Введение
Особенность современного образования характеризуется большим выбором образовательных услуг, а также высоким уровнем конкуренции как со стороны государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Сфера образования стала объектом предпринимательской деятельности. Признание и одобрение общества весьма важно для любого учреждения образовательной сферы. Любое образовательное учреждение ежедневно подвергается оценке людей, что влияет на формирование его имиджа.
На имидж университета оказывают влияние многие факторы: мировой рейтинг, качество образовательных услуг, уровень научной школы, конкурс на место на вступительных экзаменах, востребованность выпускников, условия проведения научно-образовательного процесса, расположение учебного объекта, условия для проживания и отдыха студентов.
ДВФУ – это университет, который по своему расположению и структуре не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. Такая особенность дает возможность для создания различных как плоскостных, так и объемных архитектурных объектов на суше и на поверхности воды. Наличие таких объектов повысит интерес к университету, позволит ему претендовать на уникальность, тем самым, повысит статус города и страны.
- Архитектурно-пространственная организация кампуса ДВФУ
Кампус ДВФУ располагается в городе Владивосток на берегу бухты Аякс в экологически чистом районе острова Русский. Кампус имеет территорию в 800 тысяч квадратных метров, собственную инфраструктуру. В кампусе есть общежития, учебные корпуса, лаборатории, океанариум, спортивные сооружения, парк с набережной и пляжем, места отдыха, системы парковок, медицинский центр.
Рисунок 1. Ситуационная схема
Парк кампуса имеет большую территорию, разнообразный рельеф, выход к морю, а также различные функциональные зоны: спортивные, рекреационные, набережная. Однако, нет системы образовательных, воспитательных и познавательных зон. Парк предназначен не только для ежедневных прогулок и отдыха, а также для проведения мероприятий и праздников. В нем существует множество дорожек, проходящих по всей территории: пешеходные, вело- и автодороги. Из любой точки кампуса можно без труда по кротчайшему пути добраться до заданного места либо пешком, либо используя транспорт.
Рисунок3. Схемы автодорог, пешеходных путей и велодорожек
Не смотря на то, что парк кампуса имеет огромную территорию и множество дорожек, в нем сосредоточено достаточно мало функций, а те, что там есть, полностью не раскрыты.
- Отсутствие открытых образовательных площадок как проблема функционирования кампуса ДВФУ
В структуре ДВФУ 9 школ: инженерная школа, школа биомедицины, школа гуманитарных наук, школа естественных наук, школа искусства, культуры и спорта, школа педагогики, школа региональных и международных исследований, школа экономики и менеджмента, юридическая школа. Так же, помимо обязательных ученых программ, реализуемых в каждой школе, существует масса дополнительных образовательных процессов по типу факультативов, кружков, секций и т.д. Существуют дополнительные образовательные программы для школьников и людей пенсионного возраста.
Для проведения образовательных процессов необходимы не только различные по типу помещения в структуре корпусов университета, а также и открытые образовательные пространства на территории кампуса.
Занятия на открытом воздухе возможны по средствам прогулок по территории кампуса, экотроп, проведения лекций в амфитеатрах, создание выставок в открытых галереях, сооружение мобильных классов на пирсе, обустройство мест для проведения занятий по живописи и рисунку. Для возможности самостоятельного обучения необходимо создание библиотек под открытым небом, мест для занятий, оборудованных интернетом.
- Пути решения проблем
На обустроенной территории кампуса существует проблема с поиском места для проведения различных университетских и городских мероприятий. На данный момент для этого используется площадка для парковки автомобилей перед центральным входом в корпус университета и открытый стадион, находящийся в парке кампуса.Использование данных мест не подходит для проведения праздников, так как они не приспособлены для этого: отсутствуют комфортные места для зрителей в достаточном количестве,нет акустических систем, ограниченный обзор.
Для решения этих проблем возможно создание в кампусе дополнительных сценических и образовательных площадок. Так как территория университета уже имеет свои границы и планировочные решения, то стоит рассмотреть применение трансформируемых и сезонных сборно-разборных площадок.
Сборно-разборные конструкции позволят создавать сцены для культурно-массовых мероприятий любой конфигурации и в различных местах кампуса, не создавая проблем для существующей планировки, а после проведения позволят вернуть первоначальный вид территории.
Кампус имеет выход в живописную бухту. Огромная водная территория обладает большим потенциалом, но на данный момент осталась без внимания.
Преимущества строительства объектов на воде:
— Стоимость строительства на воде в 3,5 раза ниже строительства подобного объекта на земле.
— Уникальность расположения, которая привлекает внимание.
Создание современных, социально и технически развитых объектов на воде– это перспективнейшее направление раскрытия рекреационного потенциала береговых территорий.
Расположение на воде различных плавучих площадок позволит университету иметь дополнительные места для проведения масштабных праздников, а также для научно-образовательного процесса, разнообразит рекреационную сферу и создаст привлекательную среду для туристов.
- Концепция развития
На основе анализа школ ДВФУ и различных образовательных процессов университета составлена схема возможного расположения открытых образовательных площадок, в которой:1. Амфитеатр;2. Пирс – как место проведения лекций;3. Места для спортивных занятий;4. Экотропа;5. Места для занятий живописи и рисунка;6. Открытая галерея;7. Открытая площадка для показательных учебных мероприятий.
Рисунок4. Схема возможного расположения открытых образовательных пространств
Рисунок5. Схема возможного расположения плавучих площадок в кампусе
Метод проведения занятий на открытом воздухе позволит максимально содействовать интеллектуальному, духовному и физическому развитию студентов университета, раскрытию их творческого потенциала, создаст уникальные условия для талантливой молодежи, а также выведет ДВФУ на новый уровень образовательных услуг.
Проектирование объектов на глади воды повысит имидж учебного заведения благодаря своей уникальности и новизне, так как на данный момент ни в одном университетском кампусе России нет подобных объектов.
Так как большая часть территории кампуса имеет выход к морю, то выбор места для проектирования плавучих площадок разнообразен. Наиболее подходящими точками расположения водных объектов являются две: на центральной оси парка кампуса, напротив водопадов, и в восточной части набережной. Первое место находится на пересечении потоков людей, а также его видно с окон главного корпуса. Второе – наоборот располагается в той части парка, где мало достопримечательностей, и проектирование здесь привлечет поток посетителей.
Заключение
Обследовав территорию кампуса ДВФУ на о. Русском было выявлено несколько проблем, таких как: отсутствие открытых образовательных площадок, комфортного места для проведения университетских и городских мероприятий, нераскрытый водный потенциал.Проанализировав существующую ситуацию в кампусе,быласоздана концепция развития кампуса ДВФУ на о. Русском.
Список использованных источников
- Игнатов Г.Е. Утопия «Города сада» как философская модель развития университетского кампуса. Территория новых возможностей. Научное издание, Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, №1, Владивосток, 2009. – С. 203-210.
- Масловская О.В. Проектирование открытых образовательных пространств в рамках учебного процесса ВГУЭС. Научное издание, Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, №2, Владивосток, 2011. – С. 111-117.
- Пучков М. В. Архитектурная идентичность организации: пространственные схемы кампусов. Архитектон: известия вузов. 2012. № 38. С. 3. Режим доступа URL: https://archvuz.ru/2012_2/3[schema type=»book» name=»ОТКРЫТЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В КАМПУСЕ ДВФУ НА О. РУССКИЙ» description=»В статье рассматриваются принципы архитектурно-пространственной организациикампуса ДВФУ на о. Русский, проблема отсутствия развития методики сценария преподавания на открытом воздухе, проблема расположения площадок для проведения культурно-массовых мероприятий. Формулируются основные требования к созданию комфортной пространственной среды и стратегии развития образовательного пространства университета.Развиваются концепции решениярассматриваемых задач.» author=»Попова Татьяна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]