Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Проблемы правового регулирования системы государственных финансов Российской Федерации в условиях рыночной экономики

Переход Российской Федерации в 90-е годы прошлого столетия   от административного метода  к рыночным методам управления экономикой  кардинально изменил экономическую, социальную и политическую обстановку в стране.

В связи с этим в России  назрела необходимость в глубоком системном  изучении  состояния государственных финансов Российской Федерации, проведения анализа закономерности их развития в условиях рыночной экономики.

Система государственных финансов состоит из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и государственного кредита.

Важно отметить, что для эффективного функционирования системы государственных финансов необходимо создать сбалансированный бюджет, то есть бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

Рассмотрим некоторые  показатели федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 № 348-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»  прогнозируемый  дефицит бюджета на 2015 год составил 430, 7 млрд. руб. (0,6 % ВВП), а на 2016 и 2017 года – соответственно   476, 3 млрд. руб. (0, 6 % ВВП) и 540, 9 млрд. руб. (0, 6 % ВВП).

 Эти показатели указывают на достаточную  сбалансированность  федерального бюджета, которая  найдет свое подтверждение лишь в результате исполнения этого бюджета.

В современной государственной бюджетной системе основными источниками финансирования бюджетного дефицита являются:

внутреннее финансирование, к которому относится: выпуск и продажа ценных бумаг (акции, облигации), бюджетные ссуды,  полученные от бюджетов других уровней, использование средств Центрального банка;

— внешнее финансирование: продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке, кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, кредиты иностранных правительств;

средства, полученные от приватизации государственного имущества.

В целях снижения рисков негативного воздействия на экономику  внешних условий и финансового обеспечения непредвиденных расходов   созданы  резервные фонды исполнительных органов государственной власти, за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов, и фондов национального благосостояния.

В соответствии с указанным выше  федеральным законом о бюджете  прогнозируемая величина Резервного фонда на 2015 год составила 5,5 млрд. рублей;  на 2016 год  — 5,8 млрд. рублей;    на 2017 год – 6,3 млрд. рублей.

В последнее время в связи с нестабильностью цены на нефть,  колебаниями курса рубля,  введением  против России санкций со стороны США и  Евросоюза  роль этих фондов в нашей стране  существенно возросла     [ 2,с.47 — 48].

Для развития современной  системы государственных финансов, совершенствования инфраструктуры, локальных товарных и фондовых рынков  существенную роль играет  государственный  кредит с участием государства в качестве заемщика.

Следует отметить, что  функционирование государственного  кредита тесно связано с понятием внутреннего и внешнего  государственного долга, который представляет собой сумму задолженности государства кредиторам.

В соответствии  с Основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 – 2017 годов  Российская Федерация ставит перед собой задачу  обеспечить  уровень  государственного долга к ВВП, не превышающем 15-20 процентов.

Безусловно, для достижения этой цели  органы государственной  власти должны усилить внимание к укреплению системы государственных финансов и  совершенствованию  методов и способов  управления государственным долгом.

 В условиях рыночной экономики система управления государственным долгом в России должна решать следующие задачи:  сохранение объема долга на экономически безопасном уровне;   сокращение стоимости обслуживания; эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;  усиление инвестиционного характера займов.

Таким образом, государственные финансы определяют  объемы вовлеченных в экономику бюджетных средств, пропорции их распределения, направления и формы использования. Из государственного бюджета обеспечивается  финансирование важнейших инвестиционных программ в области государственного, экономического, социального, культурного, экологического и национального развития.

Система государственных финансов  оказывает непосредственное воздействие  на развитие рыночной экономики.  Данное воздействие осуществляется через  средства современного  финансового  механизма: инвестирование, налогообложение, диверсификацию,  ценообразование,  прибыль, процент, дивиденд и другие рыночные категории.

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования и обеспечения сбалансированного развития рыночной  экономики, системы государственных финансов, проведения необходимых реформ в ведущих секторах экономики, повышения уровня жизни населения является  бюджетная политика Российской Федерации.

Отметим приоритетные  задачи  бюджетной политики Российской Федерации: совершенствование нормативно- правового регулирования бюджетного процесса;   повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании; повышение устойчивости федерального бюджета и снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов в долгосрочной перспективе и др.

Важным направлением развития системы государственных финансов в современных  условиях развития рыночных отношений   является совершенствование нормативных правовых актов  по экономическим и финансовым вопросам.

Так, впервые  в  Налоговом  кодексе РФ  была введена классификация налоговых правонарушений и определена ответственность за их совершение,  выделены виды налоговых правонарушений, за которые банки и небанковские кредитные организации несут прямую ответственность     [4,с.33-34].

В рамках бюджетной  реформы осуществляется внедрение в бюджетный процесс долгосрочного бюджетного    планирования и  формирования и исполнения федерального бюджета с учетом показателей целевых государственных программ.

Для реализации указанных  целей бюджетной реформы органы государственной власти разрабатывают и утверждают финансово-плановые акты (федеральный бюджет, государственные бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты) и целевые программы (финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов, финансово-кредитные и кассовые планы банков, финансовые планы страховых организаций,  государственные целевые  программы).

В целях развития и укрепления системы  государственных и муниципальных финансов  Правительство Российской Федерации приняло ряд государственных целевых программ: «Управление государственными финансами» «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения  устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» и др.

Следует особо подчеркнуть, что  в  Федеральном законе от 1 декабря 2014 № 348-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»  впервые  приведена подробная ведомственная структура расходов федерального бюджета с учетом целевых показателей государственных программ, то есть на практике был применен программно – целевой метод в бюджетном процессе, который предусматривает повышение  социальной  направленности  бюджета.

 Однако, как  показывает предварительная экспертиза государственных программ, проводимая Счетной палатой Российской Федерации, многие программы еще требуют существенной доработки,  особенно  в части обоснований финансового обеспечения заявленных параметров финансирования программ, качественной и количественной оценки рисков, мер по их управлению  [1, с.66-67].

В условиях рыночной экономики повышается роль государственного управления системы государственных финансов

Одним из важнейших инструментов государственного управления финансами  является налоговая политика, которая влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами управления. Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и применяется в зависимости от ситуации в ней.

Необходимо подчеркнуть, что рыночная экономика не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночной экономики усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто заметил и сделал соответствующий прогноз, был А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из первых ученых понял ограниченность рынка, разделил рынок на два сектора — государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические  процессы  [ 5, с.158].

В современных условиях России  одной из острых проблем государственного управления остается проблема стабилизации системы государственных  региональных финансов, выравнивание  условий социально-экономического развития регионов.

 Так, в ряде регионов Росси,  по данным  Счетной палаты  Российской Федерации,  государственный долг по кредитам, полученным от кредитных организаций, в общем долге на 1 января 2013 года находился  на высоком уровне.  Например, в Омской области он  составил 91,6%, Астраханской области – 91, 2%, Ивановской области – 82,5%, Республике Марий Эл – 62,1%, Рязанской области – 61,7%, Саратовской области – 56,4%, Новгородской области – 54,6 процента  [1, с.46].

Высокий уровень  долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации   свидетельствует об имеющихся острых проблемах в экономике регионов,  в формировании и исполнении их бюджетов, что может  в дальнейшем   отрицательно  повлиять  на устойчивость всей  бюджетной  и  банковской системы России.

Учитывая то, что развитие и укрепление   системы   региональных государственных финансов осуществляется в значительной степени через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы),  необходимо совершенствовать финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.

Для улучшения  финансового положения регионов и межбюджетных отношений федеральные органы должны, прежде всего,  обеспечить целевую направленность финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, организовать разработку современных методик расчетов трансфертов и оценки бюджетных потребностей регионов.

Полагаем, что успех рыночных реформ, активное  развитие системы государственных финансов, нормализация социально – экономической обстановки в стране в решающей степени зависит от эффективного  государственного управления.

Рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой  финансовой системы, в том числе системы государственных финансов, и регулируемого финансового рынка.         

В целях дальнейшего развития и укрепления системы государственных финансов  органам государственной власти и управления необходимо: постоянно совершенствовать финансовое законодательство с учетом обеспечения сбалансированности доходов и расходов;  повысить качество государственных программ и расширить их использование в бюджетном планировании; обеспечить целевую направленность финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на федеральном уровне, организовать разработку и принятие  современных методик расчетов трансфертов и оценки бюджетных потребностей регионов;  повысить эффективность управления государственным долгом на федеральном и региональном уровнях, а также государственными финансовыми активами;

Одной из важнейших задач финансовой политики Российской Федерации  остается  задача  выполнения международных  базовых принципов эффективного и ответственного управления  государственными  финансами, к которым относятся:  финансовая (налогово- бюджетная) прозрачность;   стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов; эффективная и справедливая система межбюджетных отношений; консолидация бюджета и бюджетного процесса;  среднесрочное финансовое планирование; бюджетирование, ориентированное на результат;  эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг [3,с.51 -53].

К сожалению, многие из  этих основополагающих принципов в России  еще недостаточно активно реализуются.

 В целях укрепления социально-экономического положения страны Правительство Российской Федерации приняло Распоряжение от 27 января 2015 г № 98-р  «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной  стабильности в 2015 году».

Одними из ключевых направлений указанного плана являются: поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;  компенсация  дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми); повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Нет сомнения в том,  что  принимаемые органами государственной власти меры по совершенствованию правового регулирования  системы государственных финансов сыграют важную роль в деле  роста экономического и социального  потенциала  нашей страны.

Литература

  1. Параметры основных направлений бюджетной политики России/ Горегляд В.П.// Вестник АКСОР. -2013. — № 3.
  2. Полиевктова С.О. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния/ С.О. Полиевктова // Молодой ученый.-2014.-№ 8.
  3. С. Солянникова. Управление государственными финансами; заявленные принципы и реальность.- Экономист.-2014.-; 4.
  4. Управление государственными и муниципальными финансами: учебник/ Н.Д. Шимширт, Н.В.Крашенникова. – М.: Альфа – М: ИНФРА-М, 2014.- 352 с.
  5. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. Роик В. -М.:Альпина Паблишер, 2012..[schema type=»book» name=»Проблемы правового регулирования системы государственных финансов Российской Федерации в условиях рыночной экономики» description=»В статье рассматриваются основные направления государственной политики Российской Федерации в области правового регулирования системы государственных финансов в условиях рыночной экономики. » author=»Ляшенко Татьяна Александровна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found