Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для современной России одной из наиболее острых является проблема, связанная с обеспечением надлежащих условий для осуществления всеми гражданами РФ конституционного права на жилище, которое как важнейший составной элемент входит в более широкое по содержанию право, закрепленное на международном уровне – право на достойный жизненный уровень [3, ст. 25; 8, ст. 11]. Однако до сих пор большинство российских граждан испытывают нужду в приобретении комфортного и благоустроенного жилого помещения, несмотря на прилагаемые огромные усилия государства к решению этой насущной проблемы [1, с. 70].

Право на жилище закреплено в ст. 40 Конституции РФ, где определена обязанность органов публичной власти не только создавать благоприятные условия для осуществления этого права, но и также обеспечивать бесплатным или за доступную плату жильем наиболее социально незащищенных граждан [2, с. 241], среди которых особое место занимают несовершеннолетние граждане, являющиеся особыми субъектами любого правоотношения, в том числе, и жилищного. При этом особенности правового статуса детей определяются гражданским и семейным законодательством РФ.

Следует отметить, что, и в международных документах [6], и в национальном законодательстве [10] категорией «дети» охватываются все несовершеннолетние граждане, т.е. не достигшие 18-ти лет, но при этом не уточняются особенности их правового статуса. В данной статье исследуется правовое положение в жилищной сфере такой категории детей как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, причем, не только несовершеннолетних, но и уже достигших возраста 18-ти лет. Такой подход не случаен, так как, хотя, по общему правилу, государство и берет на себя обязанность по обеспечению и охране жилищных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, но при этом, в случае не обеспечения по определенным объективным причинам (в частности, служба в Вооруженных Силах РФ, пребывание в местах лишения свободы, отсутствие свободного жилья для предоставления его данной категории граждан и т.д.) жильем детей до достижения ими совершеннолетия, государство оставляет за собой эту обязанность до тех пор, пока указанные граждане полностью не реализуют право на жилище, гарантированное им государством.

В российском законодательстве под особой государственной охраной находятся жилищные права детей, оставшихся без родительского попечения. Так, Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ) в ст. 148 закрепил право таких детей на сохранение не только права пользования жилым помещением, но и права собственности на него. При этом, ребенок, находящийся под опекой (попечительством), наделен следующими правами, по которым жилое помещение может перейти ему в собственность: правом наследования, как по закону, так и по завещанию; правом приватизации; правом приобретения жилья по договору дарения или купли-продажи и т.д. Реализация этих и других прав, связанных с осуществлением данной категорией граждан права на жилище, основана на нормах жилищного и гражданского законодательства.

Согласно действующему законодательству, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, по общему правилу, наделены тремя правомочиями: владения, пользования и распоряжения. Что касается распоряжения жилыми помещениями, то они вправе по своему усмотрению определять судьбу данного имущества, т.е. продать, подарить, сдать внаем, передать в пользование на безвозмездной основе и совершить иные сделки по отчуждению. Однако, если в качестве собственника выступает несовершеннолетние лицо, находящееся под опекой или попечительством, то здесь совершенно иная ситуация. Несмотря на то, что передача несовершеннолетнего ребенка под опеку (попечительство) не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему жилое помещение, закон все же не наделяет этих граждан самостоятельным правом распоряжения данным имуществом, закрепляя требование о том, что для совершения таких сделок с жильем необходимо получить предварительное согласие органов опеки и попечительства [4, ст. 37; 5, ст.ст. 20, 21]. Более того, в соответствии с Письмом Минобразования РФ рекомендовано этим органам при решении вопросов, связанных с отчуждением жилого имущества, находящегося в собственности несовершеннолетних граждан, также запрашивать следующие документы: заявление о согласии несовершеннолетнего старше 14 лет на данную сделку; справки БТИ, удостоверяющие балансовую стоимость жилых помещений на момент обращения; разрешение на регистрацию в населенном пункте субъекта РФ в случае выезда семьи по новому адресу из ОВД (форма 6); выписку (справку) из домовой книги с места регистрации несовершеннолетнего по месту жительства [9].

Рассматривая роль органов опеки и попечительства в решении жилищных вопросов с участием несовершеннолетних, нельзя не остановиться на актуальности вопроса, связанного с необходимостью получения согласия от выше указанных государственных органов на совершение сделок по отчуждению жилого помещения, в которых проживают несовершеннолетние граждане. При этом следует отметить, что в случае решения данного вопроса в суде, наличие такого согласия не принимается судом в качестве достаточного подтверждения законности сделки, так как основным критерием для оценки действительности является реальное соблюдение имущественных прав несовершеннолетнего ребенка. Однако осуществляемый органами опеки и попечительства контроль за совершением сделок в отношении жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние дети (в том числе, если они одновременно выступают в качестве собственников этого жилья), является важнейшей социально значимой задачей российского государства.

Особую остроту данный вопрос приобрел в связи с внесенными в ст. 292 ГК РФ изменениями. Так, с марта 2005 года было отменено содержащееся ранее жесткое требование о необходимости получения разрешения от органов опеки и попечительства на совершение сделок с жилой недвижимостью для ряда случаев. В юридических кругах разразилась дискуссия в отношении толкования данной нормы. Некоторые юристы пришли к однозначному мнению о том, что теперь такое согласие будет необходимо только в тех случаях, если в отчуждаемом жилом помещении проживают члены семьи собственника, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетние члены семьи собственника, оставшиеся без родительского попечения [5, с. 46], другие же авторы трактовали эту норму таким образом, что, по общему правилу, для отчуждения такого жилого помещения теперь вообще не требуется согласие органов опеки и попечительства [11, с. 143].

Считаем, что и та, и другая трактовка данной правовой нормы, не совсем правильна, так как это нововведение можно применить лишь к той категории несовершеннолетних граждан, которые обладают лишь правом пользования данным жилым помещением. Что же касается несовершеннолетних, которые являются собственниками такого имущества, то в отношении них закрепленное в законодательстве требование на получение согласия органов опеки и попечительства для совершения сделок с таким жильем сохраняется. Это подтверждается и нормой ст. 37 ГК РФ, которую никто не отменял. Направлено это, прежде всего, на сохранение имущества несовершеннолетнего собственника.

Однако в п. 4 ст. 292 можно усмотреть противоречие с нормой п. 2 ст. 37 ГК РФ в отношении оставшихся без родительского попечения несовершеннолетних граждан, которые обладают лишь правом пользования данным жилым помещением. Так, согласно п. 2 ст. 37 ГК РФ совершение собственником жилого помещения сделки с этим имуществом, в отношении которого несовершеннолетний обладает лишь правом пользования, влечет отказ этого несовершеннолетнего гражданина от права пользования данным жильем. Эта норма идет вразрез с положениями ст. 292 ГК РФ, что приводит к трудностям в их правоприменении. Поэтому считаем необходимым внести изменения в действующее законодательство с целью устранения существующих противоречий.

Интересен еще один момент в толковании нормы п. 4 ст. 292 ГК РФ, который связан с тем, что законодатель делает одну существенную оговорку в отношении органов опеки и попечительства, которым должно быть известно об оставшихся без родительского попечения несовершеннолетних гражданах. При этом законодательно не определено, каким образом данный государственный орган должен получать такую информацию. Обязанность органов опеки и попечительства по выявлению таких детей содержится в п. 1 ст. 121 СК РФ, но только в общем виде. Поэтому считаем важным дополнительно закрепить на законодательном уровне обязанность указанных органов по своевременному выявлению и учету данной категории несовершеннолетних, при этом установив за неисполнение этой обязанности меры ответственности. Однако при этом нельзя забывать и о том, что огромное содействие в осуществлении указанной обязанности надлежащим образом органами опеки и попечительства должны оказывать не только органы полиции и прокуратура, но и обычные граждане (воспитатели, учителя, врачи, соседи и т.д.), которые, как правило, в большей мере располагают всей необходимой информацией, касающейся фактов утраты детьми родительского попечения. Надо сказать, что в семейном законодательстве закреплена данная обязанность граждан и должностных лиц сообщать в органы опеки и попечительства всю имеющуюся информацию о таких детях, однако не предусмотрена ответственность для лиц, скрывающих данную информацию или равнодушно относящихся к таким негативным жизненным фактам. Поэтому было бы уместно ввести санкцию административно-правового характера для граждан и должностных лиц в случае неисполнения ими надлежащим образом возложенной на них обязанности информирования.

Еще одной актуальной проблемой современного российского общества в рассматриваемой области остается проблема, связанная с использованием, управлением и сохранностью жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения. Нередки случаи, когда лица, на которых возложена данная обязанность либо вообще ее не выполняют, либо осуществляют таким образом, что это приводит впоследствии к негативным для такого ребенка последствиям. Более того, наблюдаются злоупотребления и со стороны органов опеки и попечительства, а также со стороны должностных лиц различных детских учреждений, где находится такой ребенок. Как правило, в период пребывания несовершеннолетних в таких специализированных учреждениях, жилые помещения предоставляются данными лицами для проживания их знакомым или родственникам, причем на безвозмездной основе. В результате чего, при возвращении ребенка от попечителя или выходе из детского дома или другого специализированного учреждения, он сталкивается не только с трудностями, связанными с отсутствием необходимой материальной базы для устройства своей жизни, но и с огромными долгами, которые в течение всего времени его отсутствия накапливались за коммунальные услуги, квартплату, оплату налогов за имущество и т.д. Нередки случаи, когда жилое помещение, принадлежащее данной категории несовершеннолетних граждан, становится вообще не пригодным для проживания в связи с тем, что за ним не был осуществлен должный уход со стороны обязанных лиц. Существование указанной проблемы связано с отсутствием в нашем законодательстве специальных норм, четко регулирующих не только виды и сам процесс заключения необходимых договоров в рассматриваемой области, но и установление санкций в отношении обязанных лиц за их бездействия или незаконные действия в отношении переданного им на сохранность жилого недвижимого имущества.

Это лишь некоторые проблемы, которые встречаются в настоящее время в правовом регулировании жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Безусловно, от того насколько активно и действенно российское государство и общество включится в процесс решения выше перечисленных проблем, будет зависеть будущее этой наиболее социально незащищенной категории российских граждан и, более того, – будущее всей России.

Список литературы:

  1. Алексикова О. Е. Конституционное право на жилище в современной России: содержание, обеспечение и защита : дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.02. Белгород, 2013. 172 с.
  2. Алексикова О. Е. Социальная сущность конституционного права на жилище в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 239–244.
  3. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон Рос. Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2014. № 19. Ст. 2304.
  5. Кирсанов А. Р. Правовое регулирование имущественных отношений в жилищной сфере // Судья. 2005. № 2. С. 45–48.
  6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
  7. Об опеке и попечительстве : федер. закон Рос. Федерации от 24.04.2008 № 48-ФЗ (в ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755; 2014. № 45. Ст. 6143.
  8. Об экономических, социальных и культурных правах : международный пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  9. О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних : письмо Минобразования РФ от 09.06.1999 № 244/26-5 // Вестник образования. 1999. № 8.
  10. Семейный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2014. № 19. Ст. 2331.
  11. Филиппова С. Ю. Новый Жилищный кодекс Российской Федерации о праве собственности на жилое помещение // Новый Жилищный кодекс России: актуальные проблемы. Сб. статей. М. : Ось-89, 2006. С. 140–150.[schema type=»book» name=»ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» author=»Булгакова Елизавета Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found