Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

В настоящее время имеет место тенденция, связанная с интегрированием элементов международной правовой системы в правовую систему Российского государства. Интеграция международных правовых норм и принципов в современную российскую правовую систему оказала значительное воздействие на содержание российского законодательства. Наиболее показательны в этом плане нормы о примате прав человека.  Перечень неотъемлемых прав человека определен во многих международных документах, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенции о защите прав человека и основных свобод и др. [1] . Первостепенное значение этих актов, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности. Стандарты конституируются в качестве нормативного ми­нимума, определяющего уровень государственной регламента­ции с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации [2, с. 225].

Глава 2 Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина. Если сопоставить статьи российской Конституции с важнейшими международно-правовыми документами в области прав человека, то можно отметить не только совпадение общих подходов, но и сходство многих конкретных норм. Закрепление общепризнанных прав и свобод человека во внутригосударственных правовых актах является выражением их конституционного признания и заверения в том, что они будут соблюдаться, обеспечиваться и гарантироваться [1]. Стандарты адресуются в первую очередь государствам, которые, обладая реальной властью и силой, в состоянии обеспечить уважение к правам и несут ответственность перед своим народом, перед международным сообществом за соблюдение прав человека.

Международные стандарты прав человека должны трансформироваться в национальные законодательства, определяя ту планку, ниже которой цивилизованные государства опускаться не могут [4].  Вступление РФ в международные организации, подписание различных международно-правовых актов влечет изменение объема прав и свобод человека и гражданина в сторону их увеличение, что  порождает обязанность РФ как цивилизованного государства обеспечивать именно этот объем прав.

Международные стандарты по правам человека довольно высоки и должны плодотворно взаимодействовать с правами, провозглашенными в национальном законодательстве. Однако в силу принципиальных различий концепций национального права в области регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в различных государствах, до настоящего времени ряд международных договоров в рассматриваемой области не получил поддержки подавляющего большинства государств [5]. Также к причинам невозможности приведения в соответствие национального законодательства к международным стандартам можно отнести отсутствие у некоторых государств реальной возможности обеспечения того или иного права.  Примером может послужить Конвенция МОТ N 102 о минимальных нормах социального обеспечения 1952 года. Данный международный акт предусматривает более высокий уровень социального обеспечения, чем действующее российское законодательство, однако РФ до сих пор полностью не ратифицировала конвенцию в силу невозможности реализации ее положений на практике.

Международные акты предусматривают комплексную систему обеспечения и защиты прав и свобод. Универсальная система защиты представлена Комис­сией по правам человека, действующей в рамках ООН, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. На региональном уровне, например, в рамках СНГ действует Комиссия по правам челове­ка.  Эффективная процедура рассмотрения обращений лиц дей­ствует в рамках Совета Европы, а именно в ЕСПЧ [2, с. 232].

 Стоит отметить, что неоднозначная ситуация складывается в области защиты прав несовершеннолетних. Зачастую под лозунгом приоритетной защиты несовершеннолетних попираются веками устоявшиеся традиции. В частности, согласно Европейской социальной хартии, ратифицированной РФ в 1998 г., одной из дисциплин в школе может стать обязательное сексуальное просвещение, включенное в учебный план соответствующих тематических курсов с первого класса. Указанное представляется несколько непоследовательным и не свойственным для национального образования. Культура образования, воспитания и процесса социализации несовершеннолетнего не должна представлять собой единый унифицированный акт, адресованный всем вне зависимости от исторического и национального подходов. Современные международные положения должны быть направлены лишь на установление общих тенденций, способствующих развитию международных связей и обмену социально полезным опытом, тем самым не навязывая политику глобализации и уравнивания в правовом, культурном и духовно-нравственном аспектах [6].

Что касается европейских гуманитарных стандартов, несмотря на то, что к настоящему времени большая часть обязательств России перед Советом Европы в части совершенствования законодательства формально реализована, однако чрезвычайно трудно говорить об эффективной адаптации РФ к ним. Среди причин можно назвать недостатки законотворческой деятельности федерального и региональных представительных органов власти; слабая правовая культура и низкое правосознание; слабые гражданские институты и гражданская пассивность и др. При этом проблема заключается также в том, что вновь принимаемые законы, как будто бы ориентированные на реализацию европейских обязательств России, на самом деле лишь частично отвечают требованиям Совета Европы, во многом не соответствуют эффективным и прогрессивным сдвигам в деле соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Это можно проследить на примере уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

 Так, в УИК РФ формально учтены многие рекомендации экспертов Совета Европы, но это не увеличивает гарантий соблюдения прав заключенных. Аналогичное положение складывается с УПК РФ. Он направлен на демократизацию уголовного судопроизводства, повышение правоохранительной и правозащитной роли суда, освобождение его от обвинительных функций, расширение круга участников уголовного судопроизводства. Тем не менее, данные положения не всегда реализуются на практике. Некоторые отмечают, что реализация одного из самых существенных обязательств России — о совершенствовании  уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства в целях приведения его в соответствие с европейскими стандартами — проведена половинчато, во многом формально и не создает прочных предпосылок для отвечающих цивилизованным образцам преобразований в данной области [7].

При этом эта проблема проявляется и в других сферах. Человек и его права признаются высшей ценностью. Права закрепляются и гарантируются. Но в действительности они не всегда осуществляются.  И здесь появляется уже проблема ни приведения законодательства РФ в соответствии с международным стандартами, а реальное осуществление и защита уже гарантированных прав. Что и  должно стать одной из основных целей российского государства. Для достижения которой, по нашему мнению необходимо:

— повышение эффективности деятельности государственных органов, путем осуществления  действенного и открытого контроля за их деятельностью не только о стороны государства, но и общественности;

— привлечение виновных в  нарушении прав и свобод человека и гражданина к ответственности;

— повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан, чтобы у них была осведомленность не только о наличии прав и свобод, но также о механизме их реализации и защиты.

Таким образом, международные стандарты прав человека и гражданина, безусловно, оказывают влияние на содержание законодательства, в том числе и российского. Однако становятся они императивными нормами только в случае признания их в качестве таковых государством. И, по нашему мнению, необходимо это делать только в том случае, если у государства есть реальная возможность обеспечения того или иного права, чтобы не возникало проблем с их реализацией.

Список литературы:

  1. Ажахов К.М. Обеспечение единых стандартов защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. Нальчик. 1999. С. 6-8;
  1. Игнатенко Г. В. и. О. И. Тиунов. Международное право. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. — 584 с.;
  2. Б. В. Макогон. Тенденции развития национального законодательства в условиях глобализации// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. Выпуск № 2 / 2012;
  3. Оганесян С. М.Международное публичное и частное право, 2008, N 2;
  4. Проблемы имплементации международных норм по правам человека в правовую систему Российской Федерации//https://ilya-ya.ru/;
  5. Семикина М.С. Защита прав несовершеннолетних в условиях глобализации // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 4. С. 3 – 5;
  6. Утяшев М.М. Утяшева Л.М. Права человека в современной России Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений Уфа 2003. 616 с.[schema type=»book» name=»МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ» author=»Назарова Анжела Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found