История российского уголовного законодательства неразрывно связана с историей российской государственности. Оно всегда четко отражало специфику политического и экономического содержания основных государственно-правовых институтов определенного периода[1, с. 67].
История развития и систематизации российского уголовного права в сфере вооруженных конфликтов различного характера берет свое начало с установления норм международного права, регламентирующих вышеуказанную отрасль. Всесторонний анализ международных преступлений в целом и военных преступлений, в частности, давно проводился в различных отраслях правовой науки. Также, несмотря на то, что международное уголовное право как отрасль международного права стало формироваться в основном в конце XIX века, оно имеет давние исторические корни [2].
Ранние источники российского уголовного права не содержат норм, регулирующих уголовно-правовую охрану личности в период вооруженных конфликтов. В Русской правде Ярославичей, составленной в XI ввиду частых конфликтов между варягами и новгородцами, уже предусматривалось наказание за преступления против личности [3]. В 1497 г. был принят новый нормативно-правовой акт — Судебник, основывающийся на первоисточниках – Русской правде, уставных и судных грамотах (Псковская и Новгородская), а также судебных решениях. В отличие от Русской правды, в Судебнике 1497 г. предусмотрены наказания за преступления против государства и порядка управления; в категории преступлений против личности предусматривалось наказание не только за убийство человека, но и похищение человека, а также оскорбление делом или словом [4].
Судебник 1550 г также не содержал каких-либо норм, относящихся к защите личности в период вооруженных конфликтов, однако данный нормативно-правовой акт имеет значение в становлении российской уголовно-правовой системе, т.к. впервые был признан единственным правовым источником Руси [5].
В период смуты на Руси в 1607 г. Василием Шуйским было принято Соборное уложение, касающееся в основном регулирования крепостного права [6].
В 1649 г. Земским собором было принято Соборное уложение, в котором законодателем впервые предусматривалось наказание за мародерство — уголовное преступление международного характера касающееся военных лиц, указанное в п. 30 вышеизложенного документа: «…а будет кто ратные люди, едучи на государеву службу, или з государевы службы по домом, учнут ставится по селом и по деревням во дворех, или в гумнах для воровства, и станут грабити, и учинят смертное убойство, или женъскому полу насильство, или в гумнех хлеб потравят, или ис прудов и из садов насилством рыбу выловят, или иное какое ни буди насильство кому зделают, и в том на них будут челобитчики, и по суду и по сыску про то их воровство сыщется допряма, и тех за смертное убойство и за насильство женскому полу казнити смертию. А за иное за всякое насильство и за грабежь чинити им наказание, смотря по вине. А что они у кого грабежем возмут, и то на них правити вдвое и отдавати тем людем, у кого они что грабежем возмут. А будет про то дело сыскати нечем, и в том деле дати суд, и по суду и по сыску в том во всем учинити вера, крестное целование» (оригинальный текст – прим. авт.) [7].
Воинский устав Петра I 1716 г. послужил началу юридических реформ в уголовно-правовой системе Российского государства. Гл. 14 Устава впервые за всю историю развития уголовного законодательства России устанавливает наказание за уголовные преступления против личности в период военных действий – убийство младенцев, женщин, детей и стариков (Арт. 105) [8]. А также вводит жесткий запрет на мародерство (Арт. 104, 196) [9]. В гл. 20 предусмотрено наказание за изнасилование женщины в период военных действий на неприятельской земле (Арт. 167) [10].
В 1846 г. было введено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, являющееся первым кодифицированным нормативным актом в истории развития уголовного законодательства России, регулирующим сферу уголовных преступлений и наступления уголовной ответственности [11, с. 922]. В Уложении законодателем не предусматривалось каких-либо норм, предусматривающих уголовно-правовую охрану личности в период вооруженных конфликтов.
В Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года указывалось на недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население, и единственная законная цель воюющих заключается в ослаблении военных сил неприятеля. Это положение получило дальнейшее развитие в нормах, регламентирующих право вооруженных конфликтов [12].
В русской дореволюционной литературе исследованием норм, регулирующих сферу вооруженных действий, занимались Н.М.Коркунов, Ф.Ф. Мартенс, В.А. Ульяницкий.
В последующие периоды развития российского государства рассматриваемой проблеме уделялось внимание в трудах И.П. Блищенко, Л.Н. Галенской, Р.А. Каламкаряна, И.И. Карпеца, Г.М. Мелкова, А.В. Наумова, В.П. Панова, А.И. Полторака, П.С. Ромашкина, Л.Н. Савинского, А.Н. Трайнина и других.
Значительное внимание изучению международных преступлений уделено и в работах зарубежных авторов, таких как Х.-П. Гассер, М. Гринспен, Ф. Кальсховен, Е. Кастрен, Л. Оппенгейм, Р. Фолк и другие [13].
В царствование императора Александра I, проводившего общую реформу государственного образования, в качестве основного уголовного законодательства разрабатывался Проект уголовного уложения Российской империи 1813 года, в данном проекте было установлено, что наказания за преступления по военной службе определяются в Военном Уставе [14]. Однако статья 280 Военного Устава в некоторых случаях отсылает к другим источникам определения наказания: «За преступления и проступки, общие военнослужащих с лицами гражданского звания и не предусмотренные настоящим уставом, лица военного ведомства подвергаются наказаниям на основании общих уголовных законов (уложения о наказаниях уголовных и исправительных и устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями), с соблюдением правил, в нижеследующих статьях определенных.» [15].
Воинский устав о наказаниях 1868 года в IV Разделе «О преступлениях и проступках, общих военнослужащих с лицами гражданского звания, независимо от службы» содержал ст. 285, предусматривающую лишение всех прав состояния и смертную казнь за умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабеж и умышленное зажигательство или потопление чужого имущества в военное время [16].
22 марта 1903 г., в период царствования Николая II, было принято новое Уголовное уложение, созданное с целью дальнейшей замены Уложения о наказаниях и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Гл. 23 вышеуказанного Уголовного уложения называется «О телесном повреждении и насилии над личностью» составляет 13 статей, подробно и детализировано регламентирует преступления против личности.
В 1917 г. во время Февральской и Октябрьской революций в основном действовало и применялось дореволюционное уголовное законодательство — Уголовные уложения 1845 и 1903 г., также дополнительно принимались постановления Временного правительства. В дальнейшем, в советский период, основные руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года были созданы под эгидой классового господства и коммунистической политики партии. Общей характеристикой системы назначения наказания за преступления можно обозначить главенство большевистской идеологии, появление таких мер наказания как общественное порицание, исправительно-трудовые работы, создание товарищеских судов – ведение протокола, вынесение решения представителями профсоюзных и партийных организаций [17, с. 28].
Таким образом, можно сделать вывод о непрерывном историческом развитии уголовного законодательства в сфере уголовно-правовой охраны личности в период вооруженных конфликтов различного характера, что служит основой для дальнейшего формирования уголовно-правовых норм, регулирующих вышеуказанную отрасль права.
Список литературы:
- Алешин В.В. Правовое регулирование вооруженных конфликтов и его роль в обеспечении безопасности Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук.– М., 2007.
- 9. 10. Воинский устав 1716 г. URL:https://adjudant.ru/regulations/1716-02.htm (дата обращения:15.06.2016).
- 16. Воинский устав о наказаниях.— СПб.: Тип. 2-го Отд-ния собственной е. и. в. канцелярии, 1868. — VII, 121 с. URL:https://militera.lib.ru/regulations/0/g/1868_voinsky-ustav-o-nakazaniyah.pdf (дата обращения:15.06.2016).
- Костенко Н.И. Новые подходы к понятию, предмету и системе международного уголовного права. URL:https://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/532 (дата обращения:15.06.2016).
- Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении/Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. 624 с.
- Проект Уголовного Уложения Российской Империи. URL: https://books.google.nl/books?id=6WYmAAAAYAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_atb#v=onepage&q&f=false (дата обращения:15.06.2016).
- Российское законодательство X-XX веков: В 9-ти томах. — М.: Юридическая литература, 1985. — Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления государства. — 520 с. — (Российское законодательство X—XX веков). URL:https://krotov.info/acts/16/2/pravo_01.htm (дата обращения:15.06.2016).
- Российское уголовное право : Курс лекций : в 3 т. Т. 1 : Общая часть / А.В. Наумов. 5-е изд., перераб., и доп. – М. Волтерс Клувер, 2011. – 768 с.
- Русская правда. URL:https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4946(дата обращения:15.06.2016).
- Судебник Ивана IV. URL:https://xn--d1aml.xn--h1aaridg8g.xn--p1ai/10-16/sudebnik-ivana-iv/(дата обращения:15.06.2016).
- Соборное уложение 1607 г. URL:https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1600-1620/Ulozenie_1607/text.htm (дата обращения:15.06.2016).
- Соборное уложение 1649 г. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Article/sob_ul1649.php (дата обращения:15.06.2016).
- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. — Санкт-Петербург : Тип. 2 отд-ния собств. е. и. в. канцелярии, 1845. — [4], IV, 898, XVII с.
- Янаева М.Г. Применение запрещенных средств и методов ведения войны:дис. канд. юрид. наук: – М., 1997. 187 c.[schema type=»book» name=»Основные этапы развития норм уголовно-правовой охраны личности в период вооруженного конфликта в истории российского уголовного права до начала XX в. » description=»Целью статьи является изучение и анализ основных этапов развития норм уголовно-правовой охраны личности в период вооруженного конфликта в истории российского уголовного права до начала XX в. Автором прослеживается непрерывное историческое развитие уголовного законодательства в сфере уголовно-правовой охраны личности в период вооруженных конфликтов различного характера.» author=»Бадло Марина Сергеевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]