Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕСТО САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Санаторно-курортные услуги являются разновидностью медицинских услуг, объединенных с услугами гостиничными, услугами питания. Иными словами, они носят комплексный характер. Однако, наиболее важная часть – это медицинская составляющая данных услуг, –  направлены они, прежде всего, на оздоровление населения. Забота о здоровье нации – одна из функций социального государства. Поэтому необходимо выравнивание возможностей доступа населения к получению качественных санаторно-курортных услуг, при условии эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и природных лечебных ресурсов, а также современной организации здравоохранения[1, c.96].

В связи с тем, что к оказанию санаторно-курортных услуг государство имеет непосредственное отношение либо действует через посредство организаций, данные услуги могут рассматриваться как государственные услуги. Определение категории «государственные услуги» получило нормативное закрепление в Указе Президента Российской Федерации № 314.  В Указе под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения, или иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными закона [2].

Категория «государственные услуги» стала упоминаться в других нормативно-правовых актах [3]. В той или иной интерпретации категория «государственная услуга» ранее упоминалась в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании», «О ветеринарии», «О лекарственных средствах» и др.

Анализируя указанные нормативные акты, можно выделить те виды деятельности, в рамках которых осуществляется оказание государственных услуг: они в основном связаны с социальной сферой.

Кроме того, подавляющее большинство названных выше нормативных актов относится к источникам комплексного правового регулирования, поскольку содержит нормы как публичного, так и частного права.

В юридической литературе услуги, оказываемые с участием государственных образований, авторы относят к так называемым публичным услугам.

Наряду с термином «публичные услуги» нередко можно встретить и другие – «государственные услуги» и «социальные услуги». Однако соотношение данных понятий, порядок и принципы их оказания ни в цивилистической литературе, ни в нормативно-правовых актах не раскрываются.

Понятие «государственные услуги», так же как и «публичные услуги», и «социальные услуги» пока не получило четкого определения в законодательстве, однако уже есть указание на возможную платность или бесплатность государственных услуг.

Рассмотрим значение этих понятий на основе изучения того, как их определяют авторы гражданско-правовых исследований, посвященных оказанию услуг,  и попытаемся вывести «формулу» их соотношения.

Для отечественной доктрины публичные услуги – явление новое, поэтому их понятие находится в стадии формирования. В юридической литературе  были приведены следующие признаки публичных услуг:

— они направлены на реализацию общественных интересов (обеспечивают деятельность общезначимой направленности);

— имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся данной услугой;

— осуществляются либо органами государственной или муниципальной власти, либо другим субъектом;

— основываются как на публичной, так и на частной собственности [8, с.5].

Приведенные признаки публичных услуг характеризуют их как деятельность общезначимой направленности и показывают наличие публичного интереса в осуществлении такой деятельности, которая позволяет утверждать о том, что, независимо от того, какой субъект в каждом конкретном случае их оказывает, публичная власть обязана обеспечить их исполнение на условиях возмездности или безвозмездности.

Исследовав характер публичной услуги, Л.К. Терещенко отмечает, что «…публичная услуга – это деятельность, направленная на удовлетворение публичных интересов, потребностей» [9, с.16].

В этой связи интересно обратить внимание на точку зрения, изложенную Ю.А. Тихомировым, в которой публичная услуга рассматривается «как юридически и социально значимые действия в интересах общества, государства и граждан» [7, c.13].  Приведенное определение публичной услуги содержит ее расширительное толкование, которое включает в себя как государственные, так и социальные услуги.

Вместе с тем, данное определение не дает принципиального ответа на вопросы: какова правовая природа публичных услуг, кто является субъектом ее оказания и что является основой оказания публичной услуги (платность или бесплатность)? Поэтому представляется чрезвычайно важным определение границ использования термина «публичная услуга».

В научной литературе авторами предпринимаются попытки установления границ публичной услуги путем их классификации.

Наиболее распространенной является классификация публичной услуги в зависимости от сферы, в которой происходит ее реализация.

На этом основании выделяются информационные, консультационные, бытовые, образовательные, медицинские, финансовые, коммунальные и иные услуги. Ю.А. Тихомиров и М.Д. Чеснокова предлагают выделять три вида публичных услуг:

— услуги для граждан (выдача личных документов, осуществление регистрационных действий, предоставление права пользования публичными библиотеками и т.д.);

— услуги для предпринимателей и юридических лиц (регистрация компаний, консультирование по вопросам налогообложения, выдача лицензий, разрешений и т.д.);

— услуги информационного характера, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления [10, с.91].

Представляет интерес и классификация Л.К. Терещенко, в рамках которой выделяются публичные услуги, государственные услуги и социальные услуги, при этом автор их не противопоставляет, а скорее говорит об их соотношении:

«Представляется, что было бы неверным смешивать данные понятия, поскольку они имеют различное содержание и с разных сторон характеризуют оказываемые услуги» [9, c.17].

Анализ представленной классификации показывает, что термин «публичные услуги» шире, чем термин «государственные услуги», поскольку последние характеризуются наличием лишь одного субъекта, их оказывающего, – государственного органа, в то время как публичные услуги могут быть оказаны государственными органами и негосударственными структурами.

Появление термина «социальная услуга» связана не с функциями или субъектами, ее оказывающими, а со сферой реализации данной услуги, то есть имеет другой классификационный критерий.

К данному разграничению понятий, как к наиболее правильному с нашей точки зрения, и следует присоединиться.

В федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» содержится следующее определение понятия «государственная услуга»: «государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — государственная услуга), — деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги» [4].

Из данного определения следует, что основным признаком государственной услуги является взаимодействие органа с гражданином или организацией, целью услуги – обеспечение прав и свобод, а также законных интересов.

Н.А. Шевелева предлагает разделять публичные услуги на два типа: первый – услуги, оказываемые органами исполнительной власти; второй – услуги, оказываемые подведомственными им бюджетными учреждениями или уполномоченными организациями [6, с.51].

Публичные услуги первого типа являются реализацией одной из функций исполнительной власти, и передача иным субъектам осуществления таких услуг недопустима. Такие услуги предоставляются исключительно на безвозмездной основе. При этом компенсация затрат на такие услуги производится из бюджетов соответствующих уровней. Например, Административный регламент по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг Министерством иностранных дел РФ не предусматривает взимание платы в виде сборов за предоставление государственных услуг [5].

Услуги второго типа предоставляются на возмездной основе, при этом источником финансирования могут быть как бюджетные, так и частные средства.

В зависимости от источника финансирования для получателя услуги она может быть платной или бесплатной, а для исполнителя услуги – всегда возмездной.

Особенностью предоставления данного типа публичных услуг является то, что для получателя услуги она обладает потребительской стоимостью, носит для субъекта, его оказывающего, возмездный характер, а правовой основой ее оказания выступает гражданско-правовой договор.

Итак, можно сделать вывод, что публичные услуги являются общезначимыми, государство берет на себя ответственность за их предоставление, но осуществляться они могут либо в публично-правовой форме (органами государственной власти или местного самоуправления), либо в частноправовой форме.

Список литературы:

  1. Кудрявцева Л.В., Карчуков Е.Ю. Правовое регулирование санаторно-курортного отдыха в России. //Евразийский союз ученых. – 2014. — №7. – С.96.
  2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010)// Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945.
  3. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг): Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 (ред. от 16.05.2011) № 679 // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 476. — Ст. 4933.
  4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) //Собрание законодательства РФ. — — N 31. — Ст.179.
  5. Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оказанию государственных информационно-консультационных услуг: Приказ МИД России от 14.05.2012 N 7063 //Российская газета. – 2012. — N 162. — 07.
  6. Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): Сборник /Под ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. М., 2007. – С.51.
  7. Публичные услуги и право: Научно-практическое пособие. /Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2011. – С.13.
    Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике //Право и экономика. — 2012. — № 6. — С. 5.
  8. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные //Журнал российского права. — 2013. — № 10. — С. 16 —
  9. Тихомиров Ю.А., Чеснокова М.Д. Совершенствование организации управления и оказания публичных услуг //Журнал российского права. — 2013. — № 3. – С.91..[schema type=»book» name=»МЕСТО САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ» author=»Кудрявцева Лариса Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found