Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

Развитие демократии в государстве и становление институтов гражданского общества находятся в прямой взаимосвязи между собой: чем более развито гражданское общество в стране, тем демократичнее становится государство. Гражданское общество – один из источников легитимности государственной власти, так как именно институты гражданского общества являются носителями информации о состоянии политической, социально-экономической и духовной сферы жизни общества в государстве. Государство не может существовать без гражданского общества, как и гражданское общество не может функционировать без государства.

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года Президент России В.В. Путин указал следующее: «Сейчас мы видим, насколько активно и конструктивно проявляют себя граждане. Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, в решении проблем. Понимают, что от их личных усилий многое зависит» [2]. В ежегодном Докладе о состоянии гражданского общества Общественная палата России отметила тот факт, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» инструментом «самостоятельного и под свою ответственность решения населением вопросов местного значения» так и не стал [1, с. 52].

В современных условиях российской государственности происходит формирование и становление институтов гражданского общества, и именно в силу их неразвитости они не могут осуществлять эффективный контроль над действующей государственной властью. Однако уже сегодня наблюдаются явные тенденции укрепления и возрастания роли гражданского общества в механизме реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Наиболее динамично развивающийся институт гражданского общества, действующий на муниципальном уровне и регулируемый муниципальными правовыми актами – добровольные народные дружины.

2 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» [12], целью которого является создание правовых условий и упорядочение общественных отношений в области добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка. В законе, в том числе, закрепляется понятие народной дружины, под которой понимается основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Также вышеуказанным нормативным актом закрепляется порядок создания и организации деятельности народных дружин, руководство их деятельностью, членство, права и ответственность народных дружинников, пределы возможного применения ими физической силы. Очевидно, что законодательство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет постепенно приводиться в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом ввиду отсутствия детализированности многих норм закона.

Вместе с тем имеется позитивная практика правового регулирования деятельности народных дружин муниципальными правовыми актами.

Так, в соответствии с решением Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области от 28.10.2013 № 94/14 «Об образовании добровольных народных дружин по охране общественного порядка на территории Чеховского муниципального района» [11] народная дружина является добровольным объединением граждан и решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными органами на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Пунктом  2.2 вышеуказанного решения устанавливаются следующие задачи, исполняемые народными дружинниками:

— участие совместно с сотрудниками правоохранительных органов в обеспечении правопорядка в общественных местах путем патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах;

— участие в обеспечении правопорядка в общественных местах при проведении массовых, общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;

— участие в мероприятиях по предупреждению и пресечению правонарушений;

— содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, в том числе по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— принимают участие при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, пресечении массовых беспорядков и групповых противоправных действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;

— иная помощь правоохранительным и иным государственным органам, если эта деятельность не противоречит действующему законодательству.

Однако на муниципальном уровне принимаются не только положения, регулирующие деятельность народных дружин. К примеру, постановлением Администрации муниципального образования г. Саяногорск от 14.10.2014
№ 1360 [5] утверждены примерные формы документов, необходимых для создания народной дружины — примерный устав народной дружины, примерный протокол общего собрания граждан о создании народной дружины, форма уведомления о создании народной дружины. Постановлением Администрации г. Перми от 25.02.2013 № 94 [4] утвержден порядок определения объема субсидии на организацию деятельности добровольных народных дружин охраны общественного порядка в городе Перми и материальное поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка, постановлением администрации г. Иркутска от 03.10.2014 № 031-06-1145/14 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие и рассмотрение уведомления о создании народной дружины» [3].

В другом субъекте Федерации — Республике Марий Эл, регулирование исследуемых вопросов осуществляется постановлением Правительства «Об утверждении Типового положения о народных дружинах по охране общественного порядка» [7], по которому основными задачами народных дружин являются охрана прав и законных интересов граждан, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, участие в работе по воспитанию граждан в духе уважения законов. Положения о народных дружинах приняты в муниципальных образованиях «Городской округ «Город Козьмодемьянск», «Городской округ «Город Йошкар-Ола», «Городское поселение Красногорский», «Медведевское городское поселение», «Городской округ «Город Волжск», «Звениговский муниципальный район». Так, в соответствии с положением о народных дружинах по охране общественного порядка на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» [8], народные дружины выполняют следующие функции: а) совместно с работниками органов внутренних дел участвуют в охране общественного порядка на территории муниципального образования; б) проводят профилактическую воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, ведут работу с неблагополучными семьями; в) принимают участие в профилактике хулиганства, пьянства, хищений имущества, нарушений правил торговли и других правонарушений; г) оказывают помощь государственным органам, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечении режима чрезвычайного положения.

Интересен тот факт, что народные дружины также могут создаваться при юридических лицах, находящихся в муниципальном образовании: к примеру, в городе Йошкар-Ола народные дружины созданы в ОАО «Маригражданстрой», ОАО «Жилищно-эксплуатационная компания «Центральная», ОАО «Жилищно-эксплуатационная компания «Заречная». Деятельность таких дружин регулируется отдельными муниципальными правовыми актами [6, 9, 10].

По нашему мнению, народные дружины являются специфическими общественными образованиями граждан, действующими исключительно в границах муниципальных образований, имеющими целью содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, профилактики правонарушений.

Однако на сегодняшний день имеются проблемы в правовом регулировании деятельности данных «общественных образований»: так, Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ дает лишь «канву», основные положения для деятельности народных дружинников, строго закрепляя лишь их права, обязанности и ответственность, возлагая при этом организацию их деятельности на правоохранительные органы, органы государственной власти субъектов России и органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ органы местного самоуправления оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин. Формулировка «оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин» в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено в качестве вопросов местного значения городского округа (п. 37 ч. 1 ст. 16), городского, сельского поселения (п. 33 ч. 1 ст. 14), что указывает на возможность муниципально-правового регулирования органами местного самоуправления в данной сфере. Что подразумевается под созданием условий для деятельности, в законе не разъясняется, однако, как мы предполагаем, имеется ввиду предоставление каких-либо материальных средств для нормального функционирования народных дружин.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ, руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Данная процедура согласования кандидатур в законе не разъясняется, в свою очередь, на муниципальном уровне также не принято никаких актов, регламентирующих процедуры согласования.

Аналогично отсутствуют законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок стимулирования деятельности, а также льготы и компенсации народным дружинникам (статья 26 Федерального закона № 44-ФЗ).

Таким образом, было бы целесообразным урегулировать муниципальными правовыми актами порядкок согласования кандидатур командиров народных дружин, стимулирование деятельности народных дружинников, перечень льгот и компенсаций, предоставляемых данным лицам, создание условий для деятельности народных дружин.

Полагаем, что перечень обязанностей народного дружинника в Федеральном законе от 02.04.2014 нуждается в дополнении позициями:

— принимать меры по оказанию неотложной медицинской и иной помощи гражданам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, вследствие чрезвычайных обстоятельств, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии;

— изучать методику и формы предупреждения и пресечения правонарушений;

— постоянно совершенствовать свои знания в области правоохранительного законодательства;

— повышать уровень общей и специальной физической подготовки.

Права народных дружинников в вышеуказанном Федеральном законе целесообразно дополнить следующими положениями:

— участие в оцеплении участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении мероприятий массового характера;

— пользование безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с органами полиции, местного самоуправления и штабом народной дружины средствами связи, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что развитие института народных дружин на местном уровне будет способствовать, во-первых, укреплению диалога гражданского общества и органов местного самоуправления, во-вторых, усилению участия населения в решении вопросов местного значения, и, в-третьих, повышению легитимности органов местного самоуправления в России.

Список литературы:

  1. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2013. 183 с.
  2. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.kremlin.ru/news/47173 (дата обращения: 05.12.2014).
  3. Постановление администрации г. Иркутска от 03.10.2014 № 031-06-1145/14 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие и рассмотрение уведомления о создании народной дружины» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обновления: 03.12.2014).
  4. Постановление Администрации г. Перми от 25.02.2013 № 94 (ред. от 14.07.2014) «Об утверждении Порядка определения объема субсидии на организацию деятельности добровольных народных дружин охраны общественного порядка в городе Перми и материальное поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка» // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 01.03.2013. № 14.
  5. Постановление Администрации муниципального образования г. Саяногорск от 14.10.2014 № 1360 «Об утверждении примерных форм документов, необходимых для создания народной дружины» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обновления: 03.12.2014).
  6. Постановление Мэра города Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 14.01.2009 № 8 «О создании народной дружины по охране общественного порядка на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в ОАО «Маригражданстрой» // Газета «Йошкар-Ола». 20.01.2009. № 2 (947).
  7. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13.05.2004 № 142 «Об утверждении Типового положения о народных дружинах по охране общественного порядка» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2004. № 6. Ст.174.
  8. Решение Йошкар-Олинского городского Собрания Республики Марий Эл от 29.04.2004 № 492-III «О Положении о народных дружинах по охране общественного порядка на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» // Газета «Йошкар-Ола». 2004. № 18.
  9. Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 27.02.2006 № 225-IV «О создании в открытом акционерном обществе «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Центральная» народной дружины по охране общественного порядка на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» // Газета «Йошкар-Ола». 07.03.2006. № 9 (794)
  10. Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 26.12.2006 № 372-IV «О создании в открытом акционерном обществе «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Заречная» народной дружины по охране общественного порядка на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» // Газета «Йошкар-Ола». 29.12.2006. № 52
  11. Решение Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области от 28.10.2013 № 94/14 «Об образовании добровольных народных дружин по охране общественного порядка на территории Чеховского муниципального района» // Чехов сегодня. 09.11.2013. № 101.
  12. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.[schema type=»book» name=»МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН» author=»Вавилов Никита Сергеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found