Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ

С правовой точки зрения под основами местного самоуправления следует понимать совокупность взаимосвязанных принципов, отношений, которые регулируются нормами различных отраслей российского права. Правовая и экономическая основы входят в базовый состав местного самоуправления, который представляет собой совокупность отношений, складывающихся в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Эти отношения могут быть классифицированы следующим образом:

– по поводу правовой основы организации и деятельности системы органов местного самоуправления, порядка их работы, а также выборных должностных лиц;

– в связи с установлением территориального устройства, как одного из основ местного самоуправления и признаков публичной власти;

– в связи с формированием экономической основы и социально-экономической деятельностью органов местного самоуправления;

– в связи с формированием финансовой основы и финансовой деятельности органов местного самоуправления.

Понятие правовой и экономической основ местного самоуправления следует определять через совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации деятельности местного самоуправления, способных преодолеть кризисы в своем развитии. Местная публичная власть реализуется путем сочетания административных и финансово-экономических методов управления, управленческих отношений антикризисного характера. При этом финансово-экономические и правовые отношения играют определяющую роль в обеспечении социального прогресса.

Это связано с тем, что финансово-экономическая основа местного самоуправления это совокупность регулируемых нормами права отношений, складывающихся в результате деятельности жителей, проживающих в пределах муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения вопросов местного значения.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [1].

Сущность финансово-экономической основы свидетельствует, что эта основа состоит из нескольких групп общественных отношений: отношений муниципальной собственности, финансовых отношений, отношений иной собственности, подчиненных поиску выхода из кризисного состояния. Такие отношения регулируются главой 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Содержание экономической основы местного самоуправления, данное в этом законе, воспроизведено во многих региональных законах о местном самоуправлении.

Вопросы финансово-экономической основы местного самоуправления рассматриваются законами субъектов Российской Федерации более подробно, чем в федеральном законодательстве. Это – законы о местных бюджетах, налогах, налогах и сборах, о разграничении государственной и муниципальной собственности и др. Часто вводятся в действие более конкретные нормы об экономической основе в уставах, регламентах, примерных положениях муниципальных образований.

Однако и на региональном уровне в периоды кризисного состояния экономики, в том числе и вовремя мирового экономического кризиса, законодательство не рассматривает проблемы устранения кризисных угроз в единстве с муниципальной экономикой и политикой, хотя проблема упрочения подобных связей всегда актуальна. Это связано с формированием новых антикризисных отношений по осуществлению политики, ориентированной на установление правовых основ единого рынка, экономического и правового пространства, прежде всего в муниципальных образованиях. Ведь действуют такие образования, и достаточно нередко, как социально-экономические системы с их структурными элементами: методологические основания, муниципально-правовые отношения, структурные преобразования на основе теории народовластия.

Разумеется, за границей регулирования антикризисной деятельности находятся многие сущностные, независимо от кризисов, аспекты местного самоуправления (содержание власти, групповое и индивидуальное лидерство, убеждение и принуждение как феномены власти, муниципальная власть в свете моральных и правовых ценностей).

К сожалению, в меньшей степени законодатель занимается анализом деятельности местного самоуправления, в процессе регулирования правового и финансово-экономического развития, проблемами выхода муниципальных образований из кризиса, конфликтов интересов с использованием таких институтов, как консенсус, гражданский мир и согласие.

Однако, муниципальные аспекты перечисленных проблем, думается, приобретают сегодня особую остроту в науке муниципального права, которая впредь будет не в последнем случае заниматься вопросами профилактики кризисных финансово-экономических явлений, учитывая в полном объеме требование установления правовых основ единого рынка и последствий мирового экономического кризиса.

Слабо исследуется процесс взаимодействия права, экономики и власти в виде муниципально-экономических правоотношений. Тщательно изучать данное единство необходимо хотя бы потому, что без улучшения взаимодействия субъектов этой деятельности в процессе муниципально-экономического развития общества антикризисная ситуация не может быть изменена, так как реальным и вместе с тем логическим центром реформирования и иных преобразований является среда, в которой находятся человек, житель, население, их поведение, направленное на преодоление последствий кризиса.

Речь идет о реальном влиянии самих граждан, населения на муниципальную экономику, об отражении в законодательстве их взглядов, настроений, поведения населения, граждан как субъектов финансово-экономических правоотношений и как необходимого условия нормально устроенной жизни правового государства, его способности создавать такие социальные ценности, которые гарантируют обеспечение роста муниципальной экономики.

Другая причина состоит в неразработанности и нерешенности этих антикризисных проблем, что позволяет сформулировать предложения об упрочении механизма правореализации отношений органов государственной власти, прежде всего субъектов Российской Федерации и муниципальной экономики в ходе кризиса.

В общем виде разработку антикризисной концепции как нормативного акта и как части правового планирования можно свести к следующим этапам: допрограммному, программному и послепрограммному. Предстоит провести комплексное изучение организации всего механизма правореализации сложных экономико-правовых явлений и процессов на теоретическом и на эмпирическом уровнях.

Третья причина заключается в разрастании кризисного состояния в экономической жизни муниципальных образований, отсутствии должного влияния государственной власти или же ее самоустранение от четкого и энергичного выполнения своей финансово-экономической функции, по­рождающее дезорганизацию, произвол, хаос, беспорядок в хозяйственных отношениях на местах. Бездействие муниципальной власти в атмосфере экономического кризиса – общественно опасное и противоправное поведение. Неспособность этой власти сделать что-либо для самой себя и для муниципальной экономики – явление, свойственное неокрепшей власти на стадии углубляющегося кризиса. Неумение учитывать кризисную среду приводит к потере возможности эффективно работать в условиях кризиса. Отсюда вытекает потребность во внимательном анализе путей очищения, замены, обновления форм и методов деятельности органов местного самоуправления по развитию финансово-экономической основы местного самоуправления.

Все это необходимо для решения одной из самых острых проблем – несоответствие возросшего объема полномочий органов местного самоуправления с имеющихся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Финансово-экономическая основа большинства муниципальных образований недостаточно развита для осуществления функций местного самоуправления в современных условиях. Так, очевидной стала необеспеченность полной и повсеместной реализации установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких как запрет на ограничение прав местного самоуправления, обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также судебной защиты местного самоуправления.

Эти и многие другие проблемы показывают наличие системного кризиса в осуществлении принципов реализации финансово-экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации. В такой ситуации не вызывает сомнений необходимость анализа системы принципов муниципальной политики и внесения в нее необходимых корректив в рамках методологических основ местного самоуправления.

Список литературы:

[1] Запорожан А.Я. Экономическая основа местного самоуправления // Управленческое консультирование. 2009. № 2 (34). С. 132

[2] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс[schema type=»book» name=»ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ» description=»В данной статье рассматривается понятие и сущность экономической основы местного самоуправления, а также проблемы ее реализации в современных условиях.» author=»Позднякова Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found