Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

К ОБОСНОВАНИЮ КОНКУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС

Процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве открывают новые возможности по обеспечению конкурентных преимуществ  стран участниц ЕАЭС на глобальных рынках, повышению уровня жизни населения, реализации полного комплекса прав человека, принятых в соответствии с документами ООН в современном мире.

Выстраивание правовой основы межгосударственных отношений между странами участницами во многом будет определяться  морально-нравственной общностью, религиозными традициями, правовыми системами стран, системами технического и экономического регулирования. Эти факторы являются определяющими с точки зрения эффективности интеграционной деятельности.

Одно из ключевых направлений в создании экономического союза является создание правовых механизмов, обеспечивающих взаимопроникновение инновационных технологий, разработок, которые будут открывать возможности для модернизации всех сфер жизни в том числе,  промышленности, энергетики, транспорта, ЖКХ.  Базовым элементом такой деятельности является эффективность конкурсных правоотношений, возникающих между субъектами деятельности включая инвесторов, заказчиков, подрядчиков, разработчиков инновационных технологий и пользователей инфраструктуры и открывающих возможность для эффективной реализации контрактов.

Для успешной реализации принципов и правового механизма  эффективных экономических взаимосвязей необходимо преодолеть местническое региональное правовое мировоззрение и создать универсальный механизм, позволяющий направлять бюджетные средства, используемые в государственных и муниципальных закупках, в эффективные проекты роста сообщества через закупки. Эта не простая проблема, являющаяся характерной для всех сфер права, проявляется и в конкурсных отношениях. Как отмечал, Алексеев С.С. «Словом, действующий специфический местническо-хозяйственный интерес постоянно блокирует кажущуюся четкой систему обязывающих правовых средств, прерывает ее, преграждает ей путь к ожидаемым результатам» [1, с.250].

Анализ правоприменительной практики в области реализации контрактных отношений, реализуемых по различным законодательным и нормативно-правовым актам стран-участниц ЕАЭС, показывает, что более 63% инвестиций в инфраструктурные проекты приходится на государственный сектор. Эту долю также могут увеличить компании, различных организационно-правовых форм с государственным участием. В этих условиях становится очевидным, что в основе межгосударственной правовой системы ЕАЭС, должен лежать межгосударственный акт, обеспечивающий в первую очередь эффективность конкурсных и контрактных отношений в государственном секторе.

В настоящее время возможность участия компаний, стран-участниц определяется национальными законодательствами, регулирующими закупочную деятельность, а также бюджетным законодательством стран-участниц и подзаконными актами, определяющими процедурные вопросы и уточняющими  положения действующего законодательства.

С точки зрения унификации законодательства о закупках требуется ориентироваться на эффективные модели, позволяющие на основе показателей экономичности и результативности разработать прозрачные, работоспособные с точки зрения конкурентного права процедуры. В основу таких межгосударственных механизмов могут быть положены национальные законодательные акты и стандарты, показавшие на практике свою эффективность.

Создание законодательной основы, как унифицированной правовой платформы в сфере закупок на глобальных рынках ЕАЭС подразумевает формирование модели конкурсного отношения, в его классическом понимании, которое было положено  Иоффе О.С. Правоотношение, как таковое следует рассматривать в контексте прав и обязанностей субъектов. Так, Иоффе О.С. отмечал «Именно права и обязанности его субъектов сопутствуют правоотношению непрерывно, а их изменение или прекращение влечет за собой изменение или прекращение самого правоотношения» [2, с.28].

Степень обоснования и регулирования таких правоотношений в странах участницах неодинакова.  Наиболее разработанным в этой сфере правовым механизмом в странах ЕАЭС является контрактная система,  вступившая в силу в РФ с 1 января 2014г. Одновременно с другими законодательными и нормативно-правовыми, подзаконными актами, сводами правил организаций и предприятий различных форм собственности, осуществляющих закупки для собственных нужд в соответствии в РФ  контрактная система образует правовую базу для регулирования конкурсных отношений на всех этапах планирования, осуществления, контроля и оценки закупки.

Анализ правоприменительной практики действующих законодательных, а  также  подзаконных актов, входящих в систему в целом  показывают её эффективность. Но в связи с тем, что система разрабатывалась как универсальная правовая модель, подходящая ко всем видам закупаемых товаров, работ, услуг имеются коллизии, связанные, как правило, со сложными закупками, обладающие специфическим качествами.

Вместе с тем, градостроительная сфера и её неотъемлемая часть – проектные работы, требуют особого подхода при обосновании такого конкурсного правоотношения. Такое правоотношение в градостроительной сфере является базой  развития различных проектов в смежных отраслях экономики. Чижов С.В. отмечал, что «В свою очередь в структуре закупок существенная часть, более 57% приходится на закупки в области изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений различного назначения. Это обуславливается тем, что эта сфера деятельности обеспечивает создание всей инфраструктуры  промышленности, транспорта, энергетических объектов, зданий и сооружений жилищного, общественного назначения» [4, с.184].

Отсутствие регламентированного правового механизма приводит к наличию целого ряда юридических коллизий и конфликтов, связанных как с градостроительной сферой, так и затрагивает качественные стороны смежных отраслей экономики.

Так, например наибольшее количество правовых коллизий возникает при проведении закупок, которые реализуются проведением цепочки самостоятельных процедур на последовательные этапы жизненного цикла одного объекта. К таким закупкам относятся в первую очередь объекты строительного комплекса, проходящие через этапы технико-экономического обоснования, территориального планирования, инженерных изысканий, проектирования, разработки рабочей документации, авторского надзора и строительства.

 В этой части проявляются коллизии, возникающие в результате несогласованности законодательства в области градостроительной деятельности в результате чего, некоторые процедуры, заложенные в контрактной системе, остаются неработоспособными (процедура двухэтапного конкурса в области инженерных изысканий и проектирования).

 Кроме того, остаются  не решёнными коллизии, связанные с участием малого и среднего бизнеса в закупках для государственных и муниципальных нужд.  Так,  например, обеспечение заявки и контракта, предоставляемое для таких компаний предусматривается в соответствии с действующим законом на одинаковых условиях, что и для крупного бизнеса, как правило, в виде финансового обеспечения. Вместе с тем, использование для этих целей страховых механизмов существенно снизило нагрузку на бизнес и позволило создать экономико-правовые основы для развития целых сегментов рынка, в которых такие организации осуществляют деятельность. В связи с этим требуется разработка и принятие  подзаконного акта.

Остаётся дискуссионным вопрос относительно использования электронных форм закупки, в частности электронного аукциона. При проведении этой процедуры часто уполномоченный орган, ориентируясь на финансовую составляющую, подчас не соблюдает прозрачность процедур, делающих невозможным общественный контроль и оценку достоверности представляемых предложений в связи с несовершенством информационного обеспечения, не нормированного законодательно. Что особенно важно для технически сложных объектов,  остаются не решёнными правовые коллизии, связанные с несоответствием максимальной цены контракта, определяемой по нормативной базе и ценой, возникающей в результате минимальных стоимостных предложений участников размещения.

Это может приводить к невыполнению требований отраслевого законодательства, как например, в  строительной деятельности, когда демпинг служит причиной  снижения качества всех этапов жизненного цикла и невозможности получения конечного объекта закупки, обладающего наилучшими конечными свойствами.  Такой подход может обуславливать цепочку правовых коллизий, связанных с исполнением требований, а также отраслевых законодательных и нормативно-правовых актов и сделать не результативной закупку.

Вместе с тем, совершенствование правовых механизмов тендерных процедур на основе лучших практик государств-участников могло бы снять все коллизии, связанные с несоответствием отдельных законодательных актов и создать правовую основу для взаимной интеграции в части повышения качества жизни и реализации прав граждан.  Этого можно достичь путём разработки правового механизма, регулирующего конкурсное правоотношение, разрабатываемого применительно к объекту закупки, с учётом всех элементов правоотношения, включающей нормативную привязку, субъектный состав, характер юридических действий, отражаемых в содержании и структуре правоотношения.

Такой подход позволит идентифицировать и учесть требования, возникающие не только в рамках различных отраслей права, но и различия в правовых системах стран участниц в рамках регулирования одного и того же объекта. Как было отмечено в статье Кабанова А.А., Чижова С.В. «Применительно к правоотношению методология системного анализа может основываться на выделении объекта и субъекта исследования, определении факторов, влияющих на них, взаимосвязей и закономерностей, установлении содержания, структуры, функций элементов, их идентификации в существующих отраслях права и их институтах» [3, с. 28].

Унификация правовых механизмов в области закупок в рамках ЕАЭС позволит подойти к снятию барьеров и несоответствий, препятствующих интеграционным процессам, поскольку потребует взаимного признания отдельных норм права, исходя из целевых задач ЕАЭС. В этой связи могут быть решены назревшие вопросы трудового, миграционного законодательства, унификации систем образования и другие вопросы.

Создание правовой основы ЕАЭС, в которой принципы равных возможностей, конкуренции, инноваций дают импульс к развитию Союза является актуальной задачей. Правовое обоснование конкурсных, контрактных отношений в этой системе носит базисный фактор. Страны постсоветского пространства в этой связи имеют интеграционные преимущества, по отношению к странам дальнего зарубежья по причине общности подходов  при построении правовых систем независимых государств, во многом сохранивших базис плановой системы и экономической специализации. Этими преимуществами необходимо воспользоваться с учётом новых реалий.

Выводы:

  1. Разработка универсальной правовой модели государственных и муниципальных закупок ЕАЭС позволит создать условия для повышения экономической эффективности проектов, реализуемых на территории стран-участниц, и будет способствовать повышению качества жизни граждан и конкуренции экономик на глобальных мировых рынках.
  2. Правовая модель конкурсного отношения должна выстраиваться на основе классического подхода к формированию правоотношения и затрагивать весь его элементный состав, в зависимости от содержания и специфики объекта закупки.
  3. Универсальный характер правовой модели закупок в экономическом пространстве ЕАЭС позволит минимизировать возникновение возможных юридических коллизий и конфликтов, возникновение которых связано как с различиями в правовых системах стран-участниц, так и особенностями государственного регулирования государственных и муниципальных закупках в этих странах.

Список литературы:

  1. Алексеев С.С., Теория права, монография, издательство «БЕК», — издание 2-е, переработанное и дополненное, Москва, 1995 – 320с
  2. Иоффе О.С.,Шаргородский М.Д., Вопросы теории права, монография, Госюриздат, Москва 1961 — 381 с.
  3. Кабанов А.А., Чижов С.В., О структуре и содержании правоотношения, Ленинградский юридический журнал, №4 (42), 2015 – с.19-29
  4. Чижов С.В., Анализ правоприменительной практики в сфере проектной и строительной деятельности, сборник Актуальные проблемы юридической науки, практики и высшего образования, научные чтения, посвящённые памяти Почетного президента Санкт-Петербургской юридической академии профессора Зыбина Станислава Фёдоровича. 2014. — с. 182-186[schema type=»book» name=»К ОБОСНОВАНИЮ КОНКУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС» description=»Статья посвящена проблеме правового обоснования закупок в рамках ЕАЭС. Способом решения проблемы является универсальная правовая модель закупок, закреплённая на межгосударственном уровне. Результатом её применения может явиться возможность использования инновационных решений в экономиках государств-участников Союза, улучшающих качество жизни.» author=»Чижов Сергей Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found