Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

В соответствии со статьей 1 закона «О борьбе с терроризмом» к преступлениям террористического характера отнесены преступления, предусмотренные статьями 255 — 260, УК РК, а также предусмотрено, что к таковым могут быть отнесены и иные преступления, если они совершены в террористических целях.

Данный закон не содержит в себе норм уголовно-правового характера и отсылает правоприменителя к действующему УК РК [1].

В юридической науке не выработалось единого подхода к вопросу о необходимости моделирования самостоятельного состава терроризма. «Суть проблемы, — как считает профессор С.А. Денисов, — заключается в том, что Особенная часть Уголовного закона знает случаи, когда в отдельных составах присутствуют элементы терроризма».

К таким видам можно отнести статьи 262, 263, 264  УК РК и ряд других преступлений. «В связи с этим, отмечает профессор С.А. Денисов, — полагается, что специальные нормы призваны бороться с отдельными, конкретными проявлениями терроризма».

Законодатель, исходя из необходимости формирования самостоятельного состава, установил ответственность за терроризм (статья 255 УК РК).

В рамках анализа терроризма возможно разделение всех преступлений с элементами терроризма на три большие группы: 1. терроризм как самостоятельный состав преступления (ст. 255 УК РК); 2. преступления террористического характера (ст. ст. 256-260 УК РК); 3. иные виды преступлений, где элементы терроризма выступают в качестве цели или способа совершения преступления (вымогательство, все виды угроз, посягательств либо убийств в отношении должностных лиц различных звеньев государственного аппарата и т.п.).

Все эти виды объединяют следующие черты: во-первых, характерная для всех преступлений с элементами терроризма открытость, а зачастую и ультимативность действий и требований; во-вторых, применение психического или физического насилия в отношении неопределенного круга лиц, в том числе и случайных жертв; в-третьих, подрыв престижа и авторитета власти, угроза общественной безопасности как средство воздействия на людей и общественные институты; в-четвертых, обще-опасный способ совершения преступлений, и в-пятых, транснациональный (международный) характер.

Объектом терроризма выступает общественная безопасность. Понятие и содержание безопасности определяется в Законе Республики Казахстан от 1мая  2007 года «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Безопасность — понятие очень сложное, широкое и многоаспектное. В зависимости от содержания различаются стороны безопасности. Так, выделяются экономическая, политическая, правовая, экологическая информационная, военная, государственная, личная и т. д.

Общественная безопасность как объект преступления, — это система отношений, возникающих по поводу создания безопасных условий жизнедеятельности общества, развитие различных ее институтов.

Исследователи различают объективный и субъективный критерии общественной безопасности. Объективный критерий — это уровень реальной защищенности системы законодательного регулирования, организационные меры по использования материальных средств, реализация этих мер правоохранительными и другими органами.

Субъективный критерий отражает часть общественной психологии. В нем находит выражение ощущения своей безопасности и безопасности других лиц, состояние спокойствия, уверенность в нормальной работе государственных и общественных институтов власти и управления.

В качестве дополнительного объекта в рассматриваемом составе могут выступать личные и имущественные интересы граждан и юридических лиц.

Объективная сторона терроризма является сложной и может быть выражена в совершении одного из трех видов действий, указанных в диспозиции ст. 255 УК РК: 1. совершение взрыва, поджога; 2. совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, либо наступление общественно опасных последствий; 3. угроза совершения указанных действий.

Совершение взрыва — это действие, сопряженное с использованием взрывных устройств или взрывчатых веществ.

Поджог — это искусственное вызывание пожара с использованием воспламеняющихся средств.

Взрывные устройства — это самодельные, кустарного либо заводского изготовления мины, бомбы, снаряды, конструктивно предназначенные для производства взрывов. Взрывчатые вещества — это химические соединения, или механические смеси веществ, способные к быстрому взрыву (тротил, аммониты, пластиды, различные типы пороха).

 Взрыв — мгновенное, мощное самораспространяющееся химическое превращение взрывчатых веществ, сопровождающееся взрывной волной, возгоранием и громким звуком.

Иные действия — это самые различные активные действия, сопряженные с использованием радиоактивных, ядовитых, сильнодействующих веществ, посягательство на информационные, энергетические, продуктовые ресурсы, системы жизнеобеспечения общества.

Угроза совершения указанных действий выражается в реальном, возможном обещании выполнить указанные выше действия. Признаки терроризма будут иметь место лишь тогда, когда у одного или нескольких лиц существует реальная возможность выполнить указанные выше действия.

Обязательным признаком терроризма является создание опасности наступления следующих видов последствий: 1. опасность гибели людей; 2. опасность причинения значительного имущественного ущерба; 3. наступление иных общественно-опасных последствий.

Опасность — это универсальная уголовно-правовая категория, которая в смысле рассматриваемого состава понимается как угроза наступления указанных в диспозиции статьи последствий [2, c. 78].

Опасность гибели людей означает совершение таких действий, которые бы объективно, в силу своих внутренних свойств вызвали реальную возможность гибели двух и более людей, или фактическую смерть хотя бы одного человека.

Опасность значительного имущественного ущерба, как последствие действий, содержанием которых является терроризм — сугубо оценочное понятие. Это означает, что значительность, либо, напротив, незначительность ущерба рассматривается в каждом конкретном случае совершения терроризма.

В уголовно-правовой литературе существует предложение по квалификации и установлению этой разновидности последствий терроризма аналогично толкованию этих преступлений против собственности. «Эта позиция, — как считает профессор С.А. Денисов, — представляется не совсем верной».

Ибо, значительность причинения имущественного ущерба в таком преступлении как, например, кража, устанавливается с учетом не только стоимости самого похищенного, но и с учетом материального положения лица, у которого совершено хищение.

Естественно, данный критерий не может быть применим в случае квалификации терроризма. Данный признак устанавливается с учетом целого ряда обстоятельств. Во-первых, с какими целями совершаются террористические действия; во-вторых, какие средства необходимо затратить на их предотвращение и расследование. Иные общественно-опасные последствия в своем содержании могут заключать срыв работы государственных учреждений, предприятий, блокирование аэропортов, автомобильных и железнодорожных магистралей, вокзалов, создание паники среди населения и т.п.

Названный состав является формальным, т.е. уголовная ответственность может наступить при совершении какого-либо из указанных в диспозиции действий или угрозы их совершения, но в обозначенных целях.

Другими словами можно сказать, что законодатель так сконструировал модель объективной стороны терроризма, что преступление признается оконченным, завершенным уже при наличии таких действий, которые создали опасность наступления последствий в виде гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо иных последствий.

К такой конструкции законодатель прибегает в следующих случаях: во-первых, — установление последствий от совершенного действия невозможно, поскольку они находятся в толще различных проявлений (моральный, имущественный, организационно-управленческий и т.п.) во-вторых, само по себе действие настолько опасно, что законодатель не считает возможным связывать момент окончания преступления с наличием фактически причиненного вреда. Терроризм, с объективной стороны, подпадает под оба указанных выше случая.

Опасность причинения указанных в законе последствий выступает, таким образом, сама как специфическое последствие. В соответствии с этим, при квалификации признаков, характеризующих объективную сторону терроризма, необходимо установление и причинной связи между действиями и причинно-обоснованной опасностью наступления последствий.

С субъективной стороны терроризм характеризуется умышленной формой вины и, более того, это преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

На это обстоятельство указывают следующие признаки: во-первых, наличие специальной цели при совершении терроризма и, во­вторых, конструкция объективных признаков.

Прямой умысел означает, что лицо при совершении этого преступления сознает, что оно совершает взрывы, поджоги, иные действия, либо угрожает подобного рода действиями, предвидит неизбежность создания опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и иных последствий, и желает совершения подобного вида действий, преследуя при этом специальные цели: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти [3, c. 98].

По мнению отдельных авторов, все цели в совершении терроризма условно разделяются на две группы: 1. основная цель — оказание воздействия на принятие решений органами власти. Именно ради этих целей совершаются в подавляющем большинстве все акты терроризма. 2. вспомогательные или промежуточные цели. К ним мы относим нарушение общественной безопасности и устрашение населения. Именно через достижение этих целей решается и основная задача террористов — воздействовать на решения, принимаемые органами власти.

Следует иметь в виду, что мотивация терроризма не обязательно носит политический характер в собственном смысле этого слова. К тому же то, что в источниках в настоящее время обозначается как явление терроризма, имеющее политические мотивы (осложнение международных отношений, воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства, дестабилизация обстановки и т.д.), является скорее целью.

Мотивы же, т.е. внутренние побуждения участников, могут быть самыми разнообразными — от фундаменталистского или сектантского, религиозного, националистического, социального фанатизма до стремления к самоутверждению, «прославлению» себя, мести и т.д.

Эти мотивы надо иметь в виду и во взаимодействии с собственно политическими мотивами, связанными с оппозиционной деятельностью, конфронтацией относительно существующего строя и органов власти.

Поэтому мы солидарны с мнением профессора С.А. Денисова, который считает, что «мотивация проявлений терроризма уголовно-правового квалифицирующего значения не имеет. В качестве побудительных мотивов совершения терроризма, как правило, желание достигнуть каких-либо экономических, политических, сепаратистских, криминальных целей».

Субъектом терроризма выступает террорист, т. е. лицо, непосредственно участвующее в совершении действий, указанных с диспозиции ст. 255 УК РК. Закон «О борьбе с терроризмом», подписанный Президентом Казахстана 29 января 2014г., содержит в себе несколько расширенное понятие террориста — лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой её форме[4, c. 20].

Анализ положений этого закона даёт основание полагать, что здесь мы имеем дело с более общим представлением о лице, совершившим террористические действия. В орбиту этого определения входит не только сам исполнитель, но и целый круг лиц, причинно и виновно обуславливающих совершение преступления. Обращает на себя внимание предельно низкий возраст уголовной ответственности за терроризм (ч. 2 ст. 52 УК РК). Данное обстоятельство лишний раз доказывает специфическое свойство терроризма — его повышенную общественную опасность.

 

Список использованной литературы:

  1. Уголовный кодекс РК 3 июля 2014 года
  2. А. С. Наумов Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник.  – М.: Спарк, 1999 -78c
  1. Б.В. Здравомыслов Уголовное право. Особенная часть: Учебник. – Юрист, 1997 -98c
  2. О.А. Аксенов «Ответственность за преступления против общественной  безопасности, здоровья населения и общественной нравственности»-Юрист – 1997-20c[schema type=»book» name=»УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА» description=»В статье исследуются вопросы уголовно-правовой характеристики состава преступления акта терроризма. Рассматриваются уголовно-правовые характеристики элементов в составе преступления. Изучается объект преступления и его юридические особенности. Анализируется субъективная и объективная сторона преступления. Исследуются субъекты преступления. Выявляются актуальные вопросы толкования состава преступления и новые подходы к их характеристикам. Проводится сравнительный анализ составов преступления связанных с терроризмом. Определяется ряд утверждений и мнений позволяющих включить их в состав преступления. » author=»Танкенова Лаура Кумаровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found