок Гладких А.А.

Перечисленные выше градостроительные и архитектурно-художественные особенности военных жилых поселений прослеживаются и в прочих проектах

полковых слобод Лейб-Гвардии полков. Разработанные в первой половине XVIII века «образцовые» проекты полковых слобод, располагавшиеся на окраинах города и занимавшие значительную часть его территории, легли в основу градостроительной ткани Санкт-Петербурга, сформировав большое количество современных улиц, проспектов, кварталов и площадей Северной столицы. Заложенные еще в 1740-е годы пространственно-планировочные идеи по принципам «регулярности» и «правильности», а также сдержанность и простота архитектурно-декоративных решений фасадов, свойственные военным поселениям, можно наблюдать и сегодня, прогуливаясь  по многочисленным кварталам и частям города на Неве.

Список литературы:

  1. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIIIXIX веках. М., 1987.
  2. Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. СПб., 2008.
  3. Семенцов С.В. Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века.СПб., 2004.
  4. Гладких А.А. Проект сада «Променад» в Санкт-Петербурге как образец русского идеального парка середины XVIII века. // Вестник гражданских инженеров. N 6(47).СПб., 2014. С. 6.
  5. Богданов А.И. Описание Санктпетербурга 1749-1751. СПб., 1997. С. 222-223.
  6. Гладких А.А. «Идеальная» жилая застройка в проектах Санкт-Петербурга первой половины XVIII века. // Сборник статей по материалам XXX Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: Вопросы технических наук» Секция 6. Строительство и архитектура. М., 2015. С. 41.
  7. Базарова Т.А. До Таврического дворца: история застройки Московской стороны в первой половине XVIII века. // Создание «Парадиза» Санкт-Петербург и Ингерманландия в эпоху Петра Великого. Очерки. СПб., 2014. С. 206-207.[schema type=»book» name=»ПРОЕКТ ПОЛКОВОЙ СЛОБОДЫ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА КАК ПРИМЕР «ОБРАЗЦОВОЙ» ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА» description=»В работе рассматривается проект полковой слободы Лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге, разработанный в 40-х годах XVIII века. Делается описание пространственно-планировочных и архитектурно-художественных решений, применявшихся зодчими, для создания «образцовой» жилой застройки города.» author=»Гладких Александр Александрович» publisher=»БАСАРНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found