В системе международных отношений экономические и социальные права людей взаимосвязаны, они исторически сформировались в развитом обществе и на современном этапе гармонизируют соблюдения социально трудовых интересов различных слоев населения, позволяют обеспечивать перспективы развития для всех его участников. В процессе цивилизационного развития социально-экономические проблемы трудящихся были отнесены к сфере деятельности международных организаций, в частности МОТ. В условиях перехода к рыночной экономике социально-экономические права приобрели особую актуальность для России, стали конституционной нормой, в свою очередь способствовало активизации сотрудничества с Международной организацией труда (далее МОТ).
В составе СССР Российская Федерация стала членом МОТ в 1934 году, что позволило расширить международное сотрудничество в сфере социальной политики, охраны труда и социального обеспечения, а также сформировать национальные социальные стандарты в соответствии с нормами международного права. Московское отделения МОТ начало свою работу 1 апреля 1959 после создания в 1991 в Будапеште Восточно -Европейской консультативной группы, деятельность которой распространялась и на страны СНГ, Московское отделение значительно расширило сотрудничество с бывшими республиками СССР. 13 декабря 1995, путем обмена официальными письмами было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международной организации труда о реорганизации Московского отделения МОТ в бюро высшего уровня с расширенным кругом полномочий и географическим охватом, а 5 сентября 1997 МОТ подписала Соглашение с Правительством России о преобразовании Московского отделения МОТ в Московское Бюро МОТ [6, с.3605]. На его базе в 1998г. Была создана Сводная консультативная Восточно-Европейская и Средне-Азиатская Группа, деятельность которой распространяются на 10 стран СНГ (Азербайджан, Белоруссия, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), а основные обязанности включают предоставление консультативных услуг и осуществления программ технического сотрудничества по обеспечению достойного труда между основными партнерами — правительствами и объединениями предпринимателей и трудящихся.
После подписания в 2003 г. Президентом РФ В. Путиным Федерального закона о ратификации Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182) Россия в полном объеме взяла на себя выполнение обязательств 8 основных конвенций МОТ, известных как Международный кодекс труда. Они определяют и закрепляют права работников на свободу объединений и признание права на проведение коллективных переговоров, ликвидации всех форм принудительного труда, запрет детского труда и недопущение дискриминации в сфере труда, а также позволяют сделать индикативный анализ соблюдение достойного уровня труда в разных странах. Россия ратифицировала более 60 документов МОТ, принадлежащих к конвенциям общего действия, выполняемые на уровне государственного управления, и конвенций узкой специфицированной сферы.
Министерство труда и социальной защиты РФ совместно с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) проводит постоянные консультации по гармонизации социально-трудового законодательства с нормами международного права и подготовки к подписанию международных документов, мониторинга выполнения обязательств России контролирующими органами международной организации. Список наиболее важных для ратификации Россией конвенций МОТ утверждается в Генеральном соглашении и является предметом обсуждения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально- трудовых отношений.
Для предоставления международных гарантий по обеспечению социально-трудовых прав работников, соблюдения обязанностей работодателей в сфере трудовых отношений и уполномоченных ими органов Россия ратифицировала ряд конвенций Международной организации труда, а именно:
в 1998г. — Конвенцию № 150 «О регулирование вопросов труда: роль, функции и организация» (1978), Конвенцию № 152 «О технике безопасности и гигиене труда в производственной сфере» (1981), Конвенцию № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983.)
в 2000г. Конвенцию № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986.)
в 2001г. Конвенцию № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996.)
в 2003г. — Конвенцию № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999.)
в 2004г. — Конвенцию № 152 «О технике безопасности и гигиене труда»(портовые работы) (1979 г.).
В России важную роль в сфере регулирования трудовых отношений играют как ратифицированные международные договоры МОТ, так и обязательные для государств-членов МОТ документы независимо от их ратификации.
В первую очередь, к ним относятся Декларация МОТ «Об основополагающих принципах права в сфере труда», принятая 18 июня 1998, обязывающая государства применять и воплощать в жизнь основные права на труд, к которым относятся: свобода объединений и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного и обязательного труда; запрет детского труда; недопущения дискриминации в сфере труда и занятости [7, с.17].
Россия приняла к исполнению новый механизм международного контроля за соблюдением международных норм, предусматривающий отмену всех форм принудительного и обязательного труда, который был введен Декларацией МОТ «Основные принципы и права в сфере труда» (1998 г.).
Национальное законодательство Российской Федерации по трудовым отношениям в полной мере отвечает ратифицированной Конвенции МОТ № 111 -О дискриминации в области труда и занятости (1998), которая не только
дает определение понятия -дискриминация, но регламентирует запрет дискриминации в трудовой сфере как право граждан реализовать свои равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Так, в России при заключении трудового договора, при выплате заработной платы должны учитываться только деловые качества работника [8, с.22].
В 1999 Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда (1957), кроме того, на территории страны действует Конвенция МОТ № 29 «О принудительном труде, (1930), которая запрещает применение принудительного труда. Данные нормы трудового права закреплены в ст. 4 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) и является важной гарантией для работников по соблюдению принципов трудового права на производстве.
В то же время, в ТК РФ среди видов работ отдельно определены такие, которые не могут быть квалифицированы как принудительный труд — военные обязанности и служба, альтернативная гражданская служба; работы, обусловленные введением чрезвычайного или военного положения; работы, выполняемые в условиях чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение, голод, землетрясение, эпидемия или эпизоотия) работы, выполняемые в результате вступления в законную силу приговора суда под надзором государственных органов.
Взвешенную позицию по определению необходимых для ратификации конвенций МОТ, в качестве основы для совершенствования российского законодательства в социально-трудовой сфере, занимает Всеобщая конфедерация профсоюзов России под руководством Генерального секретаря В. Щербакова. По обращениям профсоюзов вопрос целесообразности ратификации конвенций обрабатываются в Комитете Государственной Думы РФ по труду и социальной политики, проводится мониторинг подготовки и подписания международных документов. Согласно информации Федерации независимых профсоюзов России, председателем которой является М. Шмаков в 2010 было ратифицировано 3 из 11 ЗКП конвенций МОТ — конвенция № 132 «Об оплачиваемых отпусках № 135», «О защите прав представителей работников на предприятии и представляемых им возможностях» и № 154 «О содействии коллективным переговорам, а также вне списка ЗКП была ратифицирована конвенция № 187 «Об основах, способствующих безопасности и гигиене труда»
Следует отметить, что нормы международного трудового права о деятельности и защиты профессиональных объединений, порядка ведения переговоров между работодателями и работниками, а также заключения коллективных договоров были отражены в национальном законодательстве и действовали на территории России до принятия обязательств по соответствующим конвенциям МОТ, о чем справедливо замечает Т. Зыкина: «Россия, несмотря на отсутствие ратификации, добровольно подчиняла свое
трудовое законодательство положением того или иного международного документа [9, с.65].
Дополнительные гарантии в деятельности профсоюзных объединений России закреплены в принятой 1 июля 2010 Конвенции МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемым им возможностям, согласно которой профсоюзные лидеры, члены профсоюзных организаций или выборные представители предприятия получили право пользоваться эффективной защитой от любого действия, что может нанести им ущерб, в том числе освобождение, основанием для которого могла быть их деятельность как представителей обеспечения прав работников.
Таким образом, учитывая рекомендации МО в Российской Федерации с учетом критериев международного права были созданы конституционные стандарты социального обеспечения населения и регламентированы трудовые отношения.
Список литературы:
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод, международный документ от 04.11.1950 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/995_004.
- Европейская социальная хартия (пересмотренная), международный документ от 03.05.1996 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/994_062.
- Конституция РФ [Электронный документ] — Режим доступа: .
- Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека / Пер. с англ. ПРООН — М .:Весь Мир, 2010. — 244 с.
- Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда в Бюро Международной организации труда в Москве» от 18.07.1998 г. № 109-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 30. — Ст. 3605.
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Н. А. Буянова, К. Н. Гусов [и др.]; под ред. К. Н. Гусов. — 7е изд., Перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010.- 22с.
- Скачкова Г. С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование: научно-прак. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2012. — 264 с.
- Зыкина Т.А. Реализация прав работников: учебное пособие. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. — 104 с.[schema type=»book» name=»СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКА» description=»В статье проанализировано сотрудничество Российской Федерации с Международной организацией труда в области защиты прав работника. В контексте исторических трансформаций исследованы основные подходы по внедрению международных социальных стандартов для повышения благосостояния населения России. Международные нормы стали основой для создания конституционных стандартов социального обеспечение населения России, способствовали развитию социального диалога. » author=»Василькова Елена Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]