Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ТЕРРОРИЗМ КАК МЕЖДУНАРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Терроризм, без сомнения, следует относить к числу транснациональных преступлений. Это требует единообразного подхода к его толкованию и выработке единых международно-правовых понятий для проведения криминологических оценок и действий по его предупреждению. Как вид международного преступления терроризм вызывает весьма разнообразные оценки. Прежде всего, его либо политизируют, либо рассматривают как обычное уголовное преступление. Такая ситуация обусловлена многообразием как самих террористов, так и их организаций, методов, тактик действия. Так, М. П. Требин характеризует терроризм как явление весьма сложное, динамичное и многоплановое. Это явление затрагивает ряд проблем: правовых, психологических, исторических, технологических и т.д. В проявлениях терроризма присутствует насилие с применением оружия, стремление запугать население, возникает значительное количество невиновных жертв, а применительно к террористическим актам, выходящим за рамки государственных границ, – международный элемент [9, с. 10].

Интересно то, что в СССР проблема террористической деятельности рассматривалась, как правило, через призму международного государственного терроризма, то есть через соперничество капиталистической и социалистической систем. Однако в настоящее время мировой терроризм следует рассматривать как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Терроризм сегодня представляет собой сложное общественное явление, которое следует рассматривать с различных точек зрения: социально-политической, правовой, психологической, а также с точки зрения государственных органов, обеспечивающих защиту общества от терроризма.

Криминологические исследования деятельности различных террористических организаций и групп показывают, что террористы прибегают к разнообразным видам насилия над личностью: физическому и морально-психологическому. В процессе анализа деятельности террористов порой трудно провести четкие границы применяемого ими насилия, тем не менее, в каждой террористической акции тот или иной вид насилия фигурирует в качестве доминирующего. Применение террористами достижений науки и техники расширяет их разрушительные возможности, позволяет им привлекать к себе всеобщее внимание, держать людей в постоянном страхе. Международный терроризм сегодня отличает качественно новый технико-организационный уровень.

Сегодняшние террористические организации – это не малые группы плохо обеспеченных и слабо вооруженных заговорщиков, а целые «концерны» с многомиллионными доходами, с внутренним разделением труда и специализацией, с тренировочными лагерями, мастерскими, складами, убежищами, госпиталями, лабораториями, широко использующие новейшие типы оружия, средства связи и транспортировки, практикующие самые разнообразные методы и приемы.

В русском языке понятие терроризм толкуется главным образом как устрашение, насильственное действие, насилие или угроза насильственным действием [7, с. 273]. Анализ ряда работ отечественных криминологов свидетельствует о том, что авторы стремятся более четко разграничить понятия «террор», «терроризм», «террористический акт» [2, с. 26-31]. Однако среди ученых нет единого мнения относительно определения понятия «терроризм». Одни авторы,  полагают, что не нужно искать универсальное определение терроризма, а следует ограничиться лишь обозначением его институциональных признаков [4, с. 66-77]. По мнению других, было бы полезнее дать легальное определение терроризма на правовом уровне [5, с. 149-151].

В современной отечественной уголовно-правовой литературе под терроризмом принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических или иных выгодных террористам результатов [6, с. 3; 9]. В Оксфордском толковом словаре под терроризмом понимают политику, призванную устрашить тех, против кого она направлена, применение методов устрашения; факт запугивания или пребывание в состоянии запугиваемого [10, с. 30]. Терроризм как криминологическое явление известен человечеству в качестве действенного орудия борьбы за власть в течение многих столетий и для него характерен процесс постоянной трансформации. Поэтому единого криминологического определения терроризма до сих пор не существует [8, с. 8].

Криминологи выделяют следующие направления в современном терроризме. Первое – социальный терроризм, преследующий цель изменения экономического или политического строя собственной страны. Второе – националистический терроризм, поставивший своей целью борьбу против экономического и политического диктата государств и монополий. Третье – терроризм религиозный, связанный с борьбой приверженцев одной религии в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно [1, с. 48-49].

В то же время С. А. Эфиров предлагает классифицировать терроризм по политическим целям, направленным на дестабилизацию общества или региона [11, с. 20-43]. А Г. Дэникер подразделяет терроризм  на внутренний (действия граждан одного государства против своих соотечественников на территории другого государства)  и международный (международные, межнациональные группы террористов действуют против другого или других государств) [3, с. 76-80].

Террор для многих экстремистских групп и организаций по-прежнему является главным средством, с помощью которого можно заставить власти удовлетворить их требования, даже если террористы и не получают поддержки большинства населения. По мнению западных криминологов, нынешние усилия государственных и правоохранительных органов не способны положить конец терроризму, а тем более устранить его социальные и политические корни, и поэтому терроризм продолжит свою разрушительную деятельность в XXI веке.

По нашему мнению, под сущностью терроризма следует понимать совокупность оригинальных признаков, характерных черт и отличительных особенностей, присущих терроризму как социально-политической и правовой категории. Считаем возможным выделить следующие отличительные признаки международного терроризма как преступного деяния:

1) значительная общественная опасность, возникающая в результате причинения смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников либо вообще посторонним лицам;

2) публичный характер исполнения;

3) преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности. При этом страх создается не ради самого страха, а в качестве достижения цели, поставленной террористами;

4) противоправное насильственное действие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц.

При достаточно большом выборе оснований классификации причин и условий преступности в отечественной криминологической науке выделяются факторы, характеризующие терроризм по содержанию или сферам социальной жизни. К таковым относятся: правовые, социально-экономические, организационно-управленческие, воспитательные, идеологические, психологические, социально-политические и другие причины и условия или процессы и явления, вызывающие преступность в этих сферах жизни. Терроризм имеет питательную среду там, где народ бедствует, где социальные группы сталкивают, создавая образ врага.

Борьба с терроризмом является одной из приоритетных задач мирового сообщества, она продолжает оставаться в арсенале политических сил, и не может не учитываться при анализе возможностей исхода политической борьбы в том или ином обществе, в том или ином государстве.

Подводя определенный итог полемике исследователей международного терроризма, можно указать, что приведенный нами перечень классификаций терроризма не является исчерпывающим, поскольку терроризм, как явление, имеет массу оттенков и признаков, отражающих сложность самих конфликтов. Поэтому в процессе реализации предупредительных мероприятий в отношении международного терроризма необходимо помнить, что понятие терроризма содержит не только правовые признаки, но и философские, и социально – политические и др. Следовательно, главным в его анализе должны быть: оценка насилия, анализ целей, характеристика возможных субъектов и оценка его последствий.

Таким образом, необходимо констатировать, что международный терроризм как политико-правовое явление представляет собой совокупность преступлений, имеющих единую цель и совершаемых с использованием насилия, как отдельными лицами, так и специально организованными группами и сообществами, как на территории своей страны, так и на территориях других стран. Он направлен на расширение влияния определенных сил в обществе, ликвидацию или подчинение деятельности их политических оппонентов, а в итоге – захват и установление политической власти. К сожалению, в современных условиях международный терроризм не лишен поддержки со стороны отдельных государств, которые используют его для достижения как внутриполитических, так и внешнеполитических целей.

Список литературы:

  1. ГенриЭ. Против терроризма. М.: Издательство Агентства печати Новости, 1981. 174 с.
  2. Гомонов Н. Д. Понятие криминологического феномена терроризма: концептуальные и методологические проблемы // Актуальные проблемы экономики, политики и права: Сб. науч. трудов / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. Щебаровой Н. Н. – Мурманск: МАЭУ, 2014. 73 с.
  3. Дэникер Г. Стратегия антитеррора. Новые пути борьбы с терроризмом // Терроризм в современном капиталистическом обществе. Вып. 2, 1982. С. 76-80.
  4. Емельянов В. П. Террор и терроризм: вопросы отграничения // Право и политика. 2000, № 4. С. 67-77.
  5. Жалинский А. Э. Комментарий к УК РФ. М.: «Норма», 1999. С. 149-151. 896 с.
  6. Замкова В. И., Ильчиков М. Терроризм – глобальная проблема современности. М., Гардарика, 1996. 80 с.
  7. Краткий словарь иностранных слов. Сост. С. М. Локшина. М.: Русский язык, 1977. С. 351 с.
  8. Одесский М. П., Фельдман Д. М. Поэтика террора и новая административная ментальность: Очерки истории формирования. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1997. 203 с.
  9. Требин М. П.Терроризм в XXI веке / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 815 с.
  10. Хофман Брюс Терроризм — взгляд изнутри. М.: Ультра. Культура, 2003. 264 с.
  11. Эфиров С. А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки: Круглый стол // Государство и право. 1995, №4. С. 20-43.[schema type=»book» name=»ТЕРРОРИЗМ КАК МЕЖДУНАРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ» author=»Гомонов Николай Дмитриевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found