Финансовые инструменты производного характера и ценные бумаги были законодательно объединены в России в один институт сравнительно недавно, только в 2010 году. До этого времени эти объекты гражданских прав имели самостоятельные пути развития в отечественном законодательстве. Первые нормы, направленные на обложение налогами и сборами появляются уже во втором полном собрании законов Российской Империи 1825-1881гг. Облагались гербовым сбором сами бланки ценных бумаг.
В Своде законов Российской Империи в издании от 1903 года можно наблюдать уже совершенно иную более развитую систему налогообложения. Связано это было с введением налога с капитала публичных компаний. Особые правила существовали для кредитных организаций, выпускавших закладные листы или облигации. Таким образом, к началу 20 века государство усилило контроль, в том числе и налоговый за эмитентами облигаций, акционерными и иными публичными обществами. Особенно примечательно, что законодательно уже в 1899 году закреплены правила обложения современного аналога депозитарных расписок.
Прототипами производных финансовых инструментов являлись сделки на разность. Внимание этим сделкам налоговое законодательство не уделяло вплоть до 21 века. Однако это вовсе не означало, что до революции «сделки на разницу» были освобождены от налогообложения, для них просто не существовало специальных правил. Доходы от сделок на разницу облагались процентным сбором с прибыли.
До минимума был сведен гражданский оборот ценных бумаг в СССР. Облигации государственного значения являлись исключением. Распространение облигаций зачастую носило принудительный характер и размещались с целью пополнения бюджета страны, а не с целью предоставить населению возможность получить доход. Поэтому представляется естественным отсутствие налогообложения «доходов» по облигациям внутренних займов.
Анализируя эволюцию и становление налогового законодательства в части регулирования финансовых инструментов, можно утверждать, что оно носило не постоянный эпизодический характер [1, c. 228].
Необходимого внимания не уделялось ни собственно ценным бумагам, ни их производным финансовым инструментам. Практика неоднократно доказала, что налоговое законодательство всегда реагирует на общественные отношения с небольшим опозданием, поэтому отсутствие четкого налогового регулирования связано с недостаточной развитостью таких сделок. В Российской Империи в конце 19, начале 20 веков и сделки с ценными бумагами и сделки на разницу получили большее распространение, что отразилось и на нормативном регулировании. Однако изменение политического режима в стране приостановило нормативно-правовое регулирование гражданского и ,тем более, налогового законодательства, финансовым инструментам не уделялось значительного внимания. Однозначно, финансовые инструменты как объект гражданских прав полноценно стали использоваться в России только с 1991 года, поэтому и правовое регулирование, в том числе налогообложение, стало, по сути, развиваться только с этого времени.
В налоговом праве в целом и в вопросах регулирования налогообложения финансовых инструментов, достаточно остро стоит проблема соблюдения и реализации правовых принципов. Продолжающиеся налоговые реформы систематически нарушают принцип стабильности законодательства. За время существования Налогового кодекса было принято более 360 федеральных законов, вносящих поправки в НК РФ. В среднем, в течении года около 22 федеральных законов изменяют НК РФ. Можно предположить, что такое постоянное изменение законодательства создает правовую нестабильность и крайне негативно сказывается на принятии решений налогоплательщиками.
Из общей части налогового права не следует, что государственные органы исполнительной власти наделены полномочиями принимать подзаконные акты, влияющие на установление и определение порядка налогообложения. Повсеместное применение подзаконных актов, как нормативных документов, регулирующих налогообложение, приводит к нарушению основополагающего принципа законности. Значительным достижением законотворческой и научной деятельности в сфере налогового регулирования является принятие кодифицированного акта — Налогового кодекса, который заменил большое количество налоговых законов и нацелен на создание стройной единой системы налогообложения в Российской Федерации. Представляется, что отсылка к подзаконным актам при регулировании налогообложения нарушает эту систему. Вся исчерпывающая информация для исчисления налогов и сборов должна содержаться в Налоговом кодексе, соответствующих законах субъектов и актах муниципальных образований.
Такой фундаментальный общеправовой принцип как принцип ясности нормы права нарушается Указанием Банка России, которое утверждает порядок определения расчетной стоимости финансовых инструментов по срочным сделкам. В статье 3 Налоговый кодекс требует при установлении налога не только определить все элементы налогообложения, но и формулировать акты законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. В Налоговом кодексе используется термин «каждый» не предъявляя требований к специальной подготовке субъекта, обязанного уплачивать налоги, что в свою очередь предъявляет высокие требования к юридическом технике законодательства о налогах и сборах. В правовом регулировании налогообложения финансовых инструментов, особенно производных, этот принцип повсеместно нарушается.
Итак, действующий порядок налогообложения финансовых инструментов, нарушает принцип системности. В настоящее время налогообложение финансовых инструментов носит хаотичный и разрозненный характер. Практически для каждого вида сделок с финансовыми инструментами предусмотрены свои правила.
Однозначно, необходимо стремиться к упрощению норм и правил налогообложения, что, без сомнения поспособствует развитию предпринимательской деятельности и экономическому росту России в сложный для неё период [2, c. 136].
Список литературы:
- Костякова Е.А. Правовые аспекты классификации операций с финансовыми инструментами для целей налогообложения//Труды Института государства и права Российской академии наук. 2014. №4/2014. – С. 89-100.
- Костякова ЕА. Правовые проблемы применения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011ю № 5/2011. – С. 125 – 132.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СИСТЕМНОСТИ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ» description=»Действующее регулирование финансовых инструментов в налоговом законодательстве РФ очень громоздкое, сложное и часто бессистемное. Статья содержит некоторые особенности становления и реализации финансово-правовых норм в контексте проблем их систематизации.» author=»Алиева Эльмира Башировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]