Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ПРИЧЕНЕННОГО НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

В демократическом государстве наибольшую социальную значимость определяют права и свободы граждан. Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В свою очередь политика такого государства должна быть нацелена на обеспечение прав и свобод гражданина во всех сферах общественной жизни.

Благодаря правам и свободам человека и гражданина выражается содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Одним из важнейших признаков демократического, правового государства это возможность граждан возместить вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Во многих зарубежных странах успешно развивается и функционирует правовая база, а также имеется большая судебная практика в области возмещения государством вреда, причиненного органами публичной власти (их должностными лицами). Так, например, во Франции нормы об ответственности государства зафиксированы в Гражданском кодексе Франции. Такой правовой акт подробно упорядочивает способ возмещения государством вреда, который был причинен его органами и служащими: устанавливают основания ответственности государства, решают, в каком случае отпадает обязательность государственной казны, регулируют возможность предъявления регрессного иска государством к виновному служащему [1, С.18].

В отличие от зарубежных стран в Российской Федерации нет такого нормативного правового акта, который в полной мере охватывал бы порядок возмещения государством вреда, причиненного его органами и служащими, что является главной проблемой современного общества.

Но, несмотря на это с 1 марта 1996 г. возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ, а именно статьей 1069 ГК РФ, которая предусматривает, что вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возмещается за счет казны РФ, казны соответствующего субъекта РФ, муниципального образования.

Но механизм, который бы регулировал на конкретное возмещения ущерба, отсутствует. Все расходы в нашем государстве строго распределены, поэтому органы государственной власти финансируются из бюджета Российской Федерации. В то же время неправильно фиксировать конкретные средства на данные цели – тем самым мы констатируем возможную бесчестность органов государственной власти, что недопустимо. Это приведет к широким возможностям злоупотребления данными средствами. Тогда возникает вопрос, откуда, тогда государственному органу взять средства на возмещение ущерба?

Можно эту проблему решить следующим образом, а именно создать определенный «резервный» фонд на уровне бюджета РФ, который использовался бы для «непредвиденных расходов». Тем самым, оттуда, по возможности, брали бы средства на возмещения ущерба причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц. Но при этом возникает непременность, образования такого органа, который в полной мере контролировал каждый случай возмещения ущерба и целевое использование этих средств.

Но современное общество развивается и не стоит на месте. Возникают новые проблемы, которые связаны с нарушениями права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок. За нарушения таких сроков гражданам так же полагается возмещения ущерба (компенсации). Это оказывает огромное влияние на усовершенствование законодательства в целом. Поэтому, в результате многочисленной практике был принят Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» [2], который содержит в себе условия и порядок выплаты компенсации гражданам и юридическим лицам, пострадавшим в результате нарушения их права на исполнение судебного акта в разумный срок. Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ и Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 69-ФЗ были приняты в результате и во исполнение Постановления Европейского суда по правам человека Дело «Бурдов против Российской Федерации» (№2) [3].

Данное Постановление возникло в результате жалобы № 59498/00 против Российской Федерации, поданной в суд в соответствии со ст. 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гражданином Российской Федерации Анатолием Тихоновичем Бурдовым 20 марта 2000г. Анатолий Бурдов 1 октября 1986 года был призван на Чернобыльский АЭС для содействия в работах на месте взрыва. Он работал на месте катастрофы до 11 января 1987 года, в результате чего перенес сильное воздействие радиации. В 1991 году он получил право на компенсацию за ущерб, причиненный здоровью, однако она так и не была ему выплачена. В 1997 году Бурдов подал в суд на органы социального обеспечения города Шахты. Два года спустя он вновь опротестовал через суд снижение размера компенсации. В результате суд постановил выплачивать ему 3011 руб. 36 коп. в месяц с последующей индексацией. Однако впоследствии Бурдову сообщили, что эти деньги выплачиваться не будут из-за нехватки финансирования.

Тогда Бурдов и передал свое дело в Европейский суд, заявив, в частности, что невыполнение решений суда является нарушением Европейской конвенции по правам человека, подписанной и ратифицированной Россией.

Данное дело значительно внесло вклад в развитие законодательства. Оно рассчитано, на то, что его изучат, прежде всего, чиновники, действия которых могут повлечь за собой материальный ущерб для страны и подорвать международный престиж России.

Принятие выше указанных законов вызвано, прежде всего, потребностью выполнения требований Европейского суда о создании результативного средства правовой защиты, которые гарантируют верное и достаточное возмещение в связи с неисполнением или несвоевременным исполнением решений национальных судов с учетом конвенционных принципов, установленных в прецедентной практике Европейского суда.

В указанном законе, как и в других нормативных актах, нет четкого определения разумных сроков. Это есть главный «бич» нашего законодательства.

Как говорила И.В. Решетникова, «обстоятельства, связанные с организацией работы суда, а также рассмотрение дела различными инстанциями не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков судопроизводства по делу» [4, с.13].

Суд вправе назначить компенсацию потерпевшему, если будет доказано, что общий срок судопроизводства по конкретному делу не был разумным. При этом присуждение такой компенсации напрямую не связано с причинением имущественного и морального вреда потерпевшему, поскольку такое нарушение может и не повлечь каких-либо явных неблагоприятных последствий. В результате получается, что для присуждения лицу компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не требуется установления незаконности действий соответствующих органов государственной власти и их должностных лиц, поскольку право на компенсацию возникает в силу самого факта нарушения соответствующего неимущественного права.

В этом смысле механизм выплаты компенсации, закрепленный Федеральным законом «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» [5], соответствует современной практике международных судов[6, с.67], которые при решении вопроса о присуждении компенсации потерпевшему лицу исходят лишь из оценки действий суда и связи его с причиненным лицу вредом.

Складывающаяся в настоящее время практика применения данного Закона сводится к тому, что тяжелое финансовое положение публично-правового образования не препятствует реализации права на компенсацию за длительное неисполнение судебного акта о взыскании денежных средств.

Низкая правовая культура должностных лиц, ориентированных на преклонение перед вышестоящим начальством, но отнюдь не перед буквой закона, ярче всего проявляется сегодня в злоупотреблении полномочиями, в открытом пренебрежении юридическими нормами, однако совершенствование и развитие право граждан на подачу жалоб оказывает положительное влияние в борьбе с бюрократизмом властных структур.

О том, насколько часто действиями органов государственного управления и их должностных лиц нарушаются права граждан, свидетельствует увеличивающееся количество таких жалоб. Судебный контроль за административными действиями, в первую очередь за административными актами, во всем мире издавна именуется административной юстицией. У нас же предусмотренное Концепцией судебной реформы в РФ создание специализированных судебных органов по рассмотрению административных дел откладывается «до лучших времен», хотя известно, что такой подход не способствует ограничению сферы деятельности органов исполнительной власти.

 

Список литературы:

  1. Токанова А.В. Право гражданина на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов исполнительной власти // Российское право. 2001. №10. С.18.
  2. Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // СПС «Гарант».
  3. Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года Дело «Бурдов против Российской Федерации» (№2) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Решетникова И.В. Компенсация за нарушение права на судопроизводство и права на исполнение судебного акта в разумный срок применительно к арбитражным судам // Вестник ВАС РФ. 2010. № 7. С.13.
  5. Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // СПС «Гарант».
  6. Нешатаева Т.Н. Имущественная ответственность за вред, причиненный государством: проблемы судебной практики // Арбитражная практика. 2009. №9. С.67.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ПРИЧЕНЕННОГО НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ» author=»Грицинина Татьяна Геннадьевна, Боренштейн Анна Львовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found