Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Формирование гражданского общества, развитие правового государства и укрепление национального единства и согласия в России представляют необходимость высокой правовой культуры и правосознания, отсутствие которых приведет к невозможности, в полной мере, реализовать базовые ценности и принципы жизни общества, таких, как верховенство Закона, приоритет человека, его естественных прав и свобод и обеспечение надёжной защиты публичных интересов.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура вбирает в себя и все действительные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, степень цивилизованности его содержания, его технику). В нашей стране не было цивилизованного законодательства, следовательно, и качество законов, и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне. Можно разработать хороший закон, но, если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, его реализация будет невозможна.

Поправки правотворчества характеризуется такими феноменами, как «война законов», правовой дефицит, избыточное законодательство, господство подзаконных актов, путаница и несогласованность юридических норм различных правовых актов. Такой несогласованный характер правового строительства предъявляет двойственные требования к правовому поведению и правовой культуре граждан в целом. С одной стороны, создаются предпосылки и поощряется социальная инициатива в области правомерного поведения, с другой стороны, расширяются возможности для уклонения от своих обязанностей субъектов различных правоотношений, а социальное раздражение от правовой неопределенности и запутанности регламентации, усилившегося бюрократизма, порождают коррупцию и криминал[4;].

В связи с вышеизложенными проблемами и в целях создания четкой, взаимосвязанной системы правового просвещения и воспитания граждан Российской Федерации, представляющие государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, стоило бы:

— Возглавить работу по правовому просвещению населения Министерству Юстиции Российской Федерации, также осуществлять методическое и координационное  руководство в сфере правового воспитания всеми государственными органами;

— разработать и принять на федеральном уровне программу развития правовой культуры в стране;

—  создать определенное объединение по правовому воспитанию, которое должно состоять из представителей правоохранительных органов, деятелей культуры, кино, телевидения, представителей учебных и научных юридических институтов и пр., который должен будет заниматься исследованием уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов, форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений право-просветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;

— ввести специальный курс по изучению российского права во всех учебных заведениях, начиная со школ, заканчивая ВУЗами всех профилей.

— Проводить определенные мероприятия в рамках организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников внутренних дел и прокуратуры;

 — сформировать сеть общественных юридических консультаций для правовой поддержки населения (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству, а также ряд других мер.

Для развития правовой культуры и правосознания у граждан, прежде всего, нужно иметь тщательно продуманную эффективную систему пропаганды, которая будет осуществляться не только в преддверии выборов или референдума, а постоянно.      Необходимо осуществление правового воспитания во всех сферах жизни общества.

Правовой культуре общества необходимо систематическое рациональное формирование, стимулирование, позитивное социальное развитие. Меры, направленные  на формирование политико-правовых идей, принципов, норм, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступают как правовое воспитание. Иными словами, правовое воспитание — это формирование у граждан и  общества правовой культуры. Данный процесс реализуется  государственными органами, учебными заведениями и обществом в целом.

Правовое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей» [3, с.569].

Формирование позитивного отношения к праву, закону, знание населения своих гражданских прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.

В обществе, где отсутствует правосознание, появляется нигилистическое сознание.

Правовой нигилизм – характерное  свойство общества в наше время. Сегодня он ощущается особенно остро, однако, если рассматривать всю российскую социальную историю, мы видим, что подобное  явление имело место во все времена.

В принципе нигилистическое сознание — объективное явление, свойственное переходному периоду, который сопровождается коренной ломкой общественных устоев. Поскольку нашим законам не присуща сила прямого действия, что дает волю ведомствам корректировать их по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан, поскольку в стране еще не сформировался эффективный механизм зашиты прав личности, по причине чего граждане не могут оказать заметного сопротивления несправедливым действиям чиновников, постольку ситуация, при которой «правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности», является абсолютно объяснимой [1, c. 25].

Беда нашего времени заключается еще и в том, что, несмотря на очевидные нигилистические настроения в обществе, законодатели не делают из этого соответствующих выводов. Законы продолжают издаваться, но ведь дело не в количестве, а в качестве закона. Многие из них не соответствуют реалиям жизни, а большое их количество создает неразбериху при внедрении новых нормативных требований; к тому же зачастую новые законодательные акты непоследовательны и противоречат друг другу.

Всеобщий обыденный правовой нигилизм сопровождается синтезом таких явлений, как правовая неосведомленность, юридическая наивность, скептические предубеждения. Очевидно, одним из главных путей его преодоления должно стать всемерное стремление к повышению общей  правовой культуры граждан. Естественно, необходимо модернизировать законодательство, проводить регулярную работу по профилактике правонарушений, осуществлять массовое просвещение и правовое воспитание населения. Юридические вузы обязаны готовить по-настоящему качественных специалистов. И, безусловно, должно, наконец, проявиться уважение к правам и свободам личности со стороны государства. Граждане вправе чувствовать себя безопасно, быть уверенными в том, что при необходимости их защитят, что справедливость – это не просто красивое громкое слово, а защищаемая норма в государстве.  Без этого правовая культура общества по существу своего содержания будет негативной, а противоправное поведение «низов» морально оправдано фактической дегуманизацией власти.

Литература:

  1. Архипцев Н.И. Уголовно-правовое законотворчество: Проблемы и перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2008. №2
  2. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М.: Юрист, 2008.
  3. Теория права и государства: Учебник для вузов. / Под ред. Манова Г. Н. — М.: БЕК, 2007.
  4. Интернет-ресурс: https://lawtheses.com/pravosoznanie-i-pravovaya-kultura-lichnosti-v-usloviyah-obnovleniya- rossii#ixzz2ucDviEdy[schema type=»book» name=»ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» description=»Статья посвящена исследованию правосознания и правовой культуры общества, его роли в общественной жизни страны. Правосознание и правовая культура и его роль в жизни общества, несомненно, велики, так как являются органичной составной частью правотворческой и право реализующей деятельности, играют роль механизма и инструмента. Насколько выше уровень правосознания, настолько крепче уровень законности и правопорядка в государстве.» author=»Тепсуев Магомед Султанович, Узаева Асет Идрисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found