Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ОПРОСА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ

Предметно-пространственная среда является материализацией социальных, идейных и культурно-эстетических устремлений проектировщика и архитекторов [1, с. 1]. Влияние общества на формирование архитектурно-средовых объектов неоспоримо, среда города проектируется для человека, он – «единица масштаба», ее потребитель и оценщик. А значит, при проектировании необходимо «…сосредоточить свое внимание не на изучении планировочной структуры отдельных зданий или приемов их размещения, а на их первооснове, то есть на конкретных процессах жизнедеятельности населения» [2, с. 5]. Все чаще концепции развития жилой среды и архитектурных объектов предъявляются для их субъективной общественной оценки, выявления предпочтений и закономерностей планировочных и образных решений, а также изучения современных потребностей жителей и перспектив создания нового городского пространства.

Предварительным этапом проектирования любого архитектурного сооружения является предпроектный анализ, одним из пунктов которого является социально-демографический анализ. Он позволяет определить предпочтения жителей, составить окончательные варианты проектных решений и достичь положительного социального эффекта при реализации жилого объекта. Рассмотрим подробнее метод социального опроса в проектировании жилого комплекса (рис. 1).

Рисунок 1. Схема последовательности проектирования с применением метода социального опроса — анкетирования

Социальный опрос (анкетирование) — самый распространенный метод исследования, он заключается в сборе и получении первичных эмпирических сведений путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и опрашиваемых (респонденты) [3, с. 8]. «Этот метод позволяет получить разнообразные данные за короткий период времени и, как правило, не требует больших затрат. При наличии достаточного количества анкет результаты можно подвергнуть статистическому анализу» [4, с. 172]. Метод опроса может быть реализован типами интервьюирования или анкетирования [5] (рис. 2).

Рисунок 2. Виды опроса согласно М.К. Горшкову и Ф.Э. Шереги

В процессе предпроектного анализа в качестве одного из методов исследования нами был использован метод анкетирования, включающий следующие стадии:

— формулировка проблемы (организация жилой среды), объекта (жилой комплекс — ЖК) и предмета (среда и инфраструктура ЖК);

— определение цели и задач анкетирования: выяснение предпочтения горожан к архитектурно-средовой форме жилой среды, выявление степени удовлетворенности существующей средой ЖК, субъективное отношение населения к зеленым насаждениям в городе, качеству транспорта, инфраструктуре жилой среды;

— определение гипотезы, которая выражается в формировании комплексного подхода планирования территорий, улучшения экологии ЖК, увеличения инфраструктурного насыщения и повышения качества среды;

— формирование инструментария исследования: составление анкеты и логика построения вопросов с вариантами ответов;

— проведение опроса путем анкетирования жителей города как очно (индивидуально), так и заочно (онлайн-опрос);

— обработка и анализ полученной статистической информации с помощью компьютера, при этом было обработано 113 анкет из 118.

Результаты анкетирования приведены в виде круговых и линейчатых диаграмм (рис. 3).

Анализ ответов свидетельствует о том, что население видит перспективу развития города в дезурбанизации и экологизации среды, равномерном озеленение территорий (рис. 3, б, в). Отношение опрашиваемых к использованию личного и общественного транспорта всегда противоречиво, однако последний предпочтителен. Альтернатива пешеходной доступности также получила поддержку. (рис. 3, г)

По методу застройки жилые комплексы делятся на два вида: возводимые в центре вертикальные многофункциональные ЖК, расположенные за пределами города, и горизонтальные ЖК. Большинство опрашиваемых хотели бы жить именно в горизонтальных ЖК с внешней инфраструктурой (невстроенной в дом), т.е. в средне и малоэтажной застройке микрорайонов. [6] (рис. 3, д)

Среда ЖК включает различные средовые объекты: прогулочные тропы, места отдыха, детские и спортивные площадки, парковку. Большинство жителей высказались за развитие общественного характера зон отдыха.

Опрос показал, что большинство горожан не удовлетворены средой своих ЖК. На вопрос о строительных материалах в жилой среде 80% высказались за использование натуральных – камень, дерево, применение зеленых посадок.

Диаграмма насыщения ЖК инфраструктурой показывает, что общество не хотело бы «перегружать» жилое пространство, необходим ее минимальный набор – это придомовая территория с детскими, спортивными площадками, встроенный продовольственный магазин, парикмахерская. (рис. 3, е)

Для вопроса об оптимальном наборе инфраструктуры жилой среды предлагалось выбрать несколько вариантов ответа. Таким образом, были выявлены обязательная (более 50% ответов), желательная (20-50%) и возможная инфраструктура в жилом пространстве (менее 20%). (рис. 3, ж)

Результаты опроса подтвердили гипотезу о том, что при планировании территорий необходим комплексный подход, город нуждается в экологизации, увеличении инфраструктурного насыщения и повышения качества жилой среды. Идеальным проектным решением, по мнению опрашиваемых, стал бы компактный среднеэтажный ЖК в окружении природы с развитой системой общественного транспорта. Обслуживающие предприятия могли бы расположиться как на первых этажах дома, так и в общественном отдельно построенном центре. При использовании строительных и отделочных материалов следует отдавать предпочтение натуральным.

В современном проектировании жилой среды основное значение имеют нормы строительных регламентов, социально-психологический фактор человека при этом не учитывается. В результате жилая среда становится небезопасной, негуманной, вызывает психологический дискомфорт. При комплексном формировании жилой среды необходимо учитывать особенности организации предметно-пространственного комплекса, создавать эстетику жилой среды с учетом зрительного и психологического восприятия человека.

Метод социального опроса – наиболее распространенный и эффективный, однако, на качество получаемой информации влияют факторы, связанные с личностью респондента и исследователя, время, место, его организация опроса. Статистические выводы проведенного анкетирования, представленные в статье, могут быть учтены и использованы при моделировании, прогнозировании и проектировании гармоничной, функциональной и художественно-выразительной среды жилых комплексов.

Список литературы:

  1. Барабанов А. Человек и архитектура: Семантика отношений.
  2. URL: (дата обращения: 23.12.2016).
  3. Ешина Е.В., Столяр Л.И. Социологическое исследование в архитектуре и градостроительстве: методические указания к курсовому проектированию; под общ. ред. Скачкова Ю.П. Пенза: ПГУАС, 2013. 35 с.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М, 2009. 768 с.
  5. Мартин Б., Ханингтон Б. Универсальные методы дизайна. СПб.: Питер, 2014. 208 с.: ил. Опрос как метод получения первичной информации. URL: (дата обращения: 23.12.2016).
  6. Седых А. Преимущества и недостатки различных видов многофункциональных жилых комплексов. URL: (дата обращения: 23.12.2016).

Рисунок 3. Результаты опроса (%): а – возрастные группы опрашиваемых, б – направление развития города, в – место природы в городе, г – городской транспорт, д – тип ЖК, е – насыщение ЖК инфраструктурой, ж – оптимальный набор инфраструктуры жилой среды.[schema type=»book» name=»МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ОПРОСА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ» description=»В статье представлены статистические результаты проведенного анкетирования с целью определения и уточнения социально-психологических предпочтений жителей при формировании гармоничной, безопасной и художественно-выразительной жилой среды. Основные выводы исследования могут быть применены и преобразованы в архитектурно-средовые проектные решения при создании жилого комплекса в рамках магистерской работы.» author=»Куркина Анна Евгеньевна, Карпенко Владимир Евгеньевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.16_33(2)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found