Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ МУСУЛЬМАНСКОГО И РОССИЙСКОГО ПРАВА

Проблема уголовной ответственности несовершеннолетних выходит на первый план в юридической науке не только в России, но и в остальных странах мира. Связано это с тем, что преступность несовершеннолетних набирает обороты в росте. Осознание того, что подростки — это будущее любой страны, весьма важно создавать благоприятные условия для их воспитания и формирования личности. Должны вырабатываться эффективные методы воздействия на подрастающее поколение, призванные предупреждать совершение противоправных деяний, а также оказывать воспитательное воздействия на тех, кто совершил деяния, выходящие за рамки закона.

Как и в российском законодательстве, так и в законодательстве стран с мусульманской системой права предусмотрены принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления. Рассмотрим это на примере некоторых арабских стран.

В Египте к несовершеннолетним лицам в возрасте до 15 лет наказание не применяется. Ст. 7 Закона Египта о несовершеннолетних правонарушителях № 31 от 1974г. гласит: « К лицам младше 15 лет, которое совершило то или иное преступление, не разрешается применять никаких наказаний, упомянутых в уголовном кодексе, за исключением конфискации имущества и закрытия учреждения». При этом следует отметить, что конфискация и закрытие учреждения рассматриваются как дополнительные наказания к какому-либо основному при совершении некоторых преступлений [5, с.103]. Тем самым к несовершеннолетним могут быть применены следующие принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст. 7 данного закона:

—  выговор;

— передача под надзор родителей;

— направлении на профессиональную учебу;

— принуждение к выполнению определенных обязанностей;

— установление испытательного срока под контролем суда;

— помещение в одно из попечительных учреждений;

— помещение в одну из специализированных клиник.

Возвращаясь к вопросу о конфискации (согласно ч. 2 ст. 30 УК Египта), следует отметить, что если данная мера рассматривается как изъятие или затрет на владение каким-то  предметом, относящимся к категории тех, изготовление, использование, владение, продажа или выставление на продажу которых считается преступлением, то она считается воспитательной мерой воздействия. Махмуд Махмуд Мустафа отмечает, что решение о применении мер в виде  конфискации имущества и закрытии учреждения в таких случаях не связывают с привлечением несовершеннолетних к уголовной ответственности за совершение преступления [3, с.531].

При этом также как и в Российском законодательстве, так и в Египетском при выборе той или иной меры воздействия учитывается степень тяжести совершенного преступления, все данные о личности несовершеннолетнего: возраст, психическое и физическое состояние, условия его среды проживания и др. обстоятельства.

В законодательстве Египта определено, что к лицам от 7 до 15 лет суд должен применять лишь воспитательные меры воздействия. Однако следует заметить, что ведутся споры по поводу объединения детей в эту общую возрастную группу. Правоведы аргументируют это тем, что в 14 и 15 лет несовершеннолетний уже способен осознавать характер совершаемых им действий и руководить своим поведение в отличие от лиц 7 и до 13 лет, поэтому не эффективно применять воспитательные меры воздействия к лицам, опасным для общества. Махмуд Наджиб Хосин отмечает, что отмененная ранее действовавшая дифференциация возраста в лучшей степени способствовала определению наиболее эффективных мер исправления несовершеннолетних, ведь судье предоставлялось право выбора между смягченным наказанием и воспитательными мерами воздействия [4, с.1001]. Эту позицию поддерживает и Махмуд Махмуд Мустафа, который предлагает определить возрастной период, где бы судья мог применять защитные и воспитательные меры, а не наказания – от 7 до 14 лет [5, с.105]. Необходимо отметить, что в России также высказывались подобные доводы с целью уменьшения общего возраста привлечения к уголовной ответственности с 16 лет до 13 или 14 (в 14 лет несовершеннолетний привлекается лишь за совершение преступлений, определенных ч.2 ст.20 УК РФ: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кража и др.).

Уголовным кодексом Ливана 1943 г. в центре рассмотрения уголовных дел ставится личность виновного, а не совершенное им деяние. Тем самым судья выбирает наказания исходя из того, какая мера необходима конкретному субъекту ввиду его личности, а не совершенного им деяния. В соответствии с Ливанским законодательством к несовершеннолетним в возрасте от 7 до 15 лет должны применять не наказания, а воспитательно-исправительные меры. Уголовный кодекс Ливана выделяет два возрастных периода: первый – с 7 до 12 лет, второй с 12 до 15 лет. Несовершеннолетний, совершивший преступление в возрасте с 7 до 12 лет, подлежит общественному контролю или же к нему применяются следующие принудительные меры воспитательного воздействия, согласно ст. 119 УК Ливана:

— передача под надзор родителей либо одного из них, либо опекуна;

— передача под надзор   одного из родственников;

— передача под надзор лица, не являющегося родственником ребенка, или под надзор какого-либо добропорядочного гражданина или доверенной семьи либо религиозной или общественной организации, назначенной согласно, соответствующему постановлению.

При этом к родителям устанавливаются соответствующие требования морального и педагогического характера. Ведь главная задача родителей в данном случае – создание здоровой среды для нормального развития своего ребенка, ограждение его от негативных факторов. В случае если родители не в состоянии создать благоприятные условия для исправления ребенка, суд может принять решение о передаче несовершеннолетнего под надзор одного из его родственников, возраст которого не менее 30 лет. При этом на такое лицо может быть наложено наказание в виде штрафа, если несовершеннолетний совершит преступление за период нахождения под надзором. Заметим, что в Российском законодательстве содержатся аналогичные нормы, предусматривающие различные виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей: уголовная, административная, гражданско-правовая, ответственность, предусмотренная семейным законодательством. Административная ответственность, например, может повлечь предупреждение или также наложение штрафа.

Если же и родственник не обладает определенными качествами, то ребенка передают под надзор добропорядочного лица либо религиозной или общественной организации. Организации, под надзор которых можно передавать детей, определенны постановлением № 3666 от 30.12.1953г. Процедура такова: после определения меры судом, решение передается в министерство труда и социальных вопросов, где генеральный директор определяет в какое место направить несовершеннолетнего. Данная мера может быть назначена вплоть до 12 лет. В случае совершения новых правонарушений, несовершеннолетнему могут заменить действующую меру на более строгую – направление в исправительное учреждение, где он будет  находиться не менее года и вплоть до достижении 18 лет [2, с.72]. Уголовным кодексом РФ также предусмотрена возможность отмены принудительных мер воспитательного воздействия в случае систематического неисполнения их несовершеннолетним с передачей материалов дела для привлечения к уголовной ответственности последнего.

Второй период начинается с 12 и до 15 лет. В случае совершения противоправных действий или бездействий, за которые полагается арест, несовершеннолетнего помещают  в исправительное или воспитательное учреждение вплоть до достижения им 18 лет. Если он совершил преступление впервые или повторно, за которое назначается штраф, то к нему применяют защитные меры, а если в третий раз – то исправительные [2, с.73].

Иорданским законом о несовершеннолетних правонарушителях № 24 от 1968г. также предусмотрены воспитательные меры, применяемые к лицам от 7 до 12 лет, совершившим противоправные деяния. Таковыми согласно ст. 21 данного Закона являются:

— передача под надзор одного из родителей или законного представителя;

— передача под надзор одного из членов семьи;

— передача под надзор лица, не являющегося родственником;

— передача под надзор инспектора-воспитателя на срок не менее года и не более трех лет.

В ст. 49 УК Алжира от 8 июня 1966г. говорится, что «к несовершеннолетнему, не достигшему 13 лет, применяются исключительно защитные или воспитательные меры.  В случае совершения им проступка, он может быть подвергнут только выговору».

В Сирии помимо уголовного кодекса действует отдельный закон о несовершеннолетних № 18 от 30.03.1974г. Заметим, что данным законом было объединено два возрастных периода (с 7 до 12 лет, 12 до 15 лет) в одну группу от 7 до 15 лет (аналогично Египетскому законодательству). К данным лицам суд не может применять наказание. Это исходит из того, что согласно шариату дети в возрасте от 7 до 15 лет, как и дети младшего возраста не несут уголовной ответственности, тем самым применять наказания из категории хадд или кысас, назначаемые совершеннолетним лицам, законодатель не может. Лиц от 7 до 15 лет суд может приговорить к тазиру. Тазир – это мера, направленная против порока, состоящая в оказании воспитательного воздействия на ребенка. Это средство воспитания, исправления, защиты и наставления на путь добра [1, с.308-310]. Судья изучает все обстоятельства дела, личность подростка, чтобы выбрать тазир, способствующий исправлению поведения подростка.

Ст. 4 Закона о несовершеннолетних предусмотрен следующий перечень  исправительных мер. Таковыми являются:

— передача ребенка обоим родителям либо одному из них, либо законному опекуну;

— передача ребенка под надзор одного из членов семьи;

— передача ребенка в организацию или ассоциацию, имеющую законное право заниматься воспитанием детей;

— помещение ребенка в специальный центр, где он находился бы под постоянным наблюдением;

— помещение ребенка в учебно-исправительное заведение для малолетних;

— помещение ребенка в особый приют;

— помещение ребенка под постоянный надзор;

— введение запрета на проживание ребенка в данной местности;

— введение запрета на посещение ребенком тех или иных «злачных мест»;

— введение запрета на занятие ребенка того или иного вида деятельности;

— установление опеки над ребенком.

Как мы видим, законодатель предусмотрел довольно широкий выбор принудительных мер воспитательного воздействия, многие из которых перекликаются с мерами, предусмотренными УК РФ.

Судья имеет право назначить как одну, так и несколько исправительных мер. Все зависит от конкретного преступления и поведения несовершеннолетнего. В соответствии с УК РФ к несовершеннолетнему также может быть применено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Для большинства стран с мусульманской системой права характерно наличие самостоятельного закона о несовершеннолетних, в котором конкретизируются те или иные положения уголовного законодательства о возрасте наступления и основания уголовной ответственности, видах наказаний, и в частности об альтернативных мерах в виде принудительных мер воспитательного воздействия.

Значительно снижен возраст, с которого возможно применение воспитательных мер воздействия, в отличие от установленного возраста в УК РФ. К детям с 7 лет уже могут применять воспитательные меры. На наш взгляд, это слишком низкий порог. С 7 лет у детей, как правило, начинается новый этап в жизни – это посещение школы. В данном случае речь идет о развитии в ребенке организованности, систематичности, целеустремленности, дисциплинированности и др. качеств. Поэтому говорить о применении мер уголовно-правового воздействия еще рано, потому что только начинается активное формирование личности, ребенок еще не осознает всей полноты ответственности за совершение противоправных деяний.

Согласно законодательству арабских стран к лицам в возрасте от 7 до 15 лет наказание не применяется. За совершение противоправных деяний они подвергаются принудительным мерам воспитательного воздействия. Законодатель понимает, что во многих случаях преступность несовершеннолетних спровоцирована той средой, в которой они растут. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия, не вырывая подростков из привычной среды проживания, а корректируя их поведение. С этим трудно не согласиться, потому что наказание необходимо применять в исключительных случаях. Цель данных мер – не травмируя психику ребенка, создать необходимые условия для исправления без отрыва от привычной жизни.

Список литературы:

  1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Международные отношения, 1999. – 400с.
  2. Магомедова, А. М. (Аминат Мустафаевна) Развитие принудительных мер воспитательного воздействия в уголовном праве. Дис… к.ю.н. — Махачкала, 2006. – 178 с.
  3. Махмуд Махмуд Мустафа. Комментарий к Общей части Уголовного кодекса. — Кайр, 1974, № 367. С. 531.
  4. Махмуд Наджиб Хосни. Комментарии к Уголовному кодексу Египта. -Кайр, 1977. № 1067. С.1001.
  5. Сафи Абдалла (Альнажажра) Уголовная ответственность несовершеннолетних по законодательству Арабских Стран. Дис… к.ю.н. — М., 2004. – 227 с.[schema type=»book» name=»СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ МУСУЛЬМАНСКОГО И РОССИЙСКОГО ПРАВА » author=»Савина Татьяна Александровна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found